Проблема привязанности ребенка к матери в последние годы находится в центре внимания исследователей в связи с тем, что взаимоотношения ребенка с близкими взрослыми играют главенствующую роль в формировании его личности. В современной психологии привязанность является одним из базисов понятий, описывающих отношение ребенка к значимому взрослому [1, с.12]. В психоаналитическом подходе мать и ребенок рассматриваются в качестве отдельной сцепленной единицы, подчеркивающей инфантильную зависимость ребенка от взрослого, а взрослый рассматривается как основной источник удовлетворения его пищевых и либидозных потребностей [3, с. 211]. В этологическом направлении привязанность понимается как врожденная регуляторная система, ориентированная на поиск ребенком защитной близости [1, с. 129]. В культурно–исторической психологии исследуется эмоциональная связь, возникшая в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности, ситуативно- личностной формы общения ребенка со взрослым [1, с. 31]. Представители гуманистического направления, рассматривая развитие потребностей в онтогенезе, считают, что, рождаясь, человек обладает лишь одними физиологическими потребностями, и только спустя несколько месяцев ребенок начинает проявлять первые признаки социальной привязанности и избирательной любви к окружающим [1, с. 53]. Исследования привязанности детей к матери, как правило, ограничиваются периодом жизни от новорожденности до дошкольного возраста. Между тем, младший школьный возраст заслуживает особого внимания, поскольку главным фактором, обуславливающим развитие личности детей 6–10 лет, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу, что влечет за собой, с нашей точки зрения, изменения в привязанности. Поступление ребенка в школу изменяет систему его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот момент ведущую деятельность, какой является, учебная. Значимым взрослым в этот период становится теперь учитель, реализующий свою высокую статусную позицию в системе социально – нормативных взаимодействий. С постепенно возрастающей ориентацией на учителя, а так же на сверстников, все менее значимой становится эмоциональная зависимость ребенка от матери. Тем не менее, младший школьник, овладевая новым специфическим видом учебной деятельности, все еще нуждается в эмоциональной близости и помощи матери [2, с.45]. Следует отметить, что привязанность младшего школьника исследовалась в контексте адаптации и детско–родительских отношений (Авдеева П.Н. и др.), становления автономии младшего школьника (Пупырева Е.В. и др.), нарушений эмоционального взаимодействия ребенка и матери (Мухамедрохимов Р.Ж. и др.), а также в русле перинатальной психологии (Брутман В.И. и др.). Однако недостаточно изученными остаются гендерные различия привязанности детей к матери в младшем школьном возрасте. Теоретико-методологическую основу исследования составили: возрастно-психологический подход к анализу психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), концепция развития общения в онтогенезе (М.И. Лисина), положения относительно гендерного развития младшего школьника (Мухина В.С., Колесов Д.В. и Вальчевская С.В., Д. Холл, Х. Халберштата и др.), теория привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт). Настоящее исследование осуществлялось на базе МОУ «Лицей № 10», г. Белгорода. Объем выборки составил 50 детей (25 девочек и 25 мальчиков) в возрасте 9-10 лет, русской национальности. Сравним сначала группы феминных и маскулинных детей между собой по t-критерию Стьюдента. tЭмп = 3,4 t Кр р<0.05 р<0.01 2,03 2,73 Полученное эмпирическое значение t = 3,4, находится в зоне значимости. Вывод: Дети из феминных групп привязаны к матери сильнее, нежели маскулинные. 2. Сравним группы маскулинных и андрогинных детей. Результат: tЭмп = 4,4 t кр р<0.05 р<0.01 2,06 2,78 Полученное эмпирическое значение t = 4,4 находится в зоне значимости. Вывод: существуют различия привязанности в группах андрогинных и маскулинных. Андрогинные дети более привязаны к матери, чем феминные. Деление выделенных гендерных качеств по полу позволит выявить особенности привязанности в следующих выборках: феминные мальчики; маскулинные мальчики; андрогинные мальчики; феминные девочки; маскулинные девочки; андрогинные девочки. Выявим особенности привязанности к матери маскулинных, феминных андрогинных мальчиков (Табл. 1). Выявлена разница в индексах степени привязанности: маскулинные мальчики проявляют наименьшую условно надежную привязанность к матери (2,85), чем феминные(3,34) и такая разница составила 0,49 единицы. Наиболее всего привязаны андрогинные мальчики, им свойственна высоконадежная привязанность (3,6) по сравнению с маскулинными выше на 0,75 единицы. Выявленные различия свидетельствуют о том, что маскулинность снижает показатели привязанности, андрогинность и феминность повышают ее. Маскулинные мальчики по сравнению с феминными и андрогинными менее всего привязаны к матери. Воспользуемся методом сравнения привязанности к матери феминных, маскулинных и андрогинных детей, уже в зависимости от их пола. 1.Сравним группы феминных и маскулинных мальчиков. Результат: tЭмп = 3. t Kр p≤0,05 p≤0,01 2,26 3,25 Полученное эмпирическое значение t=3,4 находится в зоне значимости. Вывод: есть разница различия между выборками. Гипотеза подтверждается.
2. Сравним группы андрогинных и маскулинных мальчиков. результат: tЭмп = 4 t Kр р<0,05 р<0,01 2,18 3,05 Полученное эмпирическое значение t=4 находится в зоне значимости. Есть различия в выборках. Андрогинные мальчики проявляют привязанность выше, чем маскулинные. Таким образом мальчики, из трех групп имеют различия в привязанности к матери. Для девочек из маскулинных; феминных и андрогинных групп свойственны следующие средние значения привязанности (Табл.2). Наименьший показатель привязанности показывают маскулинные девочки, он меньше по сравнению с фемиными и андрогинными девочками на 0,38 и 0,54 единицы. Андрогинным девочкам присущи самые высокие значения привязанности к матери. Примерно такой же вывод был получен и при анализе групп мальчиков. Это значит, что гендерные характеристи могут определять качество привязанности, причем маскулинность снижает ее степень проявления, а феминность и андрогинность повышает. Проверим выявленные эмпирические результаты математическим критерием Стьюдента: 1. Сравним феминных и маскулинных девочек. 212 Результат: tЭмп=1,1 t Kр p<0.,5 p<0,01 2,14 2,98 Полученное эмпирическое значение t=1,1 находится в зоне незначимости. Группы феминных и маскулинных детей не отличаются между собой по проявлению привязанности 2.Сравним маскулинных и андрогинных девочек. Результат: tэмп = 1,3 t Kр p<0,05 p<0,01 2,18 3,05 Полученное эмпирическое значение t (1,3) находится в зоне незначимости. Гипотеза опровергается, между выборками нет различий. Андрогинные и маскулинные девочки не отличаются между собой по проявлению привязанности к матери. Девочки из трех групп не отличаются между собой по силе проявления привязанности. Итак, при исследовании гендерных различий привязанности детей к матери, нами были обнаружены следующие результаты: 1. Большей части выборки свойственен феминный тип идентничности. 2. Феминные и андрогинные дети демонстрируют показатель привязанности к матери выше, чем маскулинные. 3. Анализ соотнесения данных гендерной идентичности и значений привязанности детей к матери показал следующие качественные результаты: - Феминные и андрогинные дети чаще, чем маскулинные, обращаются к родителям за помощью. В ситуациях стресса, неприятностей или огорчений чаще ищут поддержку родителей. Открыто делятся чувствами и мыслями . - Маскулинные дети, напротив, во многом стремятся отделиться от взрослых, они меньше, чем феминные и андрогинные обращаются за помощью к родителям, стараясь найти выход самостоятельно или в группе сверстников. В ситуациях стресса и неприятностей предпочитают самостоятельно решать сложившиеся трудности. Чувства держат «при себе» половина маскулинных детей. 4. Маскулинные мальчики проявляют наименьшую условно надежную привязанность к матери, чем феминные и андрогинные. 5. Маскулинные, феминные и андрогинные девочки не отличатся между собой по силе проявления привязанности. Список источников 1.Авдеева Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ Психологическая паука и образование 2010. – №3.–С. 61–65. 2. Боулби Дж. Привязанность: Учеб.пособие. –М.: Рич 2003.– 184с. 3. Цуркин В.А. Эмоциональный компонент образа физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери// Сборник научных статей 5 международной научно-практической конференции. – Севостополь, 2013.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.