|
"Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)Автор статьи: Оксана Суржина
Прежде всего, способность мамы чутко откликаться на потребности ребенка, качество эмоциональной связи , контакт, который устанавливается между мамой и новорожденным. В свою очередь, этот контакт зависит от готовности женщины к материнству, ее ожиданий , личных качеств. Даже то, как мама разговаривает со своим ребенком, влияет на надежность привязанности. Если еще до начала использования речи младенцем мать «угадывала» то, что транслировал ей младенец, «переводила» в слова невербальные сигналы и аффекты ребенка, то у него формируется надежная привязанность. Если мама неправильно воспринимала сигнал, но замечала и исправляла ошибку, то это также положительно сказывалось на качестве привязанности. Нельзя не сказать о стрессе. Он отвечает за восприятие новизны, а в ситуации новизны нужна безопасность. Если стресс адекватный, то запускаются генетические программы, которые позволяют ребенку расти и развиваться. Для каждой семьи своя норма стресса, кто-то привык к постоянным крикам и разговорам на повышенных тонах ,это для них норма. Это же будет дистрессом (повышенным уровнем стресса) для тех семей, где привыкли к тишине. И наоборот. Повышение или понижение уровня привычного стресса нарушают биохимические процессы в организме ребенка, происходит рост гормона кортизола. У некоторых детей при повышенном уровне стресса надежная привязанность начинает меняться в сторону тревожно-избегающей, малыш становится сдержанным а потом скрытным, он все меньше и меньше демонстрирует эмоции, т.к. мама их не принимает. Он ожидает эмоционального контакта с мамой, а его не случилось из-за того, что мама устала, плохо себя чувствует , не получает помощи или поддержки. Для ребенка это стресс. Малыш постепенно перестает показывает свои эмоции, а позже и осознавать. Тревожно -избегающая модель поведения рассматривают как результат защиты или адаптации ребенка к стрессу. В младенчестве ребенок часто срыгивает, его мышцы находятся в гипертонусе, т.к. ему страшно, его тельце напряжено ,он сжимает кулачки. Став старше- удобный ребенок, потом ориентированный на постоянные достижения взрослый, доказывающий свое право на существование, не осознающий свои эмоции. Другие дети в ситуации постоянного повышенного стресса меняют надежную привязанность на амбивалентную. Такой ребенок требует криком удовлетворения своих потребностей либо потому, что иначе он не может добиться своего, либо потому что привык , что они удовлетворялись немедленно. Его главная эмоция- злость. Это кричащие младенцы, позже- устраивающие истерики в супермаркетах дети, требующие сто пятую машинку, они всегда готовы к агрессии. Надежная привязанность может стать и дезорганизованной при жестоком обращении с ребенком, а также если у родителей есть непроработанные травмы детства. На качество привязанности влияет и то, расставалась ли мама с ребенком. У маленьких детей и память «маленькая», чем младше , тем быстрее забывает, что мама вернется, когда покидает его, а это –стресс. Поэтому, с маленькими детьми до 2-х лет мамам не рекомендуется расставаться на более-менее длительный срок , чем меньше малыш, тем меньше временной отрезок . Наши австрийские коллеги не советуют расставаться с детьми до 3 лет именно из-за рисков установления ненадежной привязанности. Если уж расставание неизбежно, то лучше оставить малыша с папой или тем человеком, которого маленький член семьи хорошо знает. Известно, что при расставании с мамой ребенок проходит те же стадии переживания горя, что и взрослый при потере близкого человека. Еще в середине прошлого века был снят документальный фильм «Джон», где день за днем снимали переживание ребенком вынужденной разлуки с мамой. Всего дней на пять маленького Джона оставили в Доме малютки, пока его мама была в больнице, но как же страшно и больно ему было, как менялось его поведение… Известно, что качество ранних эмоциональных связей между матерью и ребенком влияет на многие стороны жизни детей и подростков. Оно ухудшается из-за постоянного стресса и создает базу для психосоматики, заболевания, возникающего в результате психологических причин. Именно ненадежная привязанность является той психологической причиной, из-за которой возникает болезнь. Боль переходит с психики на тело, психика в это время отдыхает. Если мама раз за разом неправильно понимает то, что нужно ее ребенку (например, у него колики, а мама начинает его кормить), то малыш испытывает трудности в распознавании своих эмоций, плохо чувствует свое тело. Формируется алекситемия, которую рассматривают как предпосылку для возникновения психосоматики. При этом алекситемия у обоих, у мамы, которая не понимает как своих чувств, так и чувств своего ребенка, и у ребенка, который не имеет возможности понять связь своих ощущений и ответа на них мамы. Подрастая, ребенок идет в ясли или сад, потом в школу. Меняются условия, меняется социальная среда, а это- стресс для ребенка. Он, до этого находящийся дома, с мамой, вдруг начинает болеть, да не просто болеть, а так, что все инфекции- его. Вы скажете, что все дети болеют, когда идут в сад. Нет, не все. Конечно, от эпидемий, простуд никто не застрахован, но дети с ненадежной привязанностью создают впечатление перманентно болеющих, это их ответ на трудности адаптации к новым условиям. Ребенок не может сказать, что ему плохо в детском саду, за него говорит его тело. С мамой дома лучше и безопасней. Такая реакция на стресс может сохраняться на протяжении всей жизни. Среди моих клиентов был юноша, которого каждый раз тошнило, когда надо было идти в школу, девушка, падающая в обморок перед экзаменами, успешная бизнесвумен, остановить которую могли только страшные боли в спине… Тут важно понимать, что если у ребенка есть психосоматика, то она вписывается в семейную систему, она нужна ей для того, чтобы снизить общий уровень стресса, фактически является не функциональным укрепителем семьи. При этом родители могут объединяться ради ребенка, мама может не работать, папа не уйдет из семьи, мама не уйдет от папы и т.д. Итак, то, какая привязанность установилась между матерью и ребенком, влияет на все стороны его дальнейшей жизни, на его самооценку, способность дружить, учиться, устанавливать близкие отношения. В конце- концов, на его способность любить, быть счастливым и здоровым. При нарушении привязанности помогает психотерапия, при этом чем моложе человек, тем выше шансы на успех. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|