Привязанность по Джону Боулби

Джон Боулби говорит о том, что привязанность ребенка к матери имеет биологические, эволюционные корни. Привязанность необходима в той же мере – если не в большей степени – в какой и кормление малыша. Это так, потому что привязанность – как сейчас, так и раньше – выполняет функцию защиты. Раньше привязанность была важна, чтобы защитить ребенка от хищников. Сегодня она также важна с биологической точки зрения, чтобы уберечь малыша от других всевозможных опасностей. Известно, что чаще всего беды с ребенком происходят, когда он остается один. Известно, насколько большие проблемы будут у ребенка, если мать покинула его в самом раннем возрасте.

Боулби был первым, кто обратил внимание на роль привязанности ребенка к матери. И его работы позволили увидеть, что проблемы ребенка не являются мистическими следствиями действия “энергии” и “инстинктов”, но являются результатами нарушения привязанности к матери, другим и к себе.

Но почему разрушение привязнности ведет к проблемам? Давайте начнем со взрослых. Вспомните, что происходит с вами, когда самый близкий на свете вам человек покидает вас, уходит от вас. В это время взрослый испытывает траур. Сперва отмечается шок. Затем человек начинает искать утерянного любимого - человек требует, чтобы ушедший вернулся, что проявляется через гневные и яростные реакции, через ненависть. Вслед за яростью появляется отчание, что является признанием, что ушедший больше не вернется. А потом приходит отчуждение. И человек становится способным постепенно реорганизовать свой внутренний и внешний мир в новых условиях жизни, в условиях, когда покинувший любимый больше не вернется.

Боулби заметил, что когда мать покидает ребенка, с ним происходит тоже самое, что и со взрослым, которого покидает любимый человек. Сперва ребенок требует ее возвращения. Это может быть гневный плач, это могут быть яростные разрушительные реакции. Если мать не возвращается, то ребенок постепенно переходит в состояние отчаяния, после которого наступает отчуждение.

И из этой стадии ребенок вряд ли уже выйдет без пагубных последствий. Но почему эти негативные последствия должны проявиться? Одна из причин, говорит Боулби, состоит в том, что ребенок проходит все эти стадии траура слишком быстро, гораздо быстрее, чем взрослый. У ребенка не хватает времени прожить этот траур. Поэтому он наносит ему такой вред.

У взрослых, которые пережили утрату, последствия можно снизить, переведя работу горя в более здоровое русло. Путь к этому - выражение эмоций и чувств на стадии гнева, предоставлении возможности погрузиться в отчаяние и выразить его, вспомнить прошлое. При работе горя важно, чтобы психолог не стоял на стороне реалистичности, говоря, что находящийся в трауре должен признать утрату, но давал возможность человеку выразить все чувства. Смысл в том, что у человека достаточно собственного чувства реальности, чтобы понимать, что фигура утеряна безвозвратно. Он понимает это. Но ему нужно выразить эти чувства, чтобы прожить их, чтобы траур не был деструктивным для него.

Как и взрослому, ребенку нужно дать возможность выразить и прожить свой траур. Причем важно понимать, что даже кратковременная разлука ребенка с матерью может переживаться ребенком как утрата. Ребенок демонстрирует следующие поведенческие паттерны. Сперва он выражает протест и гнев. Но мать не возвращается. Тогда он испытывает отчаяние. Если мать возвращается в этот момент, то ребенок будет более прилипчив к матери, чем до разлуки, будет требовать больше внимания к себе. Ребенок может перейти на ранние стадии отчуждения. Тогда, когда мать возвращается, он как бы игнорирует ее; ее как бы нет. При этом ребенок на самом деле очень переживает. Нужно время, чтобы мать вернула к себе доверие малыша. Ребенок демонстрирует амбивалентное отношение к матери - он то отчужден, то излишне прилипчив.



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что нужно, чтобы ребенок вас услышал
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Передача №1. Что делать если вы чувствуете, что мать вас не любит (Аудио)
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что происходит, когда мать кричит?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь