|
Он и она. Теория привязанности.Автор статьи: Волохов Михаил Григорьевич
Теория Дж. Боулби. Говоря о том, что происходит в паре, в отношениях, и обсуждая конфликтность, и можно ли ее избежать, жить в мире и согласии, психологи пришли к модели, которая была названа “Теорией привязанности”. Автором теории считается Дж. Боулби, которые выделил основные теоретические принципы, и описал паттерны поведения, влияющие на формирование того или иного типа привязанности. Мы уже отмечали выше, что два человека в принципе смотрят на мир по-разному. Эту идею можно для наглядности проиллюстрировать с помощью очень простого упражнения, которое психолог может предложить выполнить прямо на сессии: Психолог просит клиентскую пару осмотреться вокруг, и прочувствовать то место, в котором они находятся. Как они воспринимают кабинет, друг друга, психотерапевта? Затем просит их некоторое время побыть в этом состоянии, запомнить его. И дать знак, когда будут готовы. Когда пара подтверждает, что ощущения осознанны, и запомнились, психолог предлагает им поменяться местами друг с другом. (Это упражнение можно также выполнить и при индивидуальной встрече: тогда клиент меняется местами с самим психологом, или же просто пересаживается на другой стул, приготовленный для этого заранее.) Как правило, это простое упражнение производит достаточно сильный эффект. Потому что такое, казалось бы, незначительное изменение, на самом деле, достаточно сильно влияет на восприятие. Какие-то предметы, которые раньше были незаметны, вдруг становятся отчетливо видны. И само восприятие оказывается совершенно иным при смене положения в пространстве. Но если бы разногласия были обусловлены только такими различиями, их было бы очень легко разрешить, и многие пары, не умеющие справиться с ссорами с склоками, не имели бы этих проблем. Когда речь заходит о том, что человек делает, хотя при этом декларирует, что делать этого не хочет, то можно предположить, что это, отрицательное по сути, действие, всё же имеет некоторое положительное, позитивное функциональное значение для человека. Самым простым примером такого дисфункционального поведения, можно привести курение человека, который хочет, но не может бросить эту вредную привычку. В таких случаях, мы говорим, что имеет место так называемая “вторичная выгода”. В примере с курением, сигарета как правило помогает справиться со стрессом. Но что же может быть такой вторичной выгодой в дисфункциональной паре? Для ответа на этот вопрос мы и обратимся к теории привязанности Дж. Боулби. Боулби предложил выделить три основных типа привязанности:
Все три типа привязанности формируются в очень раннем детстве (так гласит теория), и закладываются на основе взаимодействия младенца со значимыми взрослыми: родителями. Безопасная привязанность Такой тип привязанности формируется, если родители, и в первую очередь мать ребенка, принимали ребенка с его потребностями. Детский крик их не злил. Родители старались найти причину плача, и удовлетворить потребности малыша. Выросший с такой моделью, человек воспринимает мир, как безопасный, доброжелательно к нему настроенный, и сам тоже доброжелателен к миру. Он старается мир исследовать и познавать. А к возникающим проблемам относится как к вполне нормальным жизненным неурядицами, с которыми умеет справляться. Небезопасная привязанность Если же детский плач злил мать, которая не знала как поступить с плачущим ребенком, или вынуждена была отвлекаться от других, более важных занятий. То у ребенка будет отношение к миру, как к не готовому его принять с его потребностями. Он будет стараться не выражать своих чувств, из опасения получить неодобрение. Возникающие на жизненном пути трудности будут фрустрировать. И повзрослевший человек часто не будет знать, как с ними справляться. Исследовать мир будет опасно. Амбивалентная привязанность Этот третий тип привязанности возникает в ситуации, где родители готовы принять ребенка, но имеют к нему не совсем реалистичные ожидания. Мать может подойти к плачущему ребенку, и с готовностью дать ему грудь, считая, что он хочет кушать. Но если ребенок плакал не от голода, и отказывался кушать, либо не успокаивался. То родительница начинала злиться на него. В таком случае ребенок кричал еще больше, это вызывало у его матери чувство вины, и жалость, она опять старалась его успокоить. Такие смены отношения к младенцу: то принятие, то неприятие. Они запутывали ребенка, который не мог понять, как же к нему относятся. Такое непонимание ребенка в детском возрасте может проявляться на таком примере, как некая тяжелая ситуация для ребенка. Например, когда он потерялся, а затем родители его нашли:
Модели привязанностей в семье Если теперь посмотреть на то, как поведут себя выросшие люди в собственных семьях, то часто оказывается, что люди с безопасной привязанностью могут и умеют построить крепкие семьи с хорошими отношениями между супругами. Люди с небезопасной привязанностью испытывают сложность с вступлением в близкие отношения, либо держатся дистантно, часто проявляя контрзависимость. Люди с амбивалентной привязанностью будут склонны к зависимым/созависимым отношениям. И будут проявлять ту самую конфликтность, как будто требуя одновременно и близость, и не будучи готовы к близким отношениям. И если говорить про вторичную выгоду в скандалах, то она будет заключаться в том, что это даст возможность не приближаться слишком близко к партнеру, потому что человек с амбивалентной привязанностью будет испытывать потребность в близких отношениях, но не будет готов довериться супругу, постоянно подозревая его(её) в предательстве. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|