Он и она. Теория привязанности.

Теория Дж. Боулби.

Говоря о том, что происходит в паре, в отношениях, и обсуждая конфликтность, и можно ли ее избежать, жить в мире и согласии, психологи пришли к модели, которая была названа “Теорией привязанности”. Автором теории считается Дж. Боулби, которые выделил основные теоретические принципы, и описал паттерны поведения, влияющие на формирование того или иного типа привязанности.

Мы уже отмечали выше, что два человека в принципе смотрят на мир по-разному. Эту идею можно для наглядности проиллюстрировать с помощью очень простого упражнения, которое психолог может предложить выполнить прямо на сессии:

Психолог просит клиентскую пару осмотреться вокруг, и прочувствовать то место, в котором они находятся. Как они воспринимают кабинет, друг друга, психотерапевта? Затем просит их некоторое время побыть в этом состоянии, запомнить его. И дать знак, когда будут готовы. Когда пара подтверждает, что ощущения осознанны, и запомнились, психолог предлагает им поменяться местами друг с другом.

(Это упражнение можно также выполнить и при индивидуальной встрече: тогда клиент меняется местами с самим психологом, или же просто пересаживается на другой стул, приготовленный для этого заранее.)

Как правило, это простое упражнение производит достаточно сильный эффект. Потому что такое, казалось бы, незначительное изменение, на самом деле, достаточно сильно влияет на восприятие. Какие-то предметы, которые раньше были незаметны, вдруг становятся отчетливо видны. И само восприятие оказывается совершенно иным при смене положения в пространстве.

Но если бы разногласия были обусловлены только такими различиями, их было бы очень легко разрешить, и многие пары, не умеющие справиться с ссорами с склоками, не имели бы этих проблем.

Когда речь заходит о том, что человек делает, хотя при этом декларирует, что делать этого не хочет, то можно предположить, что это, отрицательное по сути, действие, всё же имеет некоторое положительное, позитивное функциональное значение для человека. Самым простым примером такого дисфункционального поведения, можно привести курение человека, который хочет, но не может бросить эту вредную привычку. В таких случаях, мы говорим, что имеет место так называемая “вторичная выгода”. В примере с курением, сигарета как правило помогает справиться со стрессом.

Но что же может быть такой вторичной выгодой в дисфункциональной паре?

Для ответа на этот вопрос мы и обратимся к теории привязанности Дж. Боулби. Боулби предложил выделить три основных типа привязанности:

    - Безопасная привязанность,
    - Небезопасная привязанность,
    - Амбивалентная привязанность.

Все три типа привязанности формируются в очень раннем детстве (так гласит теория), и закладываются на основе взаимодействия младенца со значимыми взрослыми: родителями.

Безопасная привязанность

Такой тип привязанности формируется, если родители, и в первую очередь мать ребенка, принимали ребенка с его потребностями. Детский крик их не злил. Родители старались найти причину плача, и удовлетворить потребности малыша. Выросший с такой моделью, человек воспринимает мир, как безопасный, доброжелательно к нему настроенный, и сам тоже доброжелателен к миру. Он старается мир исследовать и познавать. А к возникающим проблемам относится как к вполне нормальным жизненным неурядицами, с которыми умеет справляться.

Небезопасная привязанность

Если же детский плач злил мать, которая не знала как поступить с плачущим ребенком, или вынуждена была отвлекаться от других, более важных занятий. То у ребенка будет отношение к миру, как к не готовому его принять с его потребностями. Он будет стараться не выражать своих чувств, из опасения получить неодобрение. Возникающие на жизненном пути трудности будут фрустрировать. И повзрослевший человек часто не будет знать, как с ними справляться. Исследовать мир будет опасно.

Амбивалентная привязанность

Этот третий тип привязанности возникает в ситуации, где родители готовы принять ребенка, но имеют к нему не совсем реалистичные ожидания. Мать может подойти к плачущему ребенку, и с готовностью дать ему грудь, считая, что он хочет кушать. Но если ребенок плакал не от голода, и отказывался кушать, либо не успокаивался. То родительница начинала злиться на него. В таком случае ребенок кричал еще больше, это вызывало у его матери чувство вины, и жалость, она опять старалась его успокоить. Такие смены отношения к младенцу: то принятие, то неприятие. Они запутывали ребенка, который не мог понять, как же к нему относятся.

Такое непонимание ребенка в детском возрасте может проявляться на таком примере, как некая тяжелая ситуация для ребенка. Например, когда он потерялся, а затем родители его нашли:

    В случае с безопасной привязанностью ребенок будет громко плакать, но почти сразу успокоится, когда вновь увидит родителей. В случае с небезопасной привязанностью ребенок постарается не показать что он обеспокоен, и просто замрет в ужасе, а снаружи будет казаться, что с ним все в порядке. В случае с амбивалентной привязанностью, он тоже будет плакать, но не успокоится, когда вновь окажется рядом с родителями, а будет одновременно и проситься на руки, и пинать их, брыкаться.

Модели привязанностей в семье

Если теперь посмотреть на то, как поведут себя выросшие люди в собственных семьях, то часто оказывается, что люди с безопасной привязанностью могут и умеют построить крепкие семьи с хорошими отношениями между супругами.

Люди с небезопасной привязанностью испытывают сложность с вступлением в близкие отношения, либо держатся дистантно, часто проявляя контрзависимость.

Люди с амбивалентной привязанностью будут склонны к зависимым/созависимым отношениям. И будут проявлять ту самую конфликтность, как будто требуя одновременно и близость, и не будучи готовы к близким отношениям. И если говорить про вторичную выгоду в скандалах, то она будет заключаться в том, что это даст возможность не приближаться слишком близко к партнеру, потому что человек с амбивалентной привязанностью будет испытывать потребность в близких отношениях, но не будет готов довериться супругу, постоянно подозревая его(её) в предательстве.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Если все будут блогерами, то кто будет уборщицей?
  • Ну когда уже можно будет приступать к сексу с вашим новым мужчиной
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет, если поменять детско-родительские и супружеские отношения местами?
  • Когда будет достаточно?
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Если он хочет уйти от Вас, он будет...
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Будет скафандр - будут и путешествия
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Если в отношениях пара использует трюки, то жизнь будет цирком
  • Если в отношениях пара использует трюки, жизнь будет цирком
  • Когда мужчина будет дарить вам больше внимания и заботы?
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Когда мне будет за 50…
  • Самоедство. Что будет, когда ты обглодаешь себя до костей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь