О привязанности к игрушке и личностной зрелости родителей

- Эта мышь мне больше не нужна.
- Ты уверен, сынок?
- Да, точно.

Такой разговор состоялся с 6-летним сыном  перед сном. И в этот миг мое материнское сердце улыбнулось - сын больше не нуждается в игрушечном защитнике как объекте привязанности. Это значит, что ему не надо больше искать утешения "на стороне" в сложных ситуациях. Ему стало хватать родительской любви и ласки, и, я надеюсь, постепенно он научится поддерживать себя сам.

К игрушке, вначале это был Зайка, сын был привязан с рождения, он был с ней повсюду. Однажды в 2 года мы поздно вернулись домой и обнаружили перед сном, что оставили игрушку в гостях. Сын был так безутешен, что нам пришлось возвращаться за любимым Зайкой.

А потом Зайку потеряли прямо на День Рождения. Это была семейная трагедия и неизвестно, кто больше горевал - сын или я. Ведь тогда я еще не умела утешать сына "об себя" и оказалась беспомощной без игрушки.

Потом нам подарили вот эту серую Мышь.

О привязанности к игрушке и личностной зрелости родителей

Она прожила с ребенком 4 года. Повидала в жизни меньше, чем Зайка, т.к.в садик и другие места мы ее не брали. Но долгое время она была рядом с сыном во время засыпания, когда я заканчивала читать сказку и выходила из комнаты. Сын до 5 лет очень болезненно переживал мой уход, а в 3 года вообще не мог заснуть без меня, и Мышь, конечно, была ему утешением в эти тяжелые минуты.

Вообще-то 5-6 лет поздновато для того, чтобы эмоционально расстаться с игрушкой. Если ребенок растет в спокойной обстановке с эмоционально зрелыми родителями, то привязанность ослабевает раньше. Или ребенок вообще не нуждается в таком игрушечном защитнике и утешителе.

Под эмоционально зрелыми родителями я подразумеваю маму и папу, которые имеют опору внутри себя, умеют сами себя утешить, пожалеть, посочувствовать себе в случае неприятностей, распознать свои негативные эмоции и адекватно их выразить, а также способны понять переживания своего ребенка и помочь ему справиться с ними. Которые способны утешить его "об себя" , а не затыкать "пробкой" в виде игрушки или соски его печаль, горесть и разочарование.

В ту ночь, когда мы вернулись за игрушкой сына вместо того, чтобы остаться дома, у нас мог бы состояться такой диалог:

- Ты потерял игрушку и сейчас расстроен?
- ...(пауза или молчание, вместо крика и истерики; а если ребенок немного умеет говорить, то скажет "да")
- Ты привык к своей мышке, любишь ее, а сейчас ее нет с тобой?
-.../да
-Ты хочешь, чтобы мышка была с тобой здесь прямо сейчас, а ее нет и ты плачешь из-за этого?
- .../да
- Ты думаешь, если громко плакать, то мышка к тебе вернется?
-.../да
- Мышки нет с тобой, она осталась в другом доме. Сейчас уже поздно и мы не можем ее вернуть. Сегодня придется поспать без нее, а завтра мы ее заберем. Но я буду рядом с тобой, давай я тебя пожалею и обниму...

Когда я писала этот воображаемый разговор со своим сыном,  то я его скопировала из своих ежедневных диалогов с младшей дочерью. Сейчас ей 3 года и мы уже много-много раз говорили подобным образом

- когда отлучали от соски
- когда не получалось достать до высокой кнопки в лифте
- когда маленькие пальчики не справлялись с мокрыми  варежками
- когда старший брат не хотел делиться игрушкой
- когда нельзя было есть конфеты
... (и далее вы можете сами перечислить свои варианты)

Заметьте, в этом диалоге ребенок либо молчит, т.е.перестает орать и начинает слушать маму, либо начинает поддакивать. В этот момент возникает ощущение, как будто нажали кнопку, которая выключила истерику. Мечта многих родителей найти такую. Берите и пользуйтесь:) Весь секрет в том, что когда вы показываете ребенку, что понимаете его переживания и потребности, он успокаивается и становится способным слышать вас и принимать ваши не очень привлекательные альтернативы. У меня этот способ срабатывает всегда, за исключением когда ребенок сильно устал, голоден или хочет спать - тогда я уступаю и выполняю любой "каприз".

Младшей дочери повезло больше - ей досталась более эмоционально зрелая мама, чем старшему брату. Ей досталось больше любви и ласки с рождения, которые проявлялись в том, что:

ее утешали не об игрушку, а об сочувствие родителей
с ней разговаривали на языке чувств и потребностей,

а вовсе не в том, что с ней находились 24 часа в сутки и выполняли все прихоти.

Она может заснуть  без игрушки, а если с игрушкой, то с любой. Она засыпает без меня в отдельной кровати с рождения, даже видя, как я лежу рядом со старшим сыном, чтобы он смог заснуть. Когда она падает, то подбегат ко мне, чтобы я погладила ушибленное место. Но все чаще я замечаю, как она говорит сама себе "ну ничего, все пройдет", и бежит дальше по своим делам. А когда мне было очень страшно на 4-метровой высоте в веревочном парке, она снизу смотрела на меня и подбадривала: "мама, не бойся, у тебя же есть страховка".

Мои дети имеют такие разные способности к самоподдержке и утешению не потому, что они разные сами по себе, а потому, что у них была разная (в личностном плане)  мама - сначала инфантильная и незрелая, а потом самодостаточная и личностно зрелая.

У меня для вас хорошая новость: свою жизнестойкость, внутренний стержень, самодостаточность можно развивать  в любом возрасте. Никогда не рано и никогда не поздно.

Я начала этому учиться в 29 лет, мой сын с 4 лет, а дочь с 6 месяцев. Придется потрудиться, но результат того стоит, ведь он скажется не только на родителе, но и его потомках. Только эмоционально и личностно зрелый родитель может воспитать самостоятельных детей, способных на самоподдержку и преодоление жизненных невзгод, которые передадут эстафету личностной зрелости дальше. 

Еще 2 года  назад во время истерик старшего сына я тяжело вздыхала, строила из себя БеднуюНесчастнуюМать, винила за то, что недодала ему какой-то любви в ранние годы и думала, что этот бездонный сосуд любви никогда не наполнится.

Как оказалось, наполнить его возможно и для этого не пришлось проводить с ребенком 24 часа в сутки. Наоборот, эти 2 года я физически минимально присутствовала в жизни детей, занимаясь собой - посещала детско-родительские тренинги, проходила личную терапию, училась консультированию, участвовала в разных проектах  и начала частную практику. Парадокс? Не верится? Но это так: чтобы ребенку стало хорошо и спокойно, его  мама должна заниматься собой, ценить, любить и уважать в первую очередь себя, а потом уже ребенка, мужа, своих родителей и всех остальных в целом мире.  Подробнее об этом я рассказала тут https://www.psyoffice.ru/article/88103/

Теперь у сына нет недостатка любви. У него есть человек, об которого он может утешиться и игрушка стала не нужна. Сосуд наполнился. А я спокойна и счастлива.

Я оказываю психологическую помощь взрослым людям, не имею специализации по детской психологии. Я никогда не думала, что буду когда-нибудь писать на детские темы. Но моя практика каждый раз сталкивает меня с проблемами личностной незрелости и инфантильности ВЗРОСЛЫХ, неспособности взрослого человека принять себя с недостатками и неудачами, полюбить себя и найти опору ВНУТРИ себя, причины которых возникли в дошкольном детстве и развивались в течение жизни.

Если было интересно читать, то нажмите "спасибо", расскажите друзьям или оставьте комментарий. Спасибо!

Анна Колесова
Психолог, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)



Просмотров: 537
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Она хотела бы жить на Манхеттене" или, когда государство-твоя Семья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь