"Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)

Автор статьи: Оксана Суржина

 

Эластичный трос влияние привязанности на жизнь и здоровье человека Часть1

Детские проблемы: страхи,  болезни, агрессия, отставание в развитии…С этим сталкиваются многие семьи. Мамы хотят помочь своим детям, они искренне любят их и желают им добра.  Но иногда они не знают, что  корни этих проблем лежат в раннем детстве ребенка, когда начали складываться особые отношения между матерью и младенцем.

Они зарождаются еще до рождения, в утробе матери, и называются привязанностью. Еще не родившийся человек слышит мамин голос, ритм ее сердца, знает ее вкус, запах… Потом он появляется на свет, и у матери , когда она начинает кормить его грудью, вырабатывается гормон окситоцин, гормон радости, но он же и гормон, отвечающий за привязанность, значение которой  для дальнейшей жизни переоценить трудно. А теперь представьте, что происходит с младенцем, когда его сразу после рождения разлучают с мамой? Мало того, что он был «изгнан из рая», так еще и могут на несколько дней «отправить в ссылку» вместе с десятками других новорожденных. Что он испытывает? Вряд ли доверие к этому миру. Поэтому так важно, чтобы после рождения младенец оставался с мамой, чтобы его сразу приложили к груди…
Привязанность была описана впервые в 60-е годы двадцатого века английским психоаналитиком Дж. Боулби .

В чем заключается феномен привязанности? Младенец не может выжить один, ему нужно физическое присутствие взрослого.  Это необходимое условие, но не достаточное. Необходима эмоциональная связь со взрослым, и, прежде всего, с матерью. Именно эта эмоциональная связь и называется привязанностью,  она является основной движущей силой в развитии младенца , поэтому , чтобы понять особенности психики ребенка, необходимо понять, как складывались его ранние отношения с матерью .

Привязанность- это своеобразный «эластичный трос», на одном конце которого мать, а на другом- ребенок. Они оба являются участниками этого процесса, и качество привязанности зависит как от матери, так и от ребенка, результатом этого взаимодействия является  близость и контакт между ними. Хорошая привязанность – это защита , от этих отношений у ребенка появляется чувство безопасности.  

Объект привязанности – это тот человек, к которому ребенок обращается, когда он устал, голоден, болен или встревожен. Это не обязательно тот же человек, с которым он играет. Здесь очень важна способность матери понимать потребности малыша, ее чуткость.  Если она не чутка, раз за разом не понимает потребности младенца   в конкретный момент времени, то у ребенка нарушается чувство безопасности.

Настоящая привязанность формируется к полугоду. Если она не сформировалась по какой-то причине (например, потому что не было постоянно ухаживающего за младенцем человека), то со временем это становится все более проблематичным.

Ребенок и мать приспосабливаются друг к другу, ответ матери на потребности ребенка становится все более и более точным. То, как они взаимодействуют в это время , повторяется не только в первые годы жизни, но и влияет на дальнейшее общение.

 Очень важно понимать,  что может меняться круг лиц, к которым привязан человек, но не меняется тип привязанности.

М. Эйнсворт благодаря  своему знаменитому эксперименту «Незнакомая ситуация», выделила три типа привязанности:

-Безопасная (тип B). Она полностью удовлетворяет потребность ребенка в безопасности. Мать и ребенок воспринимают друг друга позитивно, мать доступна и отзывчива на потребности ребенка, ребенок воспринимается как достойный любви,  восхищения, заботы. При таком типе привязанности у ребенка высока познавательная активность. Он не очень сильно переживает, когда мама уходит,  радуется ее приходу. Такие дети обычно спокойны, игривы, приветливы. В дальнейшем у них хорошо развиваются лидерские качества, их любят и уважают сверстники, они надежны и справедливы. С этой безопасной надежной привязанностью человек приходит в этот мир.

- Тревожно- избегающая (тип А).  Главная характеристика ребенка- тревожность. Его эмоции не работают на адаптацию, когда-то они были не восприняты  близкими людьми, а именно мамой в силу обстоятельств, таких , например, как загруженность бытом, плохое самочувствие или болезнь, поэтому ребенок становится скрытным. У таких детей главная эмоция- грусть, а под грустью прячется страх. Это страх потери безопасности. Ребенок ждет отвержения со стороны взрослого, не надеется на его помощь. Такие дети чувствуют дискомфорт в близких отношениях. Они внешне удобны- никому не мешают, умеют сами себя занять. Эмоционально закрыты, мало восприимчивы к негативной информации.  Не возражают, когда мама уходит,  когда она возвращается, демонстрируют отвержение или избегание . Во взрослой жизни их продолжает преследовать страх отвержения,

- Тревожно-амбивалентная (симбиотическая) (тип С). Возникает, когда реакцией на нечуткость матери является злость. Эта привязанность возникает в двух случаях:

  • когда родители не достаточно чуткие к потребностям младенца, и он только громким криком может добиться своего,
  • мама очень тревожная и неадекватно интенсивно реагирует на малейший хныканье ребенка, и тогда он также криком добивается всего, чего захочет.

Тревожность так же основная черта характера. Ребенок постоянно ищет подтверждения своей значимости, нуждается в принятии и поддержке со стороны значимого взрослого. Цепляется за объект привязанности, отсюда еще одно название «цепляющаяся привязанность». Злится, когда мать уходит, может как  радоваться, так  и злиться, когда возвращается. При разлуке со значимым взрослым резко снижается познавательная активность. Очень требовательный, капризный.

-Позже был выделен еще один тип привязанности, тип D, тревожно- дезорганизованный . Для ребенка мир полон опасности. Страх и тревога доминирует. Хаотичное  и непредсказуемое поведение ребенка. Очевидно, что этот тип  возникает в тех случаях, когда у ребенка либо не было постоянного лица, которое за ним ухаживало (например, ребенок помещен в дом малютки, где персонал работает по сменам), либо не было адекватной реакции значимого взрослого на его потребности.

Интерес вызывает факт, доказанный экспериментально,  что тип привязанности передается из поколения в поколение.  При этом, если женщина с надежной привязанностью усыновляет ребенка, то у него тоже может сформироваться надежная привязанность, даже если он был усыновлен спустя несколько лет после рождения. Однако, если у женщины или в семье высок уровень стресса из-за утрат, разводов, болезней, если мать находится в депрессии, то качество привязанности может ухудшаться даже с родным ребенком.

Продолжение следует…

(Что влияет на качество привязанности, связь возникновения психосоматических заболеваний и типа привязанности – в следующей статье.)

 



Просмотров: 646
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • 1+2+1 тип привязанности. Почему так? Немного голой классификации
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Тайная Опора и Связь: Дезориентированный Тип Привязанности
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Какой у вас тип привязанности?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Тревожный тип привязанности. Причины возникновения, проявления и последствия
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Про хаотичный тип привязанности или «стой там иди сюда»
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Безопасность - здоровый тип привязанности
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь