Замечали, что дети по-разному взаимодействуют со своими родителями? Кто-то боится ступить шаг в сторону от мамы в неизвестной обстановке, а кто-то несётся от родителя в неизвестном направлении будто один в целом свете, а кто-то будто и рад контакту и не рад одновременно.
⠀Предлагаю рассмотреть разные паттерны поведения с точки зрения теории Привязанности, родоначальником которой является Джон Боулби.
⠀Итак, Привязанность - особое чувство, состояние близости, контакта, симпатии, принятия, безопасности, формирующееся в контакте с заботящемся взрослым. Как правило, речь идёт о матери. По крайней мере первые месяцы жизни ребёнка ведущая роль отводится именно ей.
Привязанность даёт человеку ощущение некой внутренней стабильности, устойчивости, защищённости, опоры. Помогает легче справляться со стрессами, выстраивать здоровые отношения, сохранять положительный образ себя и других.
Формирование привязанности имеет следующие стадии:
- 0-3 мес - Ребёнок не выделяет того, кто о нем заботится. Ориентируется лишь на ощущения, возникающие в контакте.
- 3-6 мес- Узнает знакомые лица, тянется, следит и ищет взглядом мать, улыбается.
- 6мес-3года - активное следование за родителем, углубление привязанности, страх перед незнакомцами и страх одиночества, протест против того, чтобы быть одному.
Важным Выводом, который ребёнок делает примерно к концу первого года жизни - это формирование представления о том, насколько родитель отзывчив, доступен к контакту, настроен на потребности!!! Фактически - это самый важный момент для понимания сути привязанности.
Прохождение трех стадии обеспечивает дальнейших переход к формированию своеобразных партнёрских отношений между родителем и ребёнком. Под партнёрскими в данном случае понимается способность учитывать интересы и потребности родителей, ощущать себя отдельной личностью, при сохранении контакта. Продолжительности этой стадии 3 - 12 лет.
Что дает Безопасная Привязанность.
- Ощущение связи с матерью или любым другим надёжным взрослым и возможность обратится (в любом виде, плачем или словом), если нужна помощь, защита или поддержка. Это касается как периода младенчества, так и всего периода детства и юности.
А взрослый соответственно умеет доверять, просить и предлагать помощь.
- Веру, что его услышат. Что бы ни случилось не перестанут любить.
- Уверенность, что мать может обеспечить безопасность, если малыш напуган или испытывает другие сложные для себя эмоции.
- Сформированная Привязанность позволяет ребёнку быть более стрессоустойчивым в ситуациях, когда взрослого нет рядом. Идёт ли ребёнок в детский сад школу или другой коллектив. Также дети с БП чаще обращаться к взрослым, если нужна помощь в решении сложных для него ситуаций.
- Возможность выстраивать в будущем более здоровые отношения, в которых можно доверять, чувствовать себя безопасно. Способность формировать Привязанность с другими людьми, находится в контакте, не обесценивая и не искажая свои чувства.
- Люди с БП обладают более стабильным положительным образом Себя и других. Который в меньшей степень чем при других видах привязанности зависит от обстоятельств.
Формирование привязанности очень глубокий процесс. Который зависит не только от действий заботящегося Взрослого, но и личностных особенностей самого ребёнка. Врождённого темперамента, черт характера.
И что ещё очень важно понимать, что ни одному ребёнку не удалось и не удастся в будущем вырасти без каких-либо травм. Мы не сможем, думаю, к счастью, обеспечить подобные идеальные условия. Наши дети все равно будут иметь свои печальные воспоминания. Возможно, играет роль их соотношения с радостными.
В заключение хочу написать, что скорректировать наш прошлый опыт, каким бы он ни был, мы не можем. Но в процессе психотерапии есть возможность получить новый опыт, который может стать основой для будущих отношений с собой и другими.