Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.

Автор статьи: Рахманова Вероника

Актуальность исследования. В раннем детстве закладываются основы личности и формируется образовательный потенциал ребенка. Выявление нарушений в развитии ребенка раннего возраста и оказание ему своевременной психолого-педагогической помощи способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить максимальную реализацию его возможностей. Поэтому развитие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений модернизации системы специального образования.

опыт включения родителей в систему коррекционной помощи показал, что стратегии их поведения и степень активности, напрямую влияющие на эффективность коррекционного воздействия, характеризуются большим разнообразием. Это обстоятельство указывает на необходимость всестороннего

изучения индивидуально-психологических факторов, обусловливающих различия в поведении родителей во взаимодействии с «особым» ребенком. В последние десятилетия в психологии появились работы, показывающие, что в ситуации рождения и воспитания ребенка-инвалида эмоциональное состояние родителей и детско-родительские отношения претерпевают специфические изменения (И.С.Багдасарьян, Е.Р.Баенская, А.Я.Варга, Е.М.Мастюкова, О.С.Никольская, Л.С.Печникова, A.M.Прихожан, Е.А.Савина, А.С.Спиваковская, В.В.Ткачева, О.Б.Чарова, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий и др.). Однако вопрос о психологических механизмах этих изменений, а также факторах, лежащих в основе индивидуальной вариативности родительского поведения, изучен недостаточно.

Таким образом, развитие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком требует проектирования и реализации экспериментальных научных исследований, направленных на изучение условий и факторов, обусловливающих индивидуальные особенности взаимодействия матери с «особым» ребенком.

Для разработки данной проблематики наиболее адекватным эвристическим инструментом представляется теоретический конструкт «внутренняя материнская позиция», определяемый как «форма отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери» (Е.И. Захарова). Данный конструкт позволяет изучать в целостности и взаимовлиянии ряд феноменов, регулирующих материнское поведение в детско-родительских отношениях: личностные смыслы материнства и их место в системе актуальных мотивов; эмоциональное отношение к материнству, к себе в роли матери и к ребенку; образ ребенка, образ себя в роли матери; представления о воспитании ребенка и отношениях с ним.

В данной работе, являющейся частью научно-исследовательской программы Института коррекционной педагогики РАО по изучению особенностей развития внутренней материнской позиции в условиях воспитания ребенка раннего возраста с различными отклонениями в развитии, экспериментальную групп)' составили матери и их дети раннего возраста с синдромом Дауна. Эта генетическая аномалия характеризуется высокой частотой в популяции: среди новорожденных частота ее появления составляет в среднем 1:600-1:900, а при возрасте матери, превышающем 45 лет, - 1:32. Кроме того, эта нозологическая группа может служить моделью для изучения развития внутренней позиции матери ребенка с умственной отсталостью, поскольку типичные характеристики ее социального опыта здесь проявляются с максимальной определенностью.

В первую очередь, ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна, установление диагноза и известие об умственной отсталости могут рассматриваться как серьезный стресс, способный значимо изменять психологическое состояние матери. По мнению ряда исследователей, рождение ребенка с нарушениями в развитии, которые не оставляют надежды на его «выздоровление», часто переживается родителями как потеря здорового ребенка (D.Duncan, A.J.Solnit, M.N.Stark). Такое событие требует пересмотра.представлений семьи о будущем,

однако решение этой задачи затрудняется невозможностью прогнозировать ход психического развития ребенка с умственной отсталостью, доступ к образовательным и иным ресурсам и, в целом, социальные перспективы семьи (Р.Б.Дарлинг, М.Селигман).

Появление в семье ребенка с синдромом Дауна может изменить всю систему отношений матери - как внутри семьи, так и вне се. Во-первых, особенности развития ребенка с синдромом Дауна (возможные соматические проблемы, сниженная познавательная активность, слабый отклик па коммуникацию, запоздалое развитие улыбки и контакта «глаза в глаза» и т.д.) могут затруднять взаимодействие матери с ребенком и формирование привязанности с ее стороны. Во-вторых, увеличение потребности матери в поддержке может встречать различную реакцию со стороны членов семьи и ближайшего окружения. В-третьих, отношение общества к семье с ребенком, имеющим заметные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывается противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. В этой связи возрастает потребность семьи в новых социальных контактах: большое значение может приобретать общение со специалистами, семьями, оказавшимися в сходной ситуации, ассоциациями и организациями, оказывающими помощь людям с нарушениями в развитии. 

Таким образом, ситуация рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна характеризуется рядом особенностей, которые могут находить отражение как в специфике содержания и динамики развития внутренней позиции его матери, так и в характеристиках детско-родительского взаимодействия.

Цель исследования. Изучение развития внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Объект исследования. Психологические особенности матери, регулирующие ее поведение в отношениях с ребенком с синдромом Дауна.

Предмет исследования. Структура, содержание, динамика и факторы развития внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Гипотезы исследования.

1) Ситуация рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна характеризуется рядом особенностей, которые могут проявиться в специфике содержания и динамике развития внутренней позиции его матери.

2) Особенности развития внутренней позиции матери в ситуации рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна могут отражаться в характеристиках ее поведения в детско-родительских отношениях и взаимодействии с ребенком.

3) Особенности поведения матери в детско-родительских отношениях и взаимодействии с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна являются одним из факторов, определяющих актуальный уровень психического развития ребенка.

Задачи исследования:

1. Анализ и систематизация литературных данных по проблеме исследования.

2. Анализ структуры, содержания и особенностей внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна.

3. Анализ опыта воспитания здорового ребенка как фактора, обусловливающего особенности развития внутренней позиции матерей детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

4. Изучение динамики развития внутренней материнской позиции на протяжении первых трех лет жизни ребенка с синдромом Дауна.

5. Изучение вариантов внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна.

6. Исследование взаимосвязи между особенностями внутренней материнской позиции, характеристиками поведения матери в детско-родительских отношениях и актуальным уровнем психического развития ребенка.

7. Определение направлений психологической помощи матерям, воспитывающим детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Методологическая основа исследования.

1. Положения культурно-исторической теории развития личности человека о структуре социальной ситуации развития и «внутренней позиции» субъекта как движущей силе развития новых психических качеств (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Т.А.Нежнова, О.А.Карабанова).

2. Положения о социальной природе вторичных нарушений в развитии детей и теория социальной компенсации, лежащие в основе современной дефектологии (Л.С.Выготский).

3. Концепция генезиса общения в младенческом и раннем возрасте (A.B.Запорожец, М.И.Лисина).

4. Концепция эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии (Н.Н.Малофеев).

5. Положения о «внутренней материнской позиции» как форме отражения, принятия и освоения женщиной социальной позиции матери (Е.И.Захарова).

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение литературных

данных по теме исследования;

- эмпирические методы: цветовой тест отношений (А.М.Эгкинд, Е.Ф.Бажин); тест «Эмоционально-ценностное отношение к материнству» (Г.А.Арина, Е.Б.Айвазян); модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; опросник PARI (Е.Шеффер, Р.Белл); методика диагностики нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина); контент-анализ видеоматериалов взаимодействия матери и ребенка в ситуациях общения; интервьюирование матерей и специалистов, работающих с парами «мать - ребенок с синдромом Дауна»;

- методы обработки данных: количественный, качественный, статистический анализ. При статистической обработке данных использовались многофункциональный критерий углового преобразования Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий Маниа-Уитни, метод факторного анализа. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета Statistika 6.0.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1. Описаны особенности внутренней материнской позиции у матерей в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна первых трех лет жизни, характеризующие образ ребенка, представления о воспитании и собственной самореализации в материнской роли.

2. Определено влияние опыта воспитания здорового ребенка на внутреннюю материнскую позицию у матерей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста.

3. Описаны две линии развития внутренней позиции матери ребенка с синдромом Дауна в первые три года его жизни: динамика образа ребенка и динамика образа себя как матери.

4. Выявлены факторы, обусловливающие индивидуальную специфику содержания внутренней материнской позиции у матерей с детьми с синдромом Дауна; описаны варианты внутренней материнской позиции матерей в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна первых трех лет жизни, различающиеся содержанием эмоционального отношения к материнству, ребенку и себе в роли матери, ценностных ориентации, представлений и ожиданий относительно материнства и детско-родительских отношений.

5. Определена и описана взаимосвязь вариантов внутренней материнской позиции с уровнем активности участия матери в процессе реабилитации ребенка и особенностями ее поведения во взаимодействии с ребенком, оказывающими непосредственное влияние на психическое развитие ребенка.

6. Сформулированы основные направления психологической помощи матерям, воспитывающим детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Теоретическая значимость исследования. Анализ своеобразия развития внутренней материнской позиции в условиях воспитания ребенка младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна расширяет предметное поле специальной психологии, открывая новые пути поиска психологических механизмов развития вторичных отклонений в психическом развитии проблемного ребенка Исследование внутренней материнской позиции как личностного новообразования в психике женщины расширяет представления о психическом развитии во взрослом возрасте, что актуально для общей и возрастной психологии. Изучение становления внутренней материнской позиции в первые три года жизни ребенка может внести вклад в психологию материнства, изучающую особенности формирования детско-родительских отношений и взаимодействия в паре «мать-ребенок».

Практическая значимость исследования.

1. Полученные данные могут быть использованы при разработке содержания и методов психологической помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна, коррекции отклонений в развитии материнского отношения.

2. Разработанная методическая схема может послужить основой для составления диагностической программы, направленной на раннее выявление отклонений в развитии внутренней материнской позиции и оценку эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых специалистами служб ранней помощи.

3. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебных программ и пособий по подготовке и переподготовке психологов для системы ранней помощи семье с проблемным ребенком.

Достоверность и обоснованность полученных результате« обеспечиваются теоретическо-методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов, их соответствием цели и задачам работы, сочетанием качественного и количественного анализа; репрезентативностью выборки, применением непараметрических методов вторичной математико-статистической обработки полученных результатов.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на заседаниях лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики», на заседании Ученого совета Института коррекционной педагогики, представлялась на V республиканской научно-практической конференции по инновационной работе (Саранск, 2005) «Управление качеством образования в условиях его модернизации»; на Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 2005) «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности»; на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии (Москва, 2007); на VII

республиканской научно-практической конференции по инновационной работе (Саранск, 2007) «Управление качеством образования в условиях его модернизации».

Организация исследования. Экспериментальная часть работы выполнена на базе лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики» г. Москвы, специализированного Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» г. Москвы, Центра специального образования Самарской области, семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна г. Саранска.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ситуация рождения и воспитания ребенка раннего возраста с синдромом Дауна находит отражение в специфике содержания внутренней материнской позиции: представления о семейных отношениях и собственной самореализации в материнской роли отражают противоречивость системы социальных ожиданий, адресованных матери «особого ребенка»; образ ребенка и представления о его воспитании трансформируются в ходе взаимодействия семьи со службами ранней помощи.

2. В основе индивидуальной вариативности внутренней материнской позиции в условиях воспитания ребенка раннего возраста с синдромом Дауна лежат различия эмоционального отношения к материнству, ребенку и себе в роли матери, которые, в свою очередь, обусловлены содержанием индивидуальных ценностных ожиданий и представлений, связанных с материнством.

3. Внутренняя позиция матери ребенка с синдромом Дауна в первые три года его жизни выполняет функцию регуляции поведения матери в детско-родительских отношениях: смысл материнства и ценность ребенка посредством когнитивных и эмоциональных составляющих определяют специфику воспитательных стратегий матери, степень ее активности в реабилитации ребенка и особенности ее поведения во взаимодействии с ним, что, в свою очередь, отражается на уровне психического развития ребенка.

4. Специфика содержания внутренней позиции матери ребенка с синдромом Дауна должна учитываться при проектировании программ психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 213 наименований, приложений. Данные экспериментов представлены в 35 таблицах, 2 рисунках, 15 диаграммах.



В заключении представлены результаты диссертационного исследования и формулируются выводы.

ВЫВОДЫ:

1. Содержание внутренней позиции матерей детей с синдромом Дауна раннего возраста характеризуется рядом особенностей:

• в системе ценностных ожиданий, адресованных ребенку, значимым становится не только социальная состоятельность ребенка, но и удовлетворение его внутренних, психологических потребностей;

• представления о воспитании характеризуются большей демократичностью, ответственностью, заинтересованностью по отношению к ребенку;

• содержание образа себя как матери характеризуется высокой индивидуальной вариативностью и низкой ориентацией на «нормативные», социально желательные ценности, связанные с материнством.

2. Наличие или отсутствие опыта воспитания старшего здорового ребенка не связано с содержанием внутренних конфликтов и знаком эмоционального отношения к ребенку и себе в материнской роли; опыт материнства определяет специфику представлений о супружеских отношениях, лидерской позиции и ценностных материнских качествах. При отсутствии опыта материнства обнаруживается особая ценность супружеских и теплых дстско-родительских отношений, которые переживаются как источник счастья и благополучия, а также значимость ребенка и изменений, связанных с ним. Наличие опыта материнства соотносится с ценностью самореализации и саморазвития в активной деятельности, как и семье, так и в профессии. 

3. Возрастное развитие ребенка в первые три года его жизни не связано с динамикой внутренних конфликтов в структуре внутренней материнской позиции. Возрастное развитие ребенка находит отражение в развитии структуры образа ребенка (в процессах индивидуализации ценностных ожиданий, адресованных ребенку, и в процессах стереотипизации декларируемых ценностей, связанных с ребенком,); а также в трансформации ценностного содержания образа себя в материнской роли, связанном с изменением социальной ситуации развития (на втором году жизни ребенка повышается ценностный статус вопросов, связанных с выбором путей дальнейшей самореализации, а на третьем году - вопросов, связанных с зависимостью-независимостью в супружеских отношениях).

4. Уровень психического развития ребенка с синдромом Дауна в первые три года жизни качественно взаимосвязан с характеристиками поведения матери - как в рамках взаимодействия с ребенком, так и в деятельности по его реабилитации:

• незначительная глубина отставания психического развития ребенка от возрастной нормы соотносится с такими характеристиками поведения матери во взаимодействии с ребенком, как высокая чувствительность к сигналам ребенка, эмоциональная отзывчивость и близкая дистанция в общении; а значительная глубина отставания - с низкой чувствительностью к сигналам ребенка, эмоциональной отстраненностью, большой дистанцией в общении;

• значительная глубина отставания психического развития ребенка от возрастной нормы соотносится с «отказом» матери от активных действий по реабилитации ребенка («передачей» функций воспитания ребенка третьим лицам; формальным отношением к посещению центров ранней помощи; игнорированием рекомендаций специалистов и т.д.)

• сочетание активности матери в рамках реабилитации ребенка с эмоциональной отстраненностью, большой дистанцией в общении и низкой чувствительностью к сигналам ребенка во взаимодействии с ним отражает стремление матери к формальному достижению ребенком нормативных показателей развития и препятствует развитию у ребенка инициативности в общении.

5. Особенности поведения матери в детско-родительских отношениях качественно взаимосвязаны с вариантом внутренней материнской позиции:

• Эмоциональная отзывчивость, близкая дистанция в общении и высокая чувствительность к сигналам ребенка при взаимодействии с ним, а также активное участие в реабилитации ребенка соотносятся с III вариантом внутренней материнской позиции (позитивным эмоциональным отношением к

ребенку и амбивалентным отношением к себе как матери, связанным с противоречивостью представлений о материнской роли);

• Эмоциональная отстраненность, большая дистанция о общении и низкая чувствительность к сигналам ребенка при взаимодействии с ним соотносятся со II вариантом внутренней материнской позиции (наличием негативных эмоций как в отношении к ребенку, так и в отношении к себе в роли матери, связанным с восприятием синдрома Дауна как препятствия для собственной самореализации и самореализации ребенка);

• Активность матери в реабилитации ребенка в сочетании с вариативным поведением во взаимодействии соотносится с I вариантом внутренней материнской позиции (позитивным эмоциональным отношением к ребенку и материнству, обусловленном недооценкой особых потребностей и возможностей ребенка).

6. Основным принципом оказания ранней психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, должен стать принцип дифференцированности, означающий необходимость учета индивидуальных особенностей матери, в частности, варианта внутренней материнской позиции при определении:

• содержания, методов и приемов психологической и коррекционно-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна;

• стратегий междисциплинарного взаимодействия специалистов в службах ранней помощи при работе с семьей;

• организационных форм оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна.

Перспективы дальнейшей разработки научной проблемы видятся в проектировании и экспериментальной апробации методов и технологий психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна; проектировании и экспериментальной апробации методов и технологий психолого-педагогической коррекции взаимодействия в паре «мать-ребенок с синдромом Дауна».

Может я что то забыла дописать?
Так что оставляйте комментарии.



Просмотров: 674
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Усыновила ребенка с Синдромом Дауна - и счастлива!
  • Пять мифов про развитие детей с синдромом Дауна
  • Ждём ребёнка с синдромом Дауна
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Два признака вашей позиции «ребенка»
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Переживания матери взрослеющего ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь