Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.

Ребенок, для того чтобы иметь свободу исследования мира, должен иметь комфортную базу, тыл. Если базы не было, то и исследования невозможны. А возможен сценарий роли жертвы чтобы привлечь того, кто все-таки придет и спасет и даст эту самую базу. Или волка-одиночки, в жизни которого база невозможно, и остаётся только на себя полагаться. 

База формируется в детстве, при наличии принимающих, одобряющих, контейнирующих, находящихся в доступе взрослых. 

К.Х. Бриш написал прекрасную книгу "Воспитание счастливых детей", где он наглядно на примерах показывает развитие разных типов привязанностей.

Основные модели развития типов привязанности

1. Безопасная привязанность. Когда ребенок плакал, мама искала причину, пока не находила. Была с ребенком добра приветлива, и терпелива. Если еда и памперс не помогали (смена), то просто укачивала. Была в доступе. Пусть не всегда сразу, но отзывалась в течение предсказуемого промежутка времени. И когда ребенок был спокоен, тоже время от времени навещала, проведывала, интересовалась, чем занимается. (пишу про маму, имею в виду обоих родителей, или значимых взрослых).

2. Избегающая привязанность (небезопасная). Маме было не до ребенка. Ребенок привык к тому, что он не нужен, что его потребности не удовлетворяются. Вырастает чуток аутистом, на помощь не рассчитывает, но и что делать сам не знает. Частая стратегия - замереть.

3. Амбивалентная привязанность. Мама начинала реагировать по первому типу, но если что-то не срабатывало, сердилась. Например, когда малыш плакал, считала что он голоден. И с готовностью шла на зов, пытаясь покормить. Но если ребенок отказывался, злилась, не зная что делать. Потом раскаивалась, начинала искать дальше, например памперс. Ребенок вырастет в непонятках. Маму активно зовет, но с ее приходом не успокаивается.

4. Дезорганизованная привязанность. Попеременные первый и второй тип реагирования мамы. Иногда была в доступе, и реагировала с нежностью и заботой. В другие же разы своими делами занималась, и не до ребенка ей было. 

5. Симбиотическая привязанность. Мама очень сильно боится и переживает за ребенка. Процесс сепарации для неё выглядит как непереносимый. Сама же мама старается быть для ребенка идеальной. 

Влияние типа привязанности на ребенка

Если взять пример малыша который гуляет с мамой:

Малыш в песочнице, мама на лавочке. Ребенок будет исследовать мир, время от времени удостоверяясь, что мама в доступе. Или обращаясь к ней по мере надобности (показать что слепил, пить, есть, туалет, устал, итд).

Таким образом, его деятельность можно условно разделить на два типа:

  • исследование мира (игра, сверстники),
  • обращение к базе (мама).

Обращение к базе в терминах теории привязанности называют "включением привязанности". 

Соответственно, у ребенка будет либо исследование, либо привязанность (обращение к базе).

Влияние типа привязанности на взрослого и отношения с партнером

Если теперь рассматривать эти две деятельности: исследование и привязанность. То они всегда включаются по очереди. При включенном исследовании выключенная привязанность. Включенная же привязанность (поиск базы, к которой можно было бы обратиться) не позволяет происходить исследованию.

У взрослого, воспитанного в условиях безопасного типа привязанности, эти две деятельности будут органично чередоваться. Когда будет возникать потребность в базе, она будет удовлетворяться через имеющиеся возможности и ресурсы. 

При избегающей привязанности исследование будет время от времени прерываться на неопределенное время, пока взрослый сам не успокоится. Потому что базы нет.

Предположу, что когда в книге "Мужчины с Марса, женщины с Венеры" описывается про мужскую потребность "быть в пещере", то это как раз про мужчин с избегающей привязанностью. (В хорошем же варианте, это проявится как потребность в исследовательской деятельности, которое проявляется как копание в гараже, или рыбалка). И уход в компьютерные игры, запои, и тд, сюда же.

Амбивалентная привязанность. База есть, но ненадежная, мерцающая. Даже при её обнаружении, не происходит успокоения, потому что в любой момент может уйти, пропасть. Поэтому надо продолжать поиск, даже после нахождения. Это может проявляться как патологическая ревность, тревога что бросят. Или как постоянный поиск всё новых партнеров. Или оказаться в браке "не с тем партнером", которому нельзя довериться, положиться на него.

Дезорганизованная привязанность в симптоматике будет похожа на амбивалентную. 

Симбиотическая привязанность может проявиться в том, что к партнеру высокая критичность, тревога.  

Это про отношения.

Про деньги, работу, и реализацию себя

В безопасной привязанности человек занимается тем, что ему близко, и нравится.

В небезопасных типах привязанности все будет сложнее и запутаннее. Поскольку отсутствие базы не только мешает процессам исследования, но и требует все-таки эту базу найти. (Как рана, которая болит, и отвлекает постоянно на себя. Нельзя просто закрыть ее бинтом, и заниматься другими делами. Любое неловкое движение будет напоминать о ней в подходящие и неподходящие моменты).

И тогда будут возможны следующие проявления:

Работа как сублимация отношения. Погоня за деньгами или карьерой как главный смысл жизни, в надежде реализовать в них потребность в базе. "Только мои деньги могут обо мне позаботиться". "Моя любимая работа - главное и единственное дело моей жизни". (Не связано со здоровыми людьми, которые любят свою работу. Тут будет видна травма и неадекватность.)
  • Если же работа не смогла занять это место базы. А является частью окружающего мира. То с ней, и с деньгами будет беда. Поскольку при отсутствии надежной базы некому спасти и защитить от нехватки ресурсов, или посягательстве на них другими людьми.
  • Уровень тревоги будет повышенный. Все будут подозреваться в попытке обмануть, обойти, итд. И человек будет либо раниться. Либо перестраховываться, так что ничего ему не будет подходить.
  • И еще может на любой работе "косячить" опозданиями, и неадекватным исполнением должностных инструкций.
Также будет опасность переносов на работе с начальником и коллегами. (Родительский перенос - "ты правда меня любишь?", сиблинговый перенос - "вы хотите забрать себе всю любовь мамки/папки?")

Работа с психологом про привязанности

Основные направления работы с клиентом про терапию нарушений привязанности можно разделить по следующим типам:

1. Клиент сам берет на себя заботу о своем внутреннем ребенке. Если слишком резко к этому подойти, то может подкрепить внутреннее ощущение: "ты никому не нужен, и только сам можешь о себе позаботиться". Но сама модель распространенная, эту идею часто можно встретить в психологических статьях.

Предполагает долгосрочную терапию, чтобы было время смириться с таким положением вещей, и даже начать находить в этом удовольствие - заботясь о себе самом, о своем внутреннем ребенке.

2. Терапевт создаёт клиенту безопасную привязанность, становится для него "значимым взрослым" в рамках их клиент-терапевтических отношений. - Более легкая для терапии модель, поскольку клиенту как правило сразу становится легче. Но сложная для самого терапевта. Сложно удержать границы, не всегда понятно, что и как делать, позволять или не позволять клиенту. Чревато тем, что клиенту хорошо в кабинете, но этот опыт не переходит на взаимодействие с другими людьми.

В практике часто можно встретить сочетание первой и второй модели.

3. Создание внутренней репрезентации безопасной базы (представления о хороших родителях) у самого клиента. Может быть создано через обсуждение детско-родительских отношений клиента с его родителями, и выправления их образов в его представлении. Что, почему, как они делали? О чем думали? Что старались сделать? 

Тут могут быть использованы самые разные методы и техники, в зависимости от подхода. Очень полезны трансовые техники - "путешествие в детство, взаимодействие с образом идеальных родителей": клиенту предлагается повзаимодействовать с образом идеальных родителей (образы приходят разные, может представиться и Багира с Мудрым Каа), делается акцент на том, что этим идеальным родителям важно что происходит с маленьким клиентом, что ему позволительно плакать, горевать, радоваться, итд, и что они всегда находятся в доступе - ведь это его собственный внутренний образ, к которому всегда можно обратиться.

Желательно, чтобы работа была долгосрочной, хотя может состоять и из нескольких краткосрочных этапов. И включает в себя три акцента:

  1. на образ внутренних родителей - это база.
  2. на восприятие себя в отношениях с другими людьми. 
  3. на восприятие других людей в отошениях с ними.
Терапия нарушений привязанности у взрослого хорошо чтобы была долгосрочной. Поскольку речь о внутреннем ребенке, которого в свое время отвергли. То краткосрочные контакты могут восприниматься, как повторение прерываний привязанности в детстве. С другой стороны, тревога может быть уменьшена, если терапевт озвучивает, что работа может состоять и из более коротких серий встреч. И что терапевт готов будет продолжить работу и после перерывов. Что терапевт находится в доступе. 


Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Привязанность на уровне принадлежности, или "Моя мама, не отдам!"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Что ребенок может "сям"?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь