Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект

Главные функции  помогающего взрослого, как фигуры привязанности - обеспечивать защиту и модулировать тревогу. Нужда в обеспечивающих защиту фигурах привязанности сохраняется у человека всю жизнь. Если предположить, что при травматизации опровергается в первую очередь рабочая модель надежной привязанности, согласно которой индивид воспринимает самого себя как ценного и компетентного, а своих близких как эмоционально доступных и оказывающих поддержку, то это означает, что именно эта модель должна быть восстановлена с учетом полученного опыта. Вселяет надежду то, что современные теоретические исследования психологической науки доказывают:  после пережитой травмы, восстановление  надёжной привязанности и отношений доверия при условиях внешней защищённости, возможно. Специальные нейробиологические исследования протективных факторов и резильенс-форшунг для развития, показали, что  позитивный опыт привязанности может быть приобретен  на протяжении всей жизни,  и этот опыт оказывается представлен и запечатлен   нейропсихологически  в физиологии мозга. Было установлено, что довольно высокий процент детей, растущих в условиях постоянного риска, становятся впоследствии относительно здоровыми взрослыми людьми (10-30%). Е. Вернер и Р. Смит называют этих детей «уязвимые, но непобедимые» (vulnerable but invincible) (Werner & Smith, 1992). В английской литературе говорится о «resilience» – способности  не сдаваться вопреки давлению тяжелых обстоятельств (Rutter, 1992; Dornes, 1998; Werner & Smith, 1992), совпадающей с факторами:

  • продолжительные позитивные  отношения  с одним человеком;
  • положительная мать («хорошая мать», по Д.Винникоту, как способная устанавливать хорошую привязанность,  обеспечивающая понимание и готовая  к действию);
  • наличие хорошей замены, в случае потери матери;
  • большая семья, способная компенсировать дефициты родительской семьи;

Что касается опыта  надежной привязанности, то она  возникает благодаря эмпатии и интуитивному пониманию со стороны лиц,  ответственных за ребенка и, благодаря адекватному ответу ребенку. Например: если ребенок голоден, то нужно его накормить, а  не играть. А также благодаря надежному присутствию: ребенок может положиться на взрослого, когда нужно – взрослый всегда рядом, он надежно что-то сделает.  Этот опыт  относится, вероятно, к  самым значительным ресурсам человека. Опыт свидетельствует о   том, что у ребенка возникает защищающий фактор  психического развития – надежная привязанность, в которой ребенок уверен.  Для того, чтобы ребенок  в последующем мог быть адекватен и в последствии адекватно на что-то воздействовал.  Важно, чтобы защитный фактор стал действенным.  Мы часто видим взрослых, которые не уверены в том, что они вообще на что-то могут влиять. А это важная социальная способность – уверенность  в том, что я влиятелен. Дети с надежной степенью привязанности, таким образом, социально и когнитивно хорошо развиваются. На основании  надежной привязанности и ролевой гибкости они могут хорошо отграничиваться (говорить «нет»), переносить отказы и переносить моменты, когда они  терпят  неудачу – а это важный социальный навык, так называемая толерантность в отношении к фрустрации.

Потребность в привязанности - базовая потребность человека. В теории привязанности Боулби, потребность в привязанности, как основная потребность человека на протяжении всей жизни, идет параллельно с развитием автономии.  Потребность в автономии её дополняет. Неуверенно привязанный  ребенок плохо отделяется от своих родителей. Уверенность в привязанности возникает, когда люди могут положиться друг на друга.

Чем младше ребенок, тем более однозначно подвержен он влияниям со стороны своего окружения или связанных с ним лиц.  Развитие ребенка происходит во взаимодействии  с ближайшим окружением. Расстройства в развитии возникают в связи с непреодоленным опытом, который приходит из окружения ребенка, и с которым ребенок не может справиться. Душевный мир ребенка, душевное пространство нарушено  этими приходящими извне влияниями. Эти, зачастую травмирующие, нарушения приходят из окружения  ребенка. Поэтому для нас  необходимой составной частью работы является  работа с окружением ребенка.

Как указывает известный нейропсихолог и психотерапевт Геральд Хюттер: самый важный фактор в системе привязанности – это любовь, встреча с человеком, людьми, достойными любви и  дающими ее. Страх при этом исчезает, если люди  могут познать, понять и полюбить то, что их окружает.

В контексте профилактики жестокого обращения в отношении детей и подростков,  надежная привязанность может рассматриваться как ресурс, а ненадежная  - как дефицит, полученный в раннем возрасте, который требует восполнения. При этом особую роль будет играть  привлечение в социальное сопровождение и отдельные  услуги для  детей их семей и  ближайшего окружения  - объектов привязанности как первичных, так и вторичных, а также поддержка  их  и «ведение».

Мы живем во время изменений и разнообразия, перегруженности информацией. Часто в такой обстановке дети чувствуют себя одинокими, их никто не защищает, никто не ведет по жизни, а родители переживают перегруженность, изоляцию и отсутствие корней. Ребенок, в его  изменяющихся условиях жизни, должен получить в  семье  и обществе ту поддержку, которая ему необходима, ему нужно чувствовать себя защищено, ему  нужно, чтобы его кто-то вел,  чтобы  были модели, на которые он мог бы ориентироваться. Важно   в психотерапии   создавать возможности, в которых подрастающий ребёнок в его мире, мог бы «отделяться» от своих родителей, сохраняя надёжные отношения с самим собой и  окружением. 



Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Удовольствие от родительства как ключевой фактор развития привязанности
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей.
  • РДА - Расстройства привязанности - Депрессия у детей до трех лет.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Значение привязанности для человека
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Шесть уровней привязанности детей
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.
  • Требовательность к ребенку, как следствие нарушения привязанности.
  • Роль амбивалентности в развитии привязанности и психических функций
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Несколько слов о любви в аспекте теории привязанности
  • Кто-то находит, кто-то теряет... Про ценность потери и страх привязанности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь