|
Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.Автор статьи: Волохов Михаил Григорьевич
Ребенок, для того чтобы иметь свободу исследования мира, должен иметь комфортную базу, тыл. Если базы не было, то и исследования невозможны. А возможен сценарий роли жертвы чтобы привлечь того, кто все-таки придет и спасет и даст эту самую базу. Или волка-одиночки, в жизни которого база невозможно, и остаётся только на себя полагаться. База формируется в детстве, при наличии принимающих, одобряющих, контейнирующих, находящихся в доступе взрослых. К.Х. Бриш написал прекрасную книгу "Воспитание счастливых детей", где он наглядно на примерах показывает развитие разных типов привязанностей. Основные модели развития типов привязанности1. Безопасная привязанность. Когда ребенок плакал, мама искала причину, пока не находила. Была с ребенком добра приветлива, и терпелива. Если еда и памперс не помогали (смена), то просто укачивала. Была в доступе. Пусть не всегда сразу, но отзывалась в течение предсказуемого промежутка времени. И когда ребенок был спокоен, тоже время от времени навещала, проведывала, интересовалась, чем занимается. (пишу про маму, имею в виду обоих родителей, или значимых взрослых). 5. Симбиотическая привязанность. Мама очень сильно боится и переживает за ребенка. Процесс сепарации для неё выглядит как непереносимый. Сама же мама старается быть для ребенка идеальной. Влияние типа привязанности на ребенкаЕсли взять пример малыша который гуляет с мамой: Малыш в песочнице, мама на лавочке. Ребенок будет исследовать мир, время от времени удостоверяясь, что мама в доступе. Или обращаясь к ней по мере надобности (показать что слепил, пить, есть, туалет, устал, итд). Таким образом, его деятельность можно условно разделить на два типа:
Обращение к базе в терминах теории привязанности называют "включением привязанности". Влияние типа привязанности на взрослого и отношения с партнеромЕсли теперь рассматривать эти две деятельности: исследование и привязанность. То они всегда включаются по очереди. При включенном исследовании выключенная привязанность. Включенная же привязанность (поиск базы, к которой можно было бы обратиться) не позволяет происходить исследованию. У взрослого, воспитанного в условиях безопасного типа привязанности, эти две деятельности будут органично чередоваться. Когда будет возникать потребность в базе, она будет удовлетворяться через имеющиеся возможности и ресурсы. При избегающей привязанности исследование будет время от времени прерываться на неопределенное время, пока взрослый сам не успокоится. Потому что базы нет. Предположу, что когда в книге "Мужчины с Марса, женщины с Венеры" описывается про мужскую потребность "быть в пещере", то это как раз про мужчин с избегающей привязанностью. (В хорошем же варианте, это проявится как потребность в исследовательской деятельности, которое проявляется как копание в гараже, или рыбалка). И уход в компьютерные игры, запои, и тд, сюда же. Амбивалентная привязанность. База есть, но ненадежная, мерцающая. Даже при её обнаружении, не происходит успокоения, потому что в любой момент может уйти, пропасть. Поэтому надо продолжать поиск, даже после нахождения. Это может проявляться как патологическая ревность, тревога что бросят. Или как постоянный поиск всё новых партнеров. Или оказаться в браке "не с тем партнером", которому нельзя довериться, положиться на него. Симбиотическая привязанность может проявиться в том, что к партнеру высокая критичность, тревога. Это про отношения. Про деньги, работу, и реализацию себяВ безопасной привязанности человек занимается тем, что ему близко, и нравится. И тогда будут возможны следующие проявления: Работа как сублимация отношения. Погоня за деньгами или карьерой как главный смысл жизни, в надежде реализовать в них потребность в базе. "Только мои деньги могут обо мне позаботиться". "Моя любимая работа - главное и единственное дело моей жизни". (Не связано со здоровыми людьми, которые любят свою работу. Тут будет видна травма и неадекватность.)
Также будет опасность переносов на работе с начальником и коллегами. (Родительский перенос - "ты правда меня любишь?", сиблинговый перенос - "вы хотите забрать себе всю любовь мамки/папки?") Работа с психологом про привязанностиОсновные направления работы с клиентом про терапию нарушений привязанности можно разделить по следующим типам: 1. Клиент сам берет на себя заботу о своем внутреннем ребенке. Если слишком резко к этому подойти, то может подкрепить внутреннее ощущение: "ты никому не нужен, и только сам можешь о себе позаботиться". Но сама модель распространенная, эту идею часто можно встретить в психологических статьях. Предполагает долгосрочную терапию, чтобы было время смириться с таким положением вещей, и даже начать находить в этом удовольствие - заботясь о себе самом, о своем внутреннем ребенке. 2. Терапевт создаёт клиенту безопасную привязанность, становится для него "значимым взрослым" в рамках их клиент-терапевтических отношений. - Более легкая для терапии модель, поскольку клиенту как правило сразу становится легче. Но сложная для самого терапевта. Сложно удержать границы, не всегда понятно, что и как делать, позволять или не позволять клиенту. Чревато тем, что клиенту хорошо в кабинете, но этот опыт не переходит на взаимодействие с другими людьми. В практике часто можно встретить сочетание первой и второй модели. 3. Создание внутренней репрезентации безопасной базы (представления о хороших родителях) у самого клиента. Может быть создано через обсуждение детско-родительских отношений клиента с его родителями, и выправления их образов в его представлении. Что, почему, как они делали? О чем думали? Что старались сделать? Тут могут быть использованы самые разные методы и техники, в зависимости от подхода. Очень полезны трансовые техники - "путешествие в детство, взаимодействие с образом идеальных родителей": клиенту предлагается повзаимодействовать с образом идеальных родителей (образы приходят разные, может представиться и Багира с Мудрым Каа), делается акцент на том, что этим идеальным родителям важно что происходит с маленьким клиентом, что ему позволительно плакать, горевать, радоваться, итд, и что они всегда находятся в доступе - ведь это его собственный внутренний образ, к которому всегда можно обратиться. Желательно, чтобы работа была долгосрочной, хотя может состоять и из нескольких краткосрочных этапов. И включает в себя три акцента:
Терапия нарушений привязанности у взрослого хорошо чтобы была долгосрочной. Поскольку речь о внутреннем ребенке, которого в свое время отвергли. То краткосрочные контакты могут восприниматься, как повторение прерываний привязанности в детстве. С другой стороны, тревога может быть уменьшена, если терапевт озвучивает, что работа может состоять и из более коротких серий встреч. И что терапевт готов будет продолжить работу и после перерывов. Что терапевт находится в доступе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|