Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.

Этапы развития ребенка  4  Стадия идентичности и силы от 3 до 6 лет

Предыдущие этапы были рассмотрены ранее:

стадия существования https://www.psyoffice.ru/article/90584/ 

стадия действия https://www.psyoffice.ru/article/90585/

стадия мышления https://www.psyoffice.ru/article/90587/ 

Задачи этой стадии – осознать себя как отдельную личность, установить идентичность собственной личности (проще говоря, понять, кто я есть), обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить свою роль и свою способность влиять, управлять внешним миром, власть в отношениях с другими.

Первые шаги к самостоятельности дети начинают делать значительно раньше, но именно в этом возрасте ребенок  начинает осознавать себя как отдельную личность.

Для многих родителей этот период является одним из самых сложных в развитии ребенка. Действительно, период, когда малыш был вашей частью, когда ваш контроль не вызывал у него раздражения и протеста, подошел к концу. Это означает, что, если раньше за ребенка все решали родители, управляли и организовывали его жизнь, то теперь эти функции ребенок пытается отвоевывать себе. И это правильно: ведь если он не сможет научиться брать на себя ответственность за свои поступки, то во взрослом возрасте сделать это уже очень сложно. 

 Как же это происходит? Он вдруг понимает, что не является частью мамы, что он отдельная часть этого мира. То есть, есть мир и есть я. Стало быть, между миром и мной могут быть какие-то отношения, я  могу выстраивать отношения с миром самостоятельно, я могу управлять миром, мир слышит (или не слышит) меня. Малыш начинает выстраивать эти отношения: у него появляется потребность управлять окружающим миром (как правило, МИР - это родители и близкие люди, которые находятся рядом с ребенком), он пробует свои силы в этом мастерстве.  

Личность человека формируется только в отношениях. Естественно, что ребенок начинает экспериментировать, выстраивая отношения с окружением. Я могу влиять на этот мир или он влияет на меня? Как это можно сделать? В каких случаях это получается, а в каких нет?  Это для родителей очень непросто, поскольку из послушного, управляемого ребенка он иногда превращается в маленького тирана, пытающегося добиться своих целей, отвергающего помощь, беззастенчиво нарушающего границы взрослых.

 Здесь родителям очень важно:

  1. Поддерживать детей в части исследования мира, людей, чувств
  2. Быть терпеливым, отвечая на бесконечные вопросы малыша
  3. Давать как позитивную обратную связь по поводу его поведения, так и негативную.
  4. Быть последовательным
  5. Давать ребенку информацию о мире и корректировать неверную
  6. Корректно и аккуратно реагировать на открытие ребенка о различии полов, удовлетворять детское любопытство о различии полов, отвечая на вопросы, которые задает ребенок. Важно: отвечайте только в пределах вопроса, не надо развивать мысль дальше.
  7. Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия поведения и действий ребенка.

Откуда ребенок может узнать, что он правильно/неправильно себя ведет, как не от родителей? Родитель дает ребенку информацию о мире, об отношениях между людьми, причем по большей части информацию ребенок получает из поведения родителей. Мы сколь угодно долго можем рассказывать, что пить пиво вредно и разговаривать с людьми матом нехорошо, но, если родители делают это, то и дети будут повторять за ними.

Есть такой анекдот. Разговаривают двое мужчин. Один говорит другому:

-Представляешь, мне сегодня воспитатель сказала, что моя дочь ругается матом.

Второй отвечает:

-Ничего себе! Откуда она знает такие слова?

-Да *уй ее знает! Я матом только с женой разговариваю.

 Помните, что семья для малыша – это самая важная группа, самая значимая и для того, чтобы быть принятым в этой группе, нужно вести себя как член этой группы. Эти механизмы срабатывают бессознательно, дети не принимают осознанного решения вести себя как папа или мама – помните, мы говорили ранее -  если  семья не примет, то ставится под угрозу физическое выживание малыша.  А принимают, как известно,  с большей вероятностью себе подобных.

Кстати, этим и также объясняется неутолимая жажда ребенка в этом возрасте задавать вопросы: ему нужна информация. Именно от вас. Потому что он ищет ориентиры.

Мы можем понять себя и свои границы, только сталкиваясь с другими людьми. Ребенок исследует, кто его окружает, какие это люди. Это и есть установление собственной идентичности. Происходит формирование того, что в НЛП называют «картой территории». Если на предыдущих этапах ребенок только мог определить, кто является «его» человеком, отличая «своего» от «чужого», то на этой стадии он наблюдает, как ведут себя «его» люди, усваивает модели и стили взаимодействия этих людей, применяет эти знания на практике и делает выводы о своем месте в этом маленьком социуме.  Именно на этом этапе начинает формироваться самооценка человека – то, что будет впоследствии влиять на отношения этого человека с внешним миром, то, что будет или не будет являться для него опорой, ресурсом в решении сложных жизненных задач. Жизнь никогда не бывает простой, в ней всегда есть сложные моменты, во время которых человеку необходима опора.

 Здесь важно обратить внимание на баланс «сила-слабость». Очень часто родители совершают здесь ошибку, говоря примерно следующее: «Ну, раз ты такой большой, делай сам! Но потом не ной, что что-то не получилось». Ребенок все равно должен иметь право обратиться к вам за помощью, не испытывая при этом чувства вины, что не послушался вас, что сделал по-своему. В этом возрасте ребенку необходимо усвоить, что если ты просишь о помощи, это совсем не значит, что ты слабый.

Пробуя устанавливать новые отношения с окружением, усваивая модели и механизмы, регулирующие эти отношения, впоследствии он перенесет все эти модели в «большой мир»,  в мир социума. Этот период можно назвать генеральной репетицией, на которой он пробует, ошибается, пробует новые способы взаимодействия, достигает успеха и усваивает различные способы, с помощью которых он может влиять на этот мир.

 На этом этапе родителям необходимо для начала принять тот факт, что ребенок становится отдельной личностью, со своим вИдением  ситуации и людей, которое имеет полное право не всегда совпадать с вИдением родителя. Это начало сепарации, которая продолжится на этапе идентификации, сексуальности и отделения, когда ребенку исполнится 12-19 лет.

 Одна из задач этой стадии для малыша: понять, что поведение имеет последствия. Здесь как никогда родителям необходимо проявлять последовательность в своих действиях, согласованность в воспитательных мерах.

Как только ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, ему приходится принять, что эмоции, которые он испытывает, принадлежат ему. С этого возраста начинается скачок в эмоциональном развитии. Ребенок научается управлять своими эмоциями, влиять на эмоции других людей. Именно в этом возрасте происходит то, что называется подмена –  когда одна эмоция подменяется другой. Например: ребенок смеется, при этом у родителя отвратительное настроение и он с трудом выдерживает хорошее настроение у малыша, говоря ему следующее: "Что ты здесь радуешься?!. Нечему радоваться!». Ребенок, конечно, доверяет родителю, слушается его и его радость сменяется на страх, если стало страшно, или на стыд. И тогда в следующий раз, когда ему будет радостно, к этой радости прибавится и  страх. А если ребенку стало стыдно за то, что он веселится, когда родителю плохо, то в следующий раз, испытывая радостные чувства, ему может стать стыдно за это.

Ребенок начинает играть в эмоции и учится ими пользоваться.

Сложности:

  1. Перекладывание ответственности за свои эмоции: Это не я злюсь, это вы меня злите. Т.е мои эмоции – не мое поведение.
  2. Учатся скрывать эмоции: я не плачу, я не радуюсь, я не сержусь.
  3. Эмоции становятся шаблонными реакциями - формирование личности. Вместо разнообразия делаем типовое, например, обидеться.

 

Некоторые проблемы, которые могут «произрастать» из этого возраста:

  • Чрезмерный страх, тревожность
  • Социально неприемлемое поведение
  • Ритуалы вокруг пищи
  • Ночное недержание мочи, кошмары Сверхадаптивность
  • Проблемы с обучением
  • Застенчивость, угрозы или агрессивность
  • Игнорирование своих чувств и потребностей

 

Любите и берегите своих детей!

 



Просмотров: 654
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь