Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка

Рождение ребенка является одним из самых важных событий в жизни любой женщины. И каждая женщина хочет быть самой-самой лучшей мамой для своего малыша, и старается, чтобы ее ребенок вырос умным, добрым и счастливым.

Проблемой того, какой должна быть мама для оптимального роста и развития своего малыша, уже давно занимаются и психология, и медицина. Есть огромное количество мнений по поводу качеств, которыми должна обладать женщина, чтобы вырастить здорового, умного и благополучного ребенка.

Что же все-таки происходит между мамой и ее малышом в первые дни и месяцы жизни? Результаты многочисленных исследований позволяют предположить, что сразу после родов, для родителей, особенно для матери, наступает период особых эмоциональных отношений с ребенком. Основываясь на данных собственных наблюдений за новорожденными и их матерями, М. Клаус и Дж. Кеннелл утверждают, что у человека существует врожденный механизм формирования привязанности. Эти авторы считают, что критический период, когда родители привязываются к своим детям, наступает в первые 1,5 часа после рождения. Ученые обнаружили, что у матерей, рожающих без анестезии, и у их новорожденных детей в первый час жизни было оживленное настроение, оно способствовало проявлению особой взаимной восприимчивости. Около 3/4 времени, пока матери находились с детьми в родовой комнате, они смотрели в глаза и гладили младенца, и дети тоже заглядывали матерям в глаза. После такого пристального разглядывания, матери отмечали, что чувствуют еще большую привязанность к своим детям.

В серии экспериментов Клаус и Кеннелл сравнивали матерей, начавших общаться с детьми сразу после их рождения (первая группа), с теми, чье общение с новорожденными по каким-либо причинам было начато позже (вторая группа). Первым разрешалось держать ребенка, касаться его в течение часа сразу после рождения и по пять часов (не считая времени кормления) в следующие 3 дня. Вторые проходили стандартную медицинскую процедуру – они видели ребенка сразу после рождения, а затем в течение 3-х дней держали ребенка на руках только во время кормления. Через месяц после выписки из родильного дома у этих двух групп матерей были выявлены различия в отношении к детям.

Матери из первой группы при медосмотре, как правило, стояли рядом с малышами, внимательно смотрели за ними и успокаивали их, если дети начинали плакать. Они ласкали малышей при кормлении и предпочитали не перекладывать уход за ними на кого-то другого. Матери из второй группы вели себя более прохладно с малышами на приеме у врача. Проведенные через пять лет исследования детей из этих двух групп выявили довольно значительные различия. Специалисты считают, что причиной различий послужила привязанность матерей из первой группы: они дольше кормили детей грудью, вследствие чего дети меньше плакали, быстрее набирали вес, чаще улыбались, смеялись, имели более высокие показатели умственного развития и лучше осваивали речь, чем дети из второй группы.

Однако в более поздних и тонких экспериментах не удалось подтвердить выводы Клауса и Кеннелла, будто ранний контакт матери и ребенка имеет какие-либо существенные преимущества. Тем не менее, ранние контакты позволяют родителям и детям лучше настроиться на сигналы друг друга, а это и составляет первую стадию отношений.

Каждый ребенок от рождения уникален. Одним новорожденным нравится, когда до них дотрагиваются, берут на руки, другим – нет. У детей различаются сила сосания, реакции на какие-либо раздражители, степень и формы проявления эмоций. Некоторые дети реагируют на раздражители быстро и бурно, другие – медленно и вяло. При наблюдении за 141 новорожденным были выявлены неповторимые стили взаимодействия детей с окружающими. Было установлено, что 65% детей четко различаются по темпераменту на «легких», «тяжелых» и «средних», оставшиеся 35% характеризуются смешением этих темпераментов.

Чем обусловлены такие различия в темпераментах детей? Видимо, не последнюю роль играют многие причины – генетическая наследственность, эмоциональное состояние матери до- и после- родов, физическое состояние ребенка, способ и продолжительность родов. Когда-то единственной причиной различий в темпераментах детей считался стиль общения и воспитания родителей. Сегодня ученые считают, что родители влияют на детей в той же степени, что и дети воздействуют на родителей, т.е. с момента рождения между матерью и младенцем устанавливается некое взаимовлияние.

Форма взаимодействия родителей и детей определяется в первые дни жизни ребенка с участием обеих сторон. Есть данные, доказывающие, что темперамент новорожденного влияет на эти отношения уже на самой ранней стадии развития. Раздражительный ребенок может нервировать родителей, а спокойный, умиротворенный малыш, уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированию доброго и мягкого к себе отношения.

Большую роль в ранних детско – родительских отношениях играет грудное вскармливание. Через него ребенок получает пищу, тепло, ласку и заботу. Кроме того, это дает младенцу ощущение комфорта и безопасности, он общается с матерью, что способствует установлению первичных отношений привязанности. Именно благодаря общению с матерью ребенок получает первые представления о себе и об окружающем мире. Оптимальный срок грудного вскармливания определяют до полутора лет. В первый год жизни через кормление грудью и пребывание на руках у любящей, внимательной и спокойной матери,  малыш чувствует себя уверенно, через сосание снижать свое напряжение и учится распознавать состояние и настроение своей мамы, а затем отца и других близких родственников. Также и для женщины очень важно учиться ухаживать и заботиться о своем малыше и в течение длительного периода кормления это удобно делать.

В возрасте до 1,5-2 лет у ребенка закладывается базовое доверие к миру. Что же такое «базовое доверие к миру»? Заглянем в мир ребенка. Дети первых месяцев жизни зависят в удовлетворении практически всех своих потребностей от родителей – в пище, безопасности, ласках, любви. Если малыша кормят тогда, когда он голоден (кормление по требованию); если реагируют на его плач своевременно; если помогают избавиться от дискомфорта; если его любят, разговаривают с ним и играют, - он начинает понимать, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто за ним ухаживает. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, ребенок растет, испытывая отчужденность и недоверие ко всему миру. Поэтому очень важно, чтобы мама не оставляла ребенка в возрасте 1,5 – 2 лет больше, чем на несколько часов с няней или бабушкой. Длительное расставание (на сутки и дольше) может напугать малыша и в дальнейшем проявляться в его неустойчивой самооценке.

Психологи не утверждают, что родители должны быть какими-то сверх людьми. Нет необходимости немедленно удовлетворять любую потребность ребенка. Но есть одно незыблемое правило: дети, за которыми родители ухаживают в целом хорошо, которых любят и оберегают от настоящих бед, - эти дети «снисходительно» относятся к некоторым упущениям родителей. Фактически дети, у которых постепенно формируется доверие к родителям, учатся преодолевать или спокойно переносить какие-то маленькие неудобства, т.к. они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет и устранит дискомфорт.

Некогда считалось, что малыш привязывается к матери потому, что она его кормит грудью. Но опыты Харлоу показали, что кормление не является самым необходимым и важным фактором формирования привязанности. Психолог Харлоу сконструировал несколько клеток, в каждую из которых были помещены по два проволочных муляжа обезьяны, имитировавшие матерей. Одна из этих матерей было проволочной, а другая покрыта махровой тканью. У обеих были головы, похожие на обезьяньи. Ученые наблюдали, как общаются с этими «матерями» новорожденные обезьянки, и обнаружили: даже когда бутылочку со смесями прикрепляли на проволочной «маме», все детеныши пристраивались между ней (прицепившись к ней, чтобы поесть) и махровой, за которую держались во время кормления. В случае опасности обезьянки бежали к тряпочной «маме», хотя проволочная служила им источником пищи.

Харлоу сделал вывод, что комфортный контакт - более важный фактор формирования привязанности, чем питание само по себе. Но и при наличии такого контакта обезьянки отставали в развитии, т.к. складывался дефицит общения с живой мамой. Значит социальное общение и комфортный физический контакт – решающие условия хорошего развития ребенка и формирования привязанности к близким.

Хочется особо остановиться на первых неделях жизни ребенка.

Эти первые недели очень много  определяют в общении женщины и ее малыша. Этому способствуют основные функции матери: осуществлять холдинг (ухаживать за ребенком) и реализовывать творческие импульсы ребенка в реальность (эти функции были выделены Д.В. Винникоттом). Понятие «холдинг» включает в себя заботу, нянчиние; в узком смысле означает просто «держать на руках». Холдинг тесно связан со способностью матери идентифицироваться с младенцем (чувствовать своего малыша, смотреть на окружающий мир через восприятие собственного ребенка).

В этот период основополагающей особенностью является готовность и способность матери перенести главную заботу с себя на ребенка. Именно это дает матери возможность поступать так, как надо, потому что она знает, что может чувствовать младенец.

Винникотт выделяет два вида «материнских отклонений». Одну крайность представляет мать, чей интерес к себе слишком велик, и поэтому она не способна в полной мере проникнуться нуждами ребенка. Другая крайность – мать, которая гипертрофированно заботится и полностью поглощена ребенком. Получается, чтобы быть хорошей матерью, хотя более точно было бы сказать – матерью, удовлетворяющей основные потребности ребенка в близости и общении, нужно иметь представление о том, что представляет ребенок первого года жизни.

Хорошо, когда у женщины есть перед глазами опыт роста и воспитания младших братьев, сестер и племянников. В таком случае процесс адаптации к своему малышу проходит достаточно плавно. Умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным индикатором того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт грудного или искусственного вскармливания. Хорошо известно, что многие дети, которые имели удовлетворительный опыт грудного вскармливания, обнаруживают явные дефекты в развитии и способности общаться с людьми – дефекты, обусловленные плохим холдингом, плохим контактом с матерью.

В настоящее время существует большое количество школ по подготовке семьи, ожидающей рождение ребенка, к родам. На практических занятиях в таких школах отводится время на приобретение практических умений ухода и взаимодействия с малышом. Многие женщины, прошедшие подготовку в таких школах отмечают, что у них возникает гораздо меньше вопросов и сложностей в уходе за своими малышами.

Еще раз хочется отметить, что невозможно определить какая мать «лучше» или «хуже». Важно быть матерью «настроенной» на своего ребенка. Необходимо знать особенности роста и развития детей разного возраста, это позволит матерям и всем членам семьи лучше взаимодействовать с малышом. Способность быть матерью формируется на основе опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

При подготовке статьи была использована следующая литература:

  • Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. –80с.
  • Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода /Сост. А.Н. Васина. –М., 2005. –328с.


Просмотров: 995
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Новорожденные родители. Как сохранить мир в отношениях после рождения ребенка.
  • Отношения женщины и мужчины после рождения ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Если муж изменился после рождения ребенка...
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь