История теории привязанности

Автор статьи: Даниил Островский

Работа Джона Боулби над теорией привязанности может рассматриваться как начатая вскоре после его выпуска из Университета Кэмбриджа с наблюдениями, которые он сделал, пока работал в приюте для малоприспособленных мальчиков. Двое из них, оба страдающие от разрыва в отношениях с матерями, оказали на него очень важное влияние. Более систематическое ретроспективное исследование Боулби, опубликованное им спустя более десяти лет и известное как «44 несовершеннолетних вора: их характеры и семейная жизнь» (Bowlby, 1944), как и наблюдения других (Bender & Yarnell, 1941; Goldfarb, 1943), убедили его, что серьезные нарушения в матери и ребенка являются предтечами дальнейшей психопатологии. Наблюдения Боулби привели его не только к убеждению, что детские отношения с матерью важны для дальнейшего функционирования, но и привели его также к мысли о том, что эти отношения имеют первостепенно важное значение для ребенка. Боулби, вместе с его коллегой, Джеймсом Робертсоном, заметили, что дети испытывают сильный дистресс когда отделены от матерей, даже если их кормили и о них заботились. Возник закономерный паттерн яростного протеста, сопровождаемого отчаянием (Robertson & Bowlby, 1952). Боулби заинтересовался почему же мать так важна ребенку.

В то время, две общепринятые теории, предлагавшие объяснение детской связи с матерью матери, были теориями вторичного влечения. Психоаналитики и сторонники теории социального научения схоже полагали, что отношения ребенка с матерью возникают потому, что она кормит ребенка (e.g., Freud, 1910/1957; Sears, Maccoby, & Levin, 1957) и удовольствие, испытываемое от удовлетворения голодных побуждений, становится связанным с материнским присутствием. Когда Боулби только начал разработку теорию, он узнал о результатах исследования животных, которые поставили под серьезное сомнение эту перспективу. Lorenz (1935) отмечал, что гусята становятся привязанными к родителям и даже объектам, которые не кормят их. Harlow (1958) заметил, детеныши макаки-резус, в ситуации стресса предпочитали не «мать» из проволоки, но кормящую, а «мать», покрытую тканью, которая была комфортной в контакте с ней. В скором времени, были проведены систематические наблюдения за младенцами, и стало очевидным, что дети тоже привязываются к людям, которые их не кормят (Ainsworth, 1967; Schaffer & Emerson, 1964). Годы спустя, Боулби вспоминал, что:

эта теория [вторичного влечения] не казалась мне соответствующей действительности. Например, будь она правдива, младенец года или двух будет готов принять любого, кто его кормит, а это явно не так. Но если теория, зависимая от вторичного влечения была неадекватной, какой была альтернатива? (1980b, стр. 650)

Поскольку он обнаружил, что неудовлетворен классическими теориями, Боулби (1969/1982) начал искать новое объяснение в дискуссиях с коллегами из таких областей, как эволюционная биология, этология, психология развития, когнитивная психология, теория управления (кибернетика*). Он использовал все эти области науки для того, чтобы сформулировать новаторское предположение, что механизмы, лежащие в основе связи ребенка с матерью, изначально были результатом давления эволюционного процесса. По мнению Боулби, эта поразительно сильная связь – что особенно заметно, если она нарушена, результат не процесса ассоциативного научения (вторичного влечения), а скорее из биологически обоснованного стремления к близости, возникшего в процессе естественного отбора. Боулби (1958, 1960a, 1960b), представил теорию привязанности в серии работ, первая из которых – «Природа детской привязанности к матери». Все основные положения теории привязанности были представлены там, по крайней мере, в рудиментарной форме, представляя, как говорил Bretherton (1992), «первый базовый проект теории привязанности». Эти идеи были далее разработаны в трилогии Боулби «Привязанность и потеря» (1969/1982, 1973, 1980а).

Одним из членов исследовательской группы Боулби в этот период становления первоначальной формулировки теории привязанности, была психолог-девелопменталист из Канады, Мэри Солтер Эйнсворт. Ее связь с Боулби, появившаяся благодаря счастливому случаю – газетному объявлению о вакансии исследователя в области развития, которое показал ей друг – стала удачей для теории привязанности. Эйнсворт провела два первопроходческих исследования естественных наблюдений за младенцами и матерями, в которых она применила этологические принципы теории привязанности в качестве основы. Одно из этих исследований было проведено в начале 1950-х в Уганде, второе – в начале 60-х в Балтиморе. Эти исследования стали самими обширными наблюдениями за жизнью семей на тот день и заложили основу для вклада Эйнсворт в теорию привязанности, а также для будущих формулировок Боулби. В дальнейшем, Эйнсворт создала инструмент оценки «Незнакомая ситуация», который вызвал продуктивный расцвет эмпирических исследований индивидуальных особенностей в качестве привязанности – исследование, которое во многом ответственно за место теории привязанности в современной психологии и психиатрии.



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подарок от Джона Боулби
  • Привязанность по Джону Боулби
  • Несколько слов о любви в аспекте теории привязанности
  • Он и она. Теория привязанности.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 2. Пристрастия и привязанности)
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Значение привязанности для человека
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Долгожданный «Ангел» -  орущий «Монстр», или еще кое что  о привязанности.
  • Что такое травма привязанности? Причины возникновения и симптомы. Записки_психотравматолога
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Удовольствие от родительства как ключевой фактор развития привязанности
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Теория привязанности Гордона Ньюфелда
  • Все ли способны на отношения? О типах привязанности
  • Требовательность к ребенку, как следствие нарушения привязанности.
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • О детской привязанности
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Супружеская измена с точки зрения теории теории объектных отношений
  • Основы терапии нарушения привязанности
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь