«Винни-Пух и все-все-все» типы привязанности

Ослик Иа-Иа очень любил свой

хвост и «был к нему привязан».

Всеми любимая сказка про Винни-Пуха и его друзей – не только кладезь цитат и афоризмов, но и наглядная иллюстрация типов привязанности. По всем признакам бодрый Винни-Пух обладает надежной привязанностью, меланхоличный Иа-Иа проявляет ненадежный избегающий тип привязанности, а нервозному Пятачку свойственна, скорее, ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность.

Но сначала немного о самом феномене привязанности, которая зарождается в раннем возрасте. Между ребёнком и взрослым, чаще всего матерью, устанавливается эмоциональная связь, которая особенно сильно проявляется, когда ребёнок ищет утешения при переживании тревоги и страха, в случаях новизны ситуации, опасности, стресса. Привязанность дает ребёнку ощущение защищённости, безопасности, комфорта. Поскольку психика младенца только формируется, и он еще не обладает способностью к саморегуляции, то привязанность к взрослому с первых месяцев жизни становится катализатором психического развития.

В формировании того или иного типа привязанности играют роль как темперамент младенца и другие биологически обусловленные особенности, так и способ взаимодействия значимого лица с ребенком, чуткость и отзывчивость взрослого. Немаловажным фактором является и то, какой тип привязанности сложился у этого взрослого человека в его раннем детстве по отношению к его родителю(-ям), так как эта ранняя модель привязанности переносится на значимые отношения в последующей жизни.

Различные типы привязанности отличаются степенью доверия к миру, чувством безопасности и готовностью исследовать окружающую обстановку, обращаясь за поддержкой к матери или замещающему её лицу. Кроме того, современные исследования подтверждают, что надежный тип привязанности облегчает интеграцию ребенка в среду сверстников, а ненадежная привязанность – создает препятствия в общении с другими детьми и взрослыми.

Давайте теперь вернемся к героям сказки и попытаемся на их примере рассмотреть типы привязанности.

Винни-Пух активен, весел, предприимчив, он легко идет на контакт и не ждет подвоха от окружающих. Медведь вполне доволен собой и не страдает от каких-либо комплексов, а его самооценка, возможно, даже чуть выше его реальных способностей. «У меня правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает» - отвечает Винни на вопрос Совы о том, умеет ли он писать. Но и самоиронии ему не занимать. Винни производит впечатление разностороннего гармоничного персонажа с надежным типом привязанности. Если пофантазировать о его детстве, то можно предположить, что мама-медведица внимательно воспринимала сигналы своего ребенка, верно их интерпретировала и своевременно на них реагировала, была чуткой, нежной, эмоциональной. Вероятно, она давала Винни достаточно свободы, поощряла его исследовательское поведение, веселье и маленькие шалости, но всегда была готова обнять, успокоить и позаботиться о ребенке, когда он пугался незнакомых зверей или непривычной ситуации.

Как было подтверждено в ходе многочисленных экспериментов, в которых участвовали дети в возрасте от одного до полутора лет, малыши с надежным типом привязанности на расставание с мамой (или с замещающим ее человеком) реагируют плачем, зовут и ищут ее, испытывая явный дискомфорт. Но когда мама возвращается, они радостно ее встречают, протягивают к ней ручки, просят утешения, а через короткое время возобновляют свою игру, прерванную уходом матери.

Совсем иной тип привязанности сформировался у ослика Иа-Иа, страдающего депрессивной симптоматикой. Ниже приведено несколько примеров высказываний ослика:

- Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар! (перейдя озеро вброд) Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше…

- Доброе утро, Винни-Пух. Если оно вообще доброе. В чём я лично сомневаюсь…

Меланхоличный, замкнутый, недовольный собой и окружающими, Иа-Иа, скорее всего, воспитывался достаточно холодными, отстраненными родителями. Также может быть, ухаживающие за осликом взрослые постоянно менялись. Это наводит на мысль о сформировавшейся у Иа избегающего типа привязанности (один из двух видов ненадежной привязанности).

При проведении упомянутых выше экспериментов дети этой группы не огорчаются при разлуке с матерью (или замещающим ее лицом), но игнорируют её при встрече. В их отношениях присутствует отчуждение и отсутствие чувства безопасности у ребёнка. Парадоксально, но факт: несмотря на отсутствие протеста и яркой реакции на расставание, дети переживают этот момент как стресс, о чем свидетельствуют показатели физиологических и психологических изменений в реакциях данной группы испытуемых. Получается, что ребенок с избегающим типом ненадежной привязанности испытывает всю гамму чувств, что и дети с надежной привязанностью, только не демонстрирует их вовне.

Избегающий паттерн привязанности - это поведенческая стратегия ребенка, которая помогает ему приспособиться к раннему окружению. Малыш хочет быть ближе к родителям, но они не отвечают на его потребности, поэтому увеличение дистанции является компромиссом – так ребенок может оставаться в контакте с родителями, не раздражая их. Можно наблюдать, как ребенок сдерживает свои естественные поведенческие проявления: не протестует при расставании с родителем, не кричит и не плачет, не цепляется за него. Дети с избегающей формой привязанности зачастую защищаются от своих аффектов (сильных чувств) с помощью когнитивных процессов. В подростковом и взрослом возрасте такой человек может выглядеть отстраненным, замкнутым, сухим, предпочитающим чтение книг живому общению, он любит философствовать на отвлеченные темы, оперировать абстрактными понятиями, но с трудом может выразить собственные чувства. На вопрос «Ты меня любишь?» такой человек с большой долей вероятности предпочтет уклончиво ответить: «А что такое любовь? Как ее оценить или измерить?»

Другой вид ненадежной привязанности - тревожно-амбивалентный, больше соотносится с образом Пятачка. В сказке он изображается нервным, тревожным, боязливым, немного неуверенным в себе и зависимым от других. Дети этой группы отличаются, тем, что гневно реагируют на уход матери (или замещающего ее лица), но не идут на контакт с ней при встрече. Сопротивляются, когда она берёт на руки, хотя, очевидно, требуют внимания. Ребёнок демонстрирует двойственное отношение к матери и отсутствие чувства безопасности. Детям с тревожно-амбивалентной привязанностью свойственна повышенная эмоциональность, когда чувства захлестывают разум и нарушают когнитивные процессы.

На примере Пятачка можно предположить, что амбивалентность, или двойственность, могла возникнуть в отношениях между ним и его мамой вследствие гипертрофированной опеки с ее стороны. Возможно, мама привязывала его к себе сверх меры, избыточно контролировала и слабо замечала стремление ребенка отделяться от нее и исследовать окружающий мир. Не исключено, что мама-свинка воспитывала Пятачка одна, и ребенок в какой-то степени был для нее надежной эмоциональной базой, которую она боялась потерять. Тревожность мамы в сочетании с естественными импульсами ребенка приводят к тому, что Пятачок одновременно и желает отделения от мамы, и противится сепарации.

Безусловно, индивидуальные особенности ребенка вносят определенный вклад во взаимодействие и в формирование привязанности. Справедливости ради следует отметить, что беспокойный младенец, испытывающий проблемы с едой или сном, постоянно кричащий будет испытанием даже для очень чуткой матери.

В то же время, по мнению современных исследователей, закрепление ненадежного паттерна привязанности с большей долей вероятности может происходить в случаях, когда ребенок испытывает потребность в близости и безопасности, тревожится в пугающих ситуациях, а взрослый либо не реагирует, либо реагирует неадекватно. Конечно, здесь стоит говорить не о единичных эпизодах, а о повторяющихся ситуациях в жизни ребенка. В зоне риска оказываются дети, которые регулярно или на долгое время разлучаются со значимыми взрослыми, воспитывающиеся в детских домах или психически нездоровыми (неустойчивыми) родителями.

Итак, рассмотренные три типа привязанности (надежная, ненадежная избегающая и ненадежная тревожно-амбивалентная) являются своеобразными адаптационными стратегиями, позволяющими ребенку приспособиться к окружению, и находящиеся в рамках нормы. За пределами этого обзора остался еще один тип – дезорганизованная привязанность, а также различные нарушения привязанности. Их я опишу в отдельной статье, поскольку во всех этих случаях стоит говорить как раз об отсутствии адаптационной стратегии у ребенка в силу различных обстоятельств.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • 1+2+1 тип привязанности. Почему так? Немного голой классификации
  • Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери
  • Ретравматизация при тревожно-избегающем типе привязанности
  • Про хаотичный тип привязанности или «стой там иди сюда»
  • Долгожданный «Ангел» -  орущий «Монстр», или еще кое что  о привязанности.
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Какой у вас тип привязанности?
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Особенности избегающего типа привязанности
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Тайная Опора и Связь: Дезориентированный Тип Привязанности
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Тревожный тип привязанности. Причины возникновения, проявления и последствия
  • Безопасность - здоровый тип привязанности
  • Типы привязанности и их роль в отношениях
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • От привязанности - в любовь или зависимость
  • О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 2. Пристрастия и привязанности)
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь