Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери

ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МАТЕРИ

Ученица и ассистентка Д. Боулби Мэри Эйнсворт  в 1969 году повела эксперимент, нацеленный на изучение привязанности ребенка к матери и последствий разлуки. Она наблюдала, каким образом годовалый ребенок встречает свою мать после нескольких минут разлуки. Эксперимент проводился следующим образом: мать, ребенок и исследователь некоторое время вместе играли в одной комнате. Затем мать удалялась на несколько минут (ребенок при этом оставался в комнате с исследователем) и снова возвращалась. Мэри Эйнсворт  выяснила, что дети по типу привязанности делятся на три группы: надежно привязанные младенцы; неуверенные, избегающие младенцы; неуверенные, амбивалентные младенцы.

Надежно привязанные младенцы активно играли в комнате в присутствии матери. При этом, они периодически подбегали к матери, во время игры обращали на нее внимание, убеждались в ее присутвии. Как пишет Мэри Эйнсворт, надежно привязанные дети использовали мать в качестве отправной точки. Однако когда мать покидала комнату, их энергия и познавательная активность снижалась, иногда малыши демонстрировали тревогу и беспокойство, когда мать покидала комнату. Когда мать возвращалась, дети проявляли радость при виде ее, бежали к ней и некоторое время играли рядом с матерью. Присутствие матери рядом снова вселяло в них уверенность и через некоторое время они удалялись от нее, начиная снова исследовать окружающее пространство.

Поведение матерей надежно привязанных младенцев. Мэри Эйнсворт   изучила также взаимодействие этих детей с их матерьми дома. Выяснилось, что матери надежно привязанных младенцев отличаются отзывчивостью. Они по-возможности быстро отзывались на сигналы младенца: плач младенца, призыв и другие. То есть, эти матери были доступны для своих детей. Дети точно знали, что мама не пропадет, она обязательно откликнется на их сигнал. Дети усвоили то, что мир безопасен, что объект привязанности (мама) отзывчив и ей можно доверять. Эти дети были уверены, что в случае опасности мать появится и защитит их, поэтому они легко отправлялись исследовать новое для них пространство. Поведение этих младенцев дома было спокойным. Они редко плакали, достаточно времени играли самостоятельно, при этом, конечно же, периодически подходили к матери.  Мэри Эйнсворт    сделала вывод, что эти дети демонстрируют здоровый паттерн привязанности. По ее статистике,  такой паттерн демонстрируют примерно 65-70 % американских младенцев в возрасте одного года.

Неуверенные, избегающие младенцы. Поведение этих младенцев в ситуации эксперимента с первого взгляда казалась весьма адаптивным. Дети выглядели независимыми, спокойными и уверенными в себе. Как только они оказывались в новой обстановке, они сразу же начинали исследовать пространство: бежали к игрушкам, играли. Со стороны состояние этих детей не внушало беспокойство, напротив, она выглядели на редкость здоровыми. Их поведение отличалось от детей первой группы. Они не подбегали периодически к матери, казалось, что они забыли о ней. Мэри Эйнсворт    обратила внимание, что они не использовали мать как отправную точки (они не подбегали к ней время от времени). Когда мать выходила из комнаты, они просто не замечали ее ухода и продолжали играть так, как будто ничего не изменилось. Когда мать возвращалась, поведение ребенка опять не менялось: ребенок не бежал к матери, не радовался тому, что она вернулась. Такое поведение демонстрировали примерно 20 % детей.

Наблюдая за поведением этих детей, Мэри Эйнсворт предположила, что их эмоциональное состояние отнюдь не так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Мэри Эйнсворт обратила внимание на то, что поведение этих детей является избегающим. Изучение взаимодействия этих детей с близкими  в домашней обстановке подтвердило догадки Мэри Эйнсворт. Оказалось, что матери этих детей не были достаточно отзывчивы и чувствительны по отношению к детям, их поведение нередко было отвергающим. Дома наблюдаемые малыши вели себя не так, как в незнакомой ситуации. Дома они нередко вели себя независимо, но при этом много плакали и тревожились, если теряли месторасположением матери. Мэри Эйнсворт предположила, что у эти дети опасались, что не смогут найти поддержку у матери в случае опасности. Они не были уверены в отзывчивости матери, в ее готовности прийти на помощь. Вероятно, это связано с опытом отвержения матерью, который они уже неоднократно испытали ранее. Поэтому для таких детей способом защиты оказывается избегание, отвержение матери. Это помогает им избежать разочарования при очередном отвержении.

Каковы последствия такого избегающего паттерна привязанности? Боулби пишет, что из таких детей вырастают взрослые, которые не могут выстроить близкие эмоциональные отношения с другими людьми, потому что не доверяют им.

Неуверенные, амбивалентные (двойственно-реагирующие) младенцы. В новой ситуации эти младенцы старались держаться как можно ближе к матери. В связи с этим они практически не исследовали окружающее пространство. Когда мать выходила из комнаты, дети очень волновались, беспокоились по поводу ее ухода. И кода мать возвращалась, они демонстрировали амбивалентную реакцию на ее возвращение. Они то прижимались  к матери, то отталкивали ее.

Исследовав домашнюю обстановку, Мэри Эйнсворт увидела, что дома матери точно так же были непоследовательны по отношению к детям как дети к матерям в незнакомой ситуации. Матери иногда были отзывчивы и внимательно, иногда нет. Такое амбивалентное поведение матерей привело к формированию у детей неуверенности и амбивалентности в поведении. Дети не было уверены, как поведет мать в новой ситуации, тогда, когда они будут нуждаться в ней. Амбивалентное поведение матери подрывало доверие младенцев к миру в целом и матери в частности. Примерно 10-15 % детей демонстрируют амбивалентность.

Как же в дальнейшем влияет тип привязанности на жизнь ребенка? выяснилось, что надежно привязанные дети в дальнейшем более успешны как в обучении, так и в общении. Так, в процессе обучения они демонстрировали большее упорство при достижении цели, они были более общительны, легче завязывали социальные контакты. Таким образом, отзывчивость матери (или лица, ее заменяющего) оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка.



Просмотров: 588
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • У хорошей матери - дети в шапках
  • Родители и дети «Дочки/ Матери»
  • Почему матери убивают своих детей?
  • О роли матери и отца в воспитании детей.
  • Синдром Мюнхаузена-Прокси или почему матери убивают своих детей
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Болезнь детей начинается при отсутствии любви матери.
  • Отличие я же матери от нормальной матери
  • От матери родной к матери-Вселенной
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • "Жизнь за тебя отдам", - говорят матери, а выполняют их дети.
  • Дети и метод Мэри Поппинс
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Когда мать спаивает детей или родовые причины алкоголизма ч2
  • Типы матерей: женщины больше, чем матери
  • Когда мать спаивает детей или родовые причины алкоголизма часть1
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Когда любовь матери становится опасной
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Вам надоели вопросы матери, когда выйдешь замуж, когда родишь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь