|
"Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)Автор статьи: Оксана Суржина
Детские проблемы: страхи, болезни, агрессия, отставание в развитии…С этим сталкиваются многие семьи. Мамы хотят помочь своим детям, они искренне любят их и желают им добра. Но иногда они не знают, что корни этих проблем лежат в раннем детстве ребенка, когда начали складываться особые отношения между матерью и младенцем. Они зарождаются еще до рождения, в утробе матери, и называются привязанностью. Еще не родившийся человек слышит мамин голос, ритм ее сердца, знает ее вкус, запах… Потом он появляется на свет, и у матери , когда она начинает кормить его грудью, вырабатывается гормон окситоцин, гормон радости, но он же и гормон, отвечающий за привязанность, значение которой для дальнейшей жизни переоценить трудно. А теперь представьте, что происходит с младенцем, когда его сразу после рождения разлучают с мамой? Мало того, что он был «изгнан из рая», так еще и могут на несколько дней «отправить в ссылку» вместе с десятками других новорожденных. Что он испытывает? Вряд ли доверие к этому миру. Поэтому так важно, чтобы после рождения младенец оставался с мамой, чтобы его сразу приложили к груди… В чем заключается феномен привязанности? Младенец не может выжить один, ему нужно физическое присутствие взрослого. Это необходимое условие, но не достаточное. Необходима эмоциональная связь со взрослым, и, прежде всего, с матерью. Именно эта эмоциональная связь и называется привязанностью, она является основной движущей силой в развитии младенца , поэтому , чтобы понять особенности психики ребенка, необходимо понять, как складывались его ранние отношения с матерью . Привязанность- это своеобразный «эластичный трос», на одном конце которого мать, а на другом- ребенок. Они оба являются участниками этого процесса, и качество привязанности зависит как от матери, так и от ребенка, результатом этого взаимодействия является близость и контакт между ними. Хорошая привязанность – это защита , от этих отношений у ребенка появляется чувство безопасности. Объект привязанности – это тот человек, к которому ребенок обращается, когда он устал, голоден, болен или встревожен. Это не обязательно тот же человек, с которым он играет. Здесь очень важна способность матери понимать потребности малыша, ее чуткость. Если она не чутка, раз за разом не понимает потребности младенца в конкретный момент времени, то у ребенка нарушается чувство безопасности. Настоящая привязанность формируется к полугоду. Если она не сформировалась по какой-то причине (например, потому что не было постоянно ухаживающего за младенцем человека), то со временем это становится все более проблематичным. Ребенок и мать приспосабливаются друг к другу, ответ матери на потребности ребенка становится все более и более точным. То, как они взаимодействуют в это время , повторяется не только в первые годы жизни, но и влияет на дальнейшее общение. Очень важно понимать, что может меняться круг лиц, к которым привязан человек, но не меняется тип привязанности. М. Эйнсворт благодаря своему знаменитому эксперименту «Незнакомая ситуация», выделила три типа привязанности: -Безопасная (тип B). Она полностью удовлетворяет потребность ребенка в безопасности. Мать и ребенок воспринимают друг друга позитивно, мать доступна и отзывчива на потребности ребенка, ребенок воспринимается как достойный любви, восхищения, заботы. При таком типе привязанности у ребенка высока познавательная активность. Он не очень сильно переживает, когда мама уходит, радуется ее приходу. Такие дети обычно спокойны, игривы, приветливы. В дальнейшем у них хорошо развиваются лидерские качества, их любят и уважают сверстники, они надежны и справедливы. С этой безопасной надежной привязанностью человек приходит в этот мир. - Тревожно- избегающая (тип А). Главная характеристика ребенка- тревожность. Его эмоции не работают на адаптацию, когда-то они были не восприняты близкими людьми, а именно мамой в силу обстоятельств, таких , например, как загруженность бытом, плохое самочувствие или болезнь, поэтому ребенок становится скрытным. У таких детей главная эмоция- грусть, а под грустью прячется страх. Это страх потери безопасности. Ребенок ждет отвержения со стороны взрослого, не надеется на его помощь. Такие дети чувствуют дискомфорт в близких отношениях. Они внешне удобны- никому не мешают, умеют сами себя занять. Эмоционально закрыты, мало восприимчивы к негативной информации. Не возражают, когда мама уходит, когда она возвращается, демонстрируют отвержение или избегание . Во взрослой жизни их продолжает преследовать страх отвержения, - Тревожно-амбивалентная (симбиотическая) (тип С). Возникает, когда реакцией на нечуткость матери является злость. Эта привязанность возникает в двух случаях:
Тревожность так же основная черта характера. Ребенок постоянно ищет подтверждения своей значимости, нуждается в принятии и поддержке со стороны значимого взрослого. Цепляется за объект привязанности, отсюда еще одно название «цепляющаяся привязанность». Злится, когда мать уходит, может как радоваться, так и злиться, когда возвращается. При разлуке со значимым взрослым резко снижается познавательная активность. Очень требовательный, капризный. -Позже был выделен еще один тип привязанности, тип D, тревожно- дезорганизованный . Для ребенка мир полон опасности. Страх и тревога доминирует. Хаотичное и непредсказуемое поведение ребенка. Очевидно, что этот тип возникает в тех случаях, когда у ребенка либо не было постоянного лица, которое за ним ухаживало (например, ребенок помещен в дом малютки, где персонал работает по сменам), либо не было адекватной реакции значимого взрослого на его потребности. Интерес вызывает факт, доказанный экспериментально, что тип привязанности передается из поколения в поколение. При этом, если женщина с надежной привязанностью усыновляет ребенка, то у него тоже может сформироваться надежная привязанность, даже если он был усыновлен спустя несколько лет после рождения. Однако, если у женщины или в семье высок уровень стресса из-за утрат, разводов, болезней, если мать находится в депрессии, то качество привязанности может ухудшаться даже с родным ребенком. Продолжение следует… (Что влияет на качество привязанности, связь возникновения психосоматических заболеваний и типа привязанности – в следующей статье.)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|