|
Привязанность по Джону БоулбиАвтор статьи: Игорь Димитриевич Бронин
Джон Боулби говорит о том, что привязанность ребенка к матери имеет биологические, эволюционные корни. Привязанность необходима в той же мере – если не в большей степени – в какой и кормление малыша. Это так, потому что привязанность – как сейчас, так и раньше – выполняет функцию защиты. Раньше привязанность была важна, чтобы защитить ребенка от хищников. Сегодня она также важна с биологической точки зрения, чтобы уберечь малыша от других всевозможных опасностей. Известно, что чаще всего беды с ребенком происходят, когда он остается один. Известно, насколько большие проблемы будут у ребенка, если мать покинула его в самом раннем возрасте. Боулби был первым, кто обратил внимание на роль привязанности ребенка к матери. И его работы позволили увидеть, что проблемы ребенка не являются мистическими следствиями действия “энергии” и “инстинктов”, но являются результатами нарушения привязанности к матери, другим и к себе. Но почему разрушение привязнности ведет к проблемам? Давайте начнем со взрослых. Вспомните, что происходит с вами, когда самый близкий на свете вам человек покидает вас, уходит от вас. В это время взрослый испытывает траур. Сперва отмечается шок. Затем человек начинает искать утерянного любимого - человек требует, чтобы ушедший вернулся, что проявляется через гневные и яростные реакции, через ненависть. Вслед за яростью появляется отчание, что является признанием, что ушедший больше не вернется. А потом приходит отчуждение. И человек становится способным постепенно реорганизовать свой внутренний и внешний мир в новых условиях жизни, в условиях, когда покинувший любимый больше не вернется. Боулби заметил, что когда мать покидает ребенка, с ним происходит тоже самое, что и со взрослым, которого покидает любимый человек. Сперва ребенок требует ее возвращения. Это может быть гневный плач, это могут быть яростные разрушительные реакции. Если мать не возвращается, то ребенок постепенно переходит в состояние отчаяния, после которого наступает отчуждение. И из этой стадии ребенок вряд ли уже выйдет без пагубных последствий. Но почему эти негативные последствия должны проявиться? Одна из причин, говорит Боулби, состоит в том, что ребенок проходит все эти стадии траура слишком быстро, гораздо быстрее, чем взрослый. У ребенка не хватает времени прожить этот траур. Поэтому он наносит ему такой вред. У взрослых, которые пережили утрату, последствия можно снизить, переведя работу горя в более здоровое русло. Путь к этому - выражение эмоций и чувств на стадии гнева, предоставлении возможности погрузиться в отчаяние и выразить его, вспомнить прошлое. При работе горя важно, чтобы психолог не стоял на стороне реалистичности, говоря, что находящийся в трауре должен признать утрату, но давал возможность человеку выразить все чувства. Смысл в том, что у человека достаточно собственного чувства реальности, чтобы понимать, что фигура утеряна безвозвратно. Он понимает это. Но ему нужно выразить эти чувства, чтобы прожить их, чтобы траур не был деструктивным для него. Как и взрослому, ребенку нужно дать возможность выразить и прожить свой траур. Причем важно понимать, что даже кратковременная разлука ребенка с матерью может переживаться ребенком как утрата. Ребенок демонстрирует следующие поведенческие паттерны. Сперва он выражает протест и гнев. Но мать не возвращается. Тогда он испытывает отчаяние. Если мать возвращается в этот момент, то ребенок будет более прилипчив к матери, чем до разлуки, будет требовать больше внимания к себе. Ребенок может перейти на ранние стадии отчуждения. Тогда, когда мать возвращается, он как бы игнорирует ее; ее как бы нет. При этом ребенок на самом деле очень переживает. Нужно время, чтобы мать вернула к себе доверие малыша. Ребенок демонстрирует амбивалентное отношение к матери - он то отчужден, то излишне прилипчив. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|