Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования образа физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери (озабоченный, надежный, дистанцированный, испуганно-избегающий). Показано, что привязанность к матери, как первичный фактор, в условиях которого формируется отношение к телу, определяет оценку физического Я во взрослости. Лица с надежной привязанностью к матери, в отличие от других групп, положительно оценивают свое тело и лицо. Взрослые с озабоченным, дистаницрованным и испуганно-избегающим типом, напротив удовлетворительно, отрицательно и с неприятием оценивают данные параметры. Отраженный образ физического Я не имеет различий в выделенных группах. Группы с озабоченным и надежным типом привязанности имеют положительные оценки по параметру оформление внешности, тогда как остальные группы удовлетворительное.

Ключевые слова. Привязанность к матери, образ физического Я, отраженный образ, тип привязанности, параметры внешности.

 

Важность изучения аспекта отношения человека к своему телу обусловлена рядом причин. Во-первых, телесность, являясь базовой частью самосознания, определяет отношение человека к себе, во-вторых, в настоящее время обществом диктуются строгие пропорции тела, соблюсти которые многим оказывается не под силу, что вызывает фрустрацию, чувство вины и, как следствие, психологическую проблему [1;2;7].

Кроме контакта с миром предметов, ребенок взаимодействует со значимыми другими и через них познает окружающую реальность. Контакт ребенка с действительностью опосредован взрослыми, при этом, в соответствии с концепцией Л.С. Выготского, для формирования осознанных и рефлексируемых представлений о собственном теле весьма важна роль матери [4;11].

Анализ имеющихся данных позволил выделить несколько направлений исследования роли межперсональных отношений в формировании самосознания [7;9;10;12;13]:

• Психоаналитическое направление объясняет возникновение самосознания путем отделения ребенка от матери. К концу первого года ребенок может отделять себя от матери, а до этого находится в полном телесном и психическом слиянии с ней [12].

• Исследователи Ч. Кули и Дж Мид объясняют зарождение самосознания способностью вставать на место другого человека и под воздействием этого оценивать себя [7].

• В соответствии с концепцией отношений В.Н. Мясищева самосознание формируется путем возникновения эмоциональных отношений между людьми [9].

Таким образом, отмеченные теории признают важность межперсональных отношений в развитии самосознания.

Важным фактором формирования самооценки являются усвоенные оценки других людей [3]. В большинстве случаев человек оценивает себя так, как оценивают его другие люди. Привязанность к матери, будучи феноменом неизменным на всем протяжении жизни, формирует базовое отношение к себе, которое нелегко осознать и изменить человеку в будущем.

Привязанность, как наличие тесной эмоциональной связи, имеет несколько типов [5]. Во-первых, делится на надежную и ненадежную. Надежная привязанность бывает безопасного типа, ненадежная - трех типов: испуганно-избегающего, дистанцированного и озабоченного. Надежный тип привязанности к матери характеризуется низким уровнем тревоги и низким уровнем избегания. Озабоченный тип - высоким уровнем тревоги и низким уровнем избегания. Испуганно-избегающий - высоким уровнем тревоги, высоким уровнем избегания. Дистанцированный - низким уровнем тревоги, высоким уровнем избегания.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что испытуемые с надежной привязанностью к матери проявляют положительное отношение к своему телу, характеризующееся принятием, тогда как неблагоприятная привязанность будет формировать негативное отношение к телу, характеризующееся отвержением.

Предметом нашего исследования стали особенности эмоционального компонента образа физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери.

В исследовании приняли участие 300 человек в возрасте от 20 до 23 лет. Методами исследования стали: опросник «Привязанность к матери в детстве» Г.Г. Филиповой, Н.В. Матушевской, опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной [6]. Данные методики применялись для изучения таких параметров отношения к внешности, как:

• оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика;

• отношение к отраженному внешнему Я;

• самооценка возрастных, гендерных и ролевых характеристик внешнего облика;

• общая удовлетворенность внешним обликом;

• отражение самооценки различных параметров внешности на уровне поведенческого компонента физического Я.

 

 Результаты исследования показали, что почти три четверти (71%) испытуемых проявляют озабоченный тип привязанности, 12% - надежный, 8,6% - испуганно избегающий, 7,8% - дистанцированный. Таким образом, значимая часть респондентов имеют не надежный озабоченный тип привязанности, характеризующийся низким уровнем избегания в отношениях с матерью и высокой тревогой в отношениях с ней, следовательно, установкой на негативное восприятие мира как пугающего и ненадежного. Мать в данном случае отличается амбивалентностью в воспитании. Данный тип привязанности проявляется у матерей, непоследовательных в выражении заботы о младенце, проявляющих в зависимости от настроения то энтузиазм, то равнодушие, дети демонстрируют. Ребенок борется с такой непосредственностью в проявлении материнской заботы и любви с помощью отчаянных попыток: крика, плача, цепляния, пытаясь добиться эмоциональной поддержки и утешения, а потерпев неудачу, становится озлобленным и мстительным. Установка на положительное восприятие себя и окружающих, благоприятные отношения между ребенком и взрослым выявлены у 12% респондентов с надежной привязанностью к матери. Низкие показатели надежности привязанности в выборке свидетельствуют о нарушении отношений в диаде «мать-ребенок». Такие отношения, по мнению М. Эйнсворт характеризуются на поведенческом и эмоциональном уровне дискомфортом близких отношений, ощущением уязвимости, ненадёжности, тревоги при взаимодействии, отсутствием эмоциональной поддержки, дистанцией во взаимоотношениях, фрустрацией в удовлетворении базальных потребностей в безопасности, принятии и любви. Матеря таких детей мало или совсем не проявляли любви, заботы, поддержки, что привело к выше описанным эмоциональным реакциям.

 

 

Методика позволила изучить отношение испытуемых по четырем параметрам: 1 «лицо»; 2 «тело, телосложение»; 3 «оформление внешнего облика» (социальные элементы внешности); 4 «отраженное физическое «Я»». Значения по всей выборке не превышают 4 балла «положительно», находясь в пределах границ «удовлетворительно».

Средние арифметические групповые показатели удовлетворенности свидетельствуют о том, что среди испытуемых максимально удовлетворительное отношение наблюдается по параметру социальные элементы внешности, то есть «оформление внешнего облика», прическа, внешность, косметика, одежда.

Высокая значимость параметра «оформление внешнего облика», по сравнению с другими телесными параметрами показывает, что испытуемые бессознательно стремятся заместить на поведенческом уровне существующее отношение к внешности. На поведенческом уровне субъекты склонны адаптировать маскировать, замещать или компенсировать прической, одеждой, украшениями, косметикой те качества, которые считают у себя не красивыми, не социально желательными. Поэтому такая высокая роль аксессуаров, косметики, одежды показывает компенсаторно-адаптационную стратегию испытуемых по улучшению не идеального, по их субъективным оценкам, тела и лица при помощи средств оформления внешнего облика.

Средняя удовлетворенность наблюдается по параметру «тело» и «лицо».

Оценка лица имеет значимую связь с шкалой привязанности - тревога (р=0,704). Чем выше тревожность в составе привязанности, тем ниже балл удовлетворенности лицом. Соответственно чем ниже тревога, тем выше оценка лица. Чем больше субъект имеет неудовлетворенность в отношениях с матерью, непоследовательное поведение в воспитании, фрустрацию потребностей, отвержение матерью, недостаточность или переизбыток соматосенсорной стимуляции приводящее к высокой тревоге, тем ниже самооценка лица.

Оценка тела коррелирует с избеганием и тревогой в составе привязанности (р=0,78; р=0,65). Избегание контакта с матерью в отношениях с ней ведут к снижению удовлетворенности телом субъекта, что может означать то, что он бессознательно фрустрирует потребность быть близким к ней, и боится на поведенческом уровне быть ближе, что приводит к телесному запрету приближения и негативной оценке тела. Чем выше тревога в отношениях с матерью тем ниже эмоциональная оценка тела.

Таким образом, самым высоким баллом респонденты оценили параметр оформления внешнего облика. Средние оценки удовлетворённости получили параметры тело и лицо. Положительную оценку получили культурные средства оформления лица и тела, это указывает на то, что на поведенческом уровне испытуемые стремятся компенсировать среднюю оценку отношения к телу внешними средствами, «приукрасить себя» (прической, одеждой, косметикой и т.п.).

 Испытуемые с дистанцированным, испуганно-избегающим, озабоченным типом привязанности удовлетворительно оценивают лицо, тело. Высокие показатели оценки внешности получили испытуемые с надежной привязанностью. Таким образом, лица с ненадежной привязанностью относятся к своему телу, лицу внешности с меньшим принятием, чем с надежной привязанностью, чьи оценки положительны и приближены к понятию «красиво» (p=0,786).

Обратимся к изучению отраженного образа физического Я. Данный параметр изучает поведенческие тенденции стремления и желания поведенческих действий с целью демонстрировать внешность окружающим людям, и таким образом прогнозирование оценки своей внешности другими людьми.

 Наименьшие значения видимы по параметру отраженное физическое «Я».

Испытуемым предлагались утверждения: «Я люблю фотографироваться», «Я люблю, когда о моей внешности говорят другие», «Я люблю сниматься на видеокамеру», «Я люблю, когда на меня смотрят». Такое снижение балла, в сравнении с другими параметрами, показывает факт важности и зависимости ближайшего окружения на умозаключения и оценки испытуемых. Поскольку показывать себя на фотографиях и видеоматериалах испытуемым достаточно сложно, это свидетельствует о том, что они не достаточно удовлетворены своей внешностью, телом и лицом настолько, что боятся осуждения и излишних комментариев в свой адрес.

Заметим, что выборка в целом имеет негативное отношение к образу отраженного внешнего Я в случае съемки на видеокамеру, просмотра видеофильмов и клипов с их участием. Удовлетворительное отношение к

своему отраженному внешнему Я проявляется в параметре «люблю фотографироваться», а также «я люблю, когда о моей внешности говорят другие». Принятие и положительная оценка отраженного физического Я наблюдается, когда испытуемые смотрят на себя в зеркало и витрины. Заметим, что положительное отношение к отраженному физическому Я наблюдается в ситуации, когда испытуемые смотрят на себя в зеркало. В том случае, когда испытуемый рискует показать тело другим, возникает негативное отношение к телу, что напрямую доказывает факт важности и зависимости ближайшего окружения на умозаключения и оценки испытуемых себя.

Отраженный образ физического Я не имеет различий в выделенных выборках привязанности к матери, о чем свидетельствуют средние показатели по каждому из факторов.

Изучение параметра "удовлетворенность внешностью" показало, что в целом выборка оценивает внешность удовлетворительно (3,6 балла). Только в группах с надежной привязанностью к матери отмечено положительное отношение и принятие внешности (4,2 балла).

По параметру "беспокойство появления внешних признаков старения" получены удовлетворительные оценки (3,7). Положительные оценки имеют группы с испуганно избегающим типом привязанности к матери и надежным (соответственно, 4,1 и 4,2 балла) (р= 0,688).

По параметру "привлекательность внешности для противоположного пола" положительную оценку имеет надежный тип привязанности, тогда как остальные группы считают этот параметр удовлетворительным.

Таким образом, привязанность к матери, как первичный фактор, в условиях которого формируется отношение к телу, посредством отношения значимых других к ребенку, формирует оценку физического Я во взрослости. Лица с надежной привязанностью к матери, в отличие от других групп, положительно оценивают свое тело.

 

 

Библиографический список

 

1. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа /Г.В. Акопов. - Самара: Изд-во СН Ц РАН-Сам ИКП, 2002. - 206 с.

2. Белугина, Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис. … канд. психол. наук /Е.В. Белугина. - Ростов-на-Дону, 2003. - С.78

3. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалев. - М, 2010. – 200 с.

4. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры /Л.С. Выготский / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Издательство "Институт психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2010. - 512 с.

5. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2011. - 335 с.

6. Лабунская, В.А. Психология самовыражения и проблема формирования «Я» личности /В.А. Лабунская // Прикладная психология. 1999. № 5, - 53 с.

7. Наровская, Я.Б. Социально-психологические особенности женщин, преобразующих свой внешний облик: Автореф. дис… канд. психол. наук / Я.Б. Наровская. - Ростов-на-Дону, 2007. - 28 с.

8. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: МГУ, 1989. - 215 с.

9. Соколова, Е.Т. Исследование образа тела в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец// Вестник Московского ун-та, Серия 14. Психология, 2010, №4. – С. 39-49.

10 .Соколова, Е.Т. Я-образ тела / Е.Т. Соколова// Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 406-422

11.Тхостов, А.Ш. Психология телесности /А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

12. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 2012. - 447 с.

13. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2004. - 375 с.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Негативное отношение к своему телу.
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери
  • «Мой Король». Отношение матери. Запуск нарциссических алгоритмов.
  • Отношение к своему телу у стройного и полного человека
  • Влияют ли социальные сети на отношение к своему телу?
  • Серотонин? Что это и какое отношение имеет ко мне?
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Отношение к своему телу
  • Финансовый успех имеет лицо матери
  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Про принятие своей внешности и тела.
  • Что определяет ваше отношение к людям: их поведение или ваше восприятие?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 2. Пристрастия и привязанности)
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • К вопросу об оценке внешности. Как полюбить себя?
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Что делать: менять работу или отношение к ней?
  • Диалог Яны и её тела или как внимательное отношение к себе дает силы
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Дочки-матери. Как понять, что вы живете не своей жизнью
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь