|
Как сохранить отношения, если ребенок в «кризисе»Автор статьи: Киселёва Мария
Сейчас, когда пишу эту заметку, я опираюсь на свой опыт переживания различных кризисов у старшего ребенка, и кризиса трех лет у младшего. А так же на свой жизненный и профессиональный опыт. Я точно могу сказать, что у меня нет простого ответа на вопрос, как с минимальными потерями для отношений пережить кризис ребенка, потому что у каждого родителя свой собственный уникальный опыт, ниже только мои размышления на эту тему.
Итак, что же мне помогло: 1.Опыт предыдущих отношений. Думаю, у всех из нас есть какой-то опыт взаимоотношений с другими людьми, друзьями, подругами, мужьями, женами, партнерами. Если есть опыт построения длительных отношений, если есть близкие люди, которые рядом длительное время, то и с ребенком тоже получиться. Просто важно делать тоже, что и во взрослых отношениях – понимать, принимать, поддерживать, что-то прощать. В общем, опыт дело такое, что все равно поможет. 2. Опыт поддерживающей привязанности в детстве самого родителя. Если вас поддерживали и принимали, когда вы были «ребенком в кризисе», то и своего ребенка будет проще поддерживать. Если такого опыта не было, то следующий пункт для Вас.) 3. Психотерапия. Длительная. Да, она помогает, потому что это про построение, поддержание взаимоотношений. Это про принятие в инаковости, в «кризисе», в сильных чувствах. И сейчас, по себе, могу сказать со всей ответственностью, что длительная психотерапия помогает практически во всех здесь перечисленных пунктах. 4. Психологическая гибкость. Умение не давить на ребенка и себя. Умение «закрыть глаза», и не обратить внимание. Умение сделать по-другому. Например, с шутками-прибаутками или историями одеваться на улицу. Истории при этом могут быть престранные. Или «не заметить» как расстроенный школьник разбросал одежду. Спросить, сначала, что случилось, поддержать, а потом помочь убрать. 5. Знать, что «кризис» закончится. Кризис трех лет, подростковый пройдут, ребенок придёт в норму через какое-то время. Адаптационные кризисы тоже пройдут, ребенок привыкнет к детскому саду или школе. А вот если мы за этот небольшой период, в масштабах жизни, испортим наши взаимоотношения, то чинить их будет намного сложнее и энергозатратней. 6. Поддержка близких и умение просить о помощи. Мне кажется, что это тоже ключевые навыки переживания, плюс, это навыки, которые дают колоссальный ресурс, чтоб пережить «кризисный период». Не нужно переживать одним, и бояться рассказать, как сложно. Важно научиться делиться сложным с поддерживающими людьми, и просить помощи, помощь может быть разной, от какой-то конкретной, до просто поговорить. 7. Важный пункт для меня, иметь какую-то свою жизнь без ребенка. Это может быть работа, увлечение, походы в спортзал, посиделки с подругами, прослушивание лекций по искусству, да что угодно. Но, без детей! Пусть немного и не часто, но таким образом, можно абстрагироваться от ситуации и немного выдохнуть. Да и понять, что мой мир не сужается до проблем ребенка. 8. Юмор. Да! Куда ж без него. Хотелось бы побольше написать про этот пункт, потому что он очень важный, но думаю, что вы и так понимаете, что умение посмеяться и пошутить помогает не впадать в уныние. 9. Помнить, что мы живые, со своими чувствами и переживаниями. И иногда срываемся, иногда нам очень-очень сложно, но мы справляемся. И на этом все, если есть какие-то вопросы, то я могу ответить в комментариях и в личных сообщениях, и вы всегда можете записаться ко мне на консультацию. P.S. Нашла старую картинку, там мануал про кризис трех лет, тоже можно что-то взять. Картинка в свое время разлетелась по интернету, кто автор, я не знаю, но если дадите ссылку добавлю.Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|