Детская привязанность, или Мама, не уходи.

Я думаю, что каждая мама помнит, как ее малыш буквально вцеплялся в нее, не отпуская и громко голося, при возникновении ситуации, когда нужно было оставить малыша и уйти по своим делам. Лично я в такие моменты чувствовала себя самой ужасной мамой на свете: жестокой, эгоистичной и очень виноватой. В данной статье я хочу рассказать настоящим и будущим мамочкам о том, почему у детей возникают подобные реакции на уход мамы, когда это естественно и отвечает определенным задачам развития малыша, а в каких случаях имеют место невротические реакции.

До определенного возраста привязанность к матери – это необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Таким образом, ребенок удовлетворяет свою потребность в безопасности и любви. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Такие дети в дальнейшем отличаются самостоятельностью, независимостью и активностью.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. Первая ответная улыбка ребенка – это прообраз привязанности,когда малыш эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход беспокойством, в основе которого лежит страх. Обычно это происходит  около 4 месяцев.

В 7 месяцев реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, которое выражается возбуждением, плачем, расстройством стула или, наоборот, заторможенностью, безучастностью, потерей аппетита. Уже в этом проявляются индивидуальные различия детей, основанные на особенностях его темперамента.

Сильная реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка, что должно обязательно учитываться взрослыми

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством и плачем, старается прижаться к матери. Это свидетельствует о том, что у ребенка появляется категория «другого». Значит, происходит дифференциация «я» в структуре отношений с другими

Подобное настороженно-аффективное восприятие другого как «лишнего» продолжается сравнительно недолго. Ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему людей (на сверстников подобная реакция не распространяется). Однако, еще в течение по крайней мере нескольких месяцев выявляется повышенная смущаемость (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми (в большей степени страх перед незнакомыми, как и беспокойство при разлуке с матерью, присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Беспокойство, испытываемое ребенком  в возрасте от 8 месяцев до 1 г 2 месяцев  при отделении его от матери и появлении замещающих ее незнакомых людей, является отправной точкой последующего развития страха одиночества, боли, смерти, воплощенных в образах отрицательных сказочных героев, ночных кошмарах, а также развития тревоги. Поэтому, принимая во внимание данную особенность психического развития ребенка, в этом возрасте необходимо минимизировать общение с незнакомыми людьми, а также  часто и надолго не оставлять малыша с другими (даже близкими и родными) людьми.

В середине 2 года жизни  дети уже не пугаются чужих взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мама вернется.

При помещении ребенка в этом возрасте в детский сад нужно быть очень внимательным к его эмоциональному состоянию. Если у него частые аффективные реакции (плач, отказ от еды, расстройства стула, замкнутость, агрессивность или вялость, частые простудные заболевания), то целесообразнее отложить посещение детского сада до 2,5-3 лет. Иначе велика опасность возникновения у ребенка стойкого невротического состояния.

Крайне нежелательно до 2,5 лет передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе). Так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта своей привязанности.

В 3 года, когда «я» ребенка уже обладает известной устойчивостью, у него появляется естественная потребность в общении со сверстниками (до 2-3 лет ребенок предпочитает общение со взрослыми, чем со сверстниками), а у общительных и активных детей это заметно и в 2 года.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка мамой и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Если отец не принимает участия в воспитании ребенка, он больше привязывается к матери и легче перенимает ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости и конфликтности, и нередко невротически привязывается к матери (при этом ребенок может часто болеть). Наиболее травмирующее воздействие подобная ситуация оказывает на мальчиков.

Подведу итоги:

  1. Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в первые годы жизни, в дальнейшем отличается самостоятельностью, уверенностью в себе, активностью, устойчивостью своих интересов.
  2. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3 лет указывает на проблемы в отношениях с родителями. С одной стороны, это может быть беспокойная, тревожная мама, которая чрезмерно опекает и контролирует ребенка. С другой - это грубый и раздражительный отец, физически наказывающий ребенка.
  3. Чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому.
  4. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок.
  5. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.


Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь