|
Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцевАвтор статьи: Кирпичева Татьяна Владимировна
Продолжение. Начало, стадия существования http://www.psyoffice.ru/article/90584/ Стадия действия. 6-18 месяцев. Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим людям, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это. В этом возрасте ребенок становится более активным, у него появляется возможность исследовать этот мир, пробовать его на вкус. Дети становятся безмерно любопытными, им все нужно потрогать и поисследовать. Именно в этом возрасте появляются первые слова. Это непростой этап развития, как для малыша, так и для родителей, потому что родителям важно соблюдать баланс: давать возможность ребенку исследовать мир всеми возможными способами, при этом обеспечив ему безопасность. Причем безопасность обеспечивается не за счет окриков и попыток «привязать» малыша к себе, а за счет обеспечения максимально безопасной среды. Именно сейчас пришло время убрать все ценные вещи и потенциально опасные предметы. Ну а если уж так получилось, что ребенок испортил какую-то ценную вещь, то это ваш недосмотр. Ребенок просто не понимает, что такое во взрослом мире «ценное» и здесь уж точно нет никакого злого умысла. Необходимо много разговаривать с ребенком: прибаутки, сказки, пальчиковые игры, песенки и все, что способствует накоплению словарного запаса. Различные совместные игры, массаж, музыка, мягкие и интерактивные игрушки, кубики, помощь малыша по хозяйству (даже если все потом приходится переделывать) – все это должно присутствовать в жизни малыша в этом возрасте. Задача родителей – обеспечить подвижность ребенка, старайтесь не прерывать ребенка и не мешать ему, если он занят чем-то интересным. Здесь важно сказать, что многие мамы, увидев, что малыш занимается самостоятельно, начинают испытывать чувство вины, обусловленное убеждением: "Я должна постоянно заниматься с ним" или "Я должна быть постоянно рядом с ребенком". Да, рядом, да, вы должны знать, что он делает, но не мешайте ему, не убивайте его инициативу. Если вы будете постоянно вмешиваться, то малыш разучится занимать себя сам, будет ждать инструкций от вас, и в дальнейшем вы будете играть роль массовика-затейника. Это сложно для родителей, но не это главное. Главное, что на этом этапе формируется так называемая «поисковая активность»: стремление самостоятельно исследовать, познавать, изучать, понимать этот мир. А это, в свою очередь, будет влиять на то, как он будет учиться, будет ли ему интересно познание мира. Конечно, необходимо продолжать поддерживать атмосферу любви и безопасности для ребенка, то, что было уже важно на предыдущем этапе. На этом этапе малыш уже начинает проявлять свой характер: пытается какие-то дела делать самостоятельно, и ему очень нужна ваша поддержка. Поощряйте самостоятельность, если он пытается сделать что-то сам. Если попросит помощи – не отказывайте ему. На этом этапе так же, как и на предыдущем, продолжается формирование привязанности к родителям. Это не значит, что необходимо потакать всем капризам и прихотям ребенка. В этом возрасте малыш уже должен понять, что есть выбор и что не все проблемы легко разрешимы. То есть, иногда ему нужно сталкиваться и с отказами. Именно в этом возрасте появляется вопрос: надо ли приучать ребенка к горшку. Да, надо начинать это делать, но без фанатизма. Не ожидайте, что ребенок приучится ходить на горшок быстро. Не напирайте на него, не пугайте буками и бяками. В возрасте 8-9 месяцев необходимо отучать детей от подгузников. Оставляйте пока только на ночь или во время прогулок, если на улице холодно. Если ребенок всегда в подгузниках, то ходить на горшок он вряд ли научится. Предлагайте горшок в игровой форме, но не делайте из горшка игрушку. На что обратить внимание родителям: если ребенок плаксив, обидчив, безынициативен, если у него плохая координация, имеет смысл задать вопрос сначала педиатру или неврологу. И если врачи не найдут причин такого поведения, то психологу. Сбои во время этой стадии развития могут привести к следующим проблемам во взрослом возрасте: • Дискомфорт, когда надо позаботиться о себе • Неосознавание тела или чувств, частые травмы • Безжизненность, вялость • Трудности мотивации, быстро все наскучивает • Выбор стратегии избегания при решении проблем • Использование страха, чтобы скрыть гнев • Гиперактивность, мигрени, навязчивости Как и предыдущая стадия существования, стадия действия очень важна для развития ребенка. И наша задача, как родителей, позаботиться о том, чтобы и на этом этапе малыш смог эффективно решать задачи развития. Помните, что время для детей и родителей течет по-разному. Для малыша важен каждый день, за один день он может узнать и сделать столько, сколько взрослому не под силу. Любите своих детей! Гармоничных вам отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|