|
Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспектАвтор статьи: Новикова Марина Владимировна
Главные функции помогающего взрослого, как фигуры привязанности - обеспечивать защиту и модулировать тревогу. Нужда в обеспечивающих защиту фигурах привязанности сохраняется у человека всю жизнь. Если предположить, что при травматизации опровергается в первую очередь рабочая модель надежной привязанности, согласно которой индивид воспринимает самого себя как ценного и компетентного, а своих близких как эмоционально доступных и оказывающих поддержку, то это означает, что именно эта модель должна быть восстановлена с учетом полученного опыта. Вселяет надежду то, что современные теоретические исследования психологической науки доказывают: после пережитой травмы, восстановление надёжной привязанности и отношений доверия при условиях внешней защищённости, возможно. Специальные нейробиологические исследования протективных факторов и резильенс-форшунг для развития, показали, что позитивный опыт привязанности может быть приобретен на протяжении всей жизни, и этот опыт оказывается представлен и запечатлен нейропсихологически в физиологии мозга. Было установлено, что довольно высокий процент детей, растущих в условиях постоянного риска, становятся впоследствии относительно здоровыми взрослыми людьми (10-30%). Е. Вернер и Р. Смит называют этих детей «уязвимые, но непобедимые» (vulnerable but invincible) (Werner & Smith, 1992). В английской литературе говорится о «resilience» – способности не сдаваться вопреки давлению тяжелых обстоятельств (Rutter, 1992; Dornes, 1998; Werner & Smith, 1992), совпадающей с факторами:
Что касается опыта надежной привязанности, то она возникает благодаря эмпатии и интуитивному пониманию со стороны лиц, ответственных за ребенка и, благодаря адекватному ответу ребенку. Например: если ребенок голоден, то нужно его накормить, а не играть. А также благодаря надежному присутствию: ребенок может положиться на взрослого, когда нужно – взрослый всегда рядом, он надежно что-то сделает. Этот опыт относится, вероятно, к самым значительным ресурсам человека. Опыт свидетельствует о том, что у ребенка возникает защищающий фактор психического развития – надежная привязанность, в которой ребенок уверен. Для того, чтобы ребенок в последующем мог быть адекватен и в последствии адекватно на что-то воздействовал. Важно, чтобы защитный фактор стал действенным. Мы часто видим взрослых, которые не уверены в том, что они вообще на что-то могут влиять. А это важная социальная способность – уверенность в том, что я влиятелен. Дети с надежной степенью привязанности, таким образом, социально и когнитивно хорошо развиваются. На основании надежной привязанности и ролевой гибкости они могут хорошо отграничиваться (говорить «нет»), переносить отказы и переносить моменты, когда они терпят неудачу – а это важный социальный навык, так называемая толерантность в отношении к фрустрации. Потребность в привязанности - базовая потребность человека. В теории привязанности Боулби, потребность в привязанности, как основная потребность человека на протяжении всей жизни, идет параллельно с развитием автономии. Потребность в автономии её дополняет. Неуверенно привязанный ребенок плохо отделяется от своих родителей. Уверенность в привязанности возникает, когда люди могут положиться друг на друга. Чем младше ребенок, тем более однозначно подвержен он влияниям со стороны своего окружения или связанных с ним лиц. Развитие ребенка происходит во взаимодействии с ближайшим окружением. Расстройства в развитии возникают в связи с непреодоленным опытом, который приходит из окружения ребенка, и с которым ребенок не может справиться. Душевный мир ребенка, душевное пространство нарушено этими приходящими извне влияниями. Эти, зачастую травмирующие, нарушения приходят из окружения ребенка. Поэтому для нас необходимой составной частью работы является работа с окружением ребенка. Как указывает известный нейропсихолог и психотерапевт Геральд Хюттер: самый важный фактор в системе привязанности – это любовь, встреча с человеком, людьми, достойными любви и дающими ее. Страх при этом исчезает, если люди могут познать, понять и полюбить то, что их окружает. В контексте профилактики жестокого обращения в отношении детей и подростков, надежная привязанность может рассматриваться как ресурс, а ненадежная - как дефицит, полученный в раннем возрасте, который требует восполнения. При этом особую роль будет играть привлечение в социальное сопровождение и отдельные услуги для детей их семей и ближайшего окружения - объектов привязанности как первичных, так и вторичных, а также поддержка их и «ведение». Мы живем во время изменений и разнообразия, перегруженности информацией. Часто в такой обстановке дети чувствуют себя одинокими, их никто не защищает, никто не ведет по жизни, а родители переживают перегруженность, изоляцию и отсутствие корней. Ребенок, в его изменяющихся условиях жизни, должен получить в семье и обществе ту поддержку, которая ему необходима, ему нужно чувствовать себя защищено, ему нужно, чтобы его кто-то вел, чтобы были модели, на которые он мог бы ориентироваться. Важно в психотерапии создавать возможности, в которых подрастающий ребёнок в его мире, мог бы «отделяться» от своих родителей, сохраняя надёжные отношения с самим собой и окружением. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|