|
Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.Автор статьи: Леонов Илья Николаевич
Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.
Целью данной работы является прояснение отношений между заявленными в заголовке означающими. Понимание Эдипова комплекса и его последствий часто затуманено путаницей, заключенной в ложной интуиции о тождестве Матери и Женщины, Отца и Мужчины. Мы предлагаем подход в котором учитывается заявленная (и предаваемая забвению) Фрейдом позиция о принципиальной бисексуальности фигур реализующих функции Матери и Отца. Под Матерью и Отцом следует обнаруживать именно функции, а под Мужчиной и Женщиной позиции в отношении к желанию. Рассмотрим Эдипов комплекс с этого ракурса. Функция Матери выводится как первичный объект зависимости и влечения Ребенка. Отец как нечто чуждое диаде Мать-Ребенок, как функция нарушения симбиотической связи. Отец это законодатель, дающий закон Ребенку "да не будет твоя связь с Матерью инцестуальной", т.е. Отец проводит черту, ограничивая влечение Ребенка. Также Отец законодатель для Матери "да не усвоишь ты полностью то, что породила" т.е. проводит черту ограничения в стремлении Матери присвоить себе Ребенка как собственный фаллос. Ребенок же выступает в этих отношениях "отцом мужчины", т.е., являясь фаллическим объектом, он вызывает специфическую для Мужского желания кастрационную тревогу. Т.к. Ребенок выступает как объект ценности и обладания для обоих супругов, но прежде всего для матери, которая остро переживает риск потери, то, закономерным следствием, он выступает как источник Мужского желания. Матери, родившие Ребенка приобретают достоинство и мужество, отражающееся в той разительной перемене, которая наблюдается в их поведении. Отец также приобретает мужественности, обретая опасную прибавку к фаллическому объекту "моя жена" в виде ребенка. Женщина как фаллос мужчины рожает собственный фаллос , что отражается в возрастании специфической кастрационной тревоги и у отца. Как в повести Гоголя "Нос" фаллическое означающее угрожает самостоятельностью. Ребенок угрожает Отцу оскоплением. Рассмотрим подробнее Мужское и Женское желания. Мальчик стремится любить Мать, но ограничивается Отцом, на которого Мать отвлекается и которого зачем-то слушает. "Этот маленький солдат желает стать генералом", т.е. занять место Отца и неограниченно любить собственную жену. Мужское желание связано с желанием обладания фаллическим объектом и тревогой в отношении сравнительных характеристик этого объекта, в отношении риска потерять этот объект, быть кастрированным. Поэтому мужское желание это учреждение закона и порядка, закрепляющего право на обладание и тревога о соблюдении этого правила. Мужское желание обсессивно-компульсивное. Мужчина одержим идеей обладания, н-р женой, автомобилем, ребенком, властью и т.д., а также сохранения закрепления и воспроизводства порядка, в котором возникает переживание обладания. Рождение Ребенка закономерно провоцирует развитие обсессивно-компульсивных черт Матери, т.е. материнской тревоги и озабоченности. Мужское о том как "не надо бы". Женское желание много сложнее для определения. Пожалуй, самой важной чертой женского желания является его неопределимость в строгую дефиницию. Это важнейший момент психоаналитического учения, который не был разрешен Фрейдом, но был разрешен позже его лучшим учеником Лаканом. Каждый ребенок в своем первичном влечении к Матери выступает как мальчик. Но уже с самого начала девочка начинает проявлять особый интерес к отцу. Девочка смещает влечение с Матери на Отца. Именно это смещение и есть основная черта женского желания. Если мужчина желает обладать лучшим и держится за объект обладания (н-р, любимая трубка, любимые ботинки, привычная прическа и т.д.), то женщина всегда смещается в своем желании. Для женщины в порядке вещей менять свой образ, свои платья, своих мужчин. Женское желание перверсивно. Каждый раз женщина вспыхивает "О это платье моей мечты!", но уже на следующий день она мечтает о другом. И ещё и ещё и ещё. Если знаком мужчины выступает черта и единица, то знаком женщины является бесконечность и непостоянство. Потому укажем на женское желание как на ускользающее. Если мужчина ищет, хочет присвоить и удержать фаллос, то женщина сама есть фаллос-ускользающий. Особое женское удовольствие проявляется в сцене где мужчина говорит "не надо бы так", а женщина продолжает "а может быть все-таки можно?" Желание Ребенка истерично и капризно. Истеричка и Ребенок тесно связаны так же как и диада Мать-Ребенок представляя из себя одно целое. Желание истерички это обнаружение Мужчины, т.е. того кто положит конец беспредельному капризу. Истерика провоцирует резкость в другом, подтверждающую небезразличность и, самое важное, прикрепляющее ребенка и истеричку как фаллический объект к Мужчине. Мужчина производится в другом из истерической позиции как объект задающий ограничение и берущий на себя, присваивающий в оценке и контроле Ребенка как фаллический объект собственной заботы и тревоги. Без пристежки к Мужскому желанию Ребенок не может получить ни оценки ни ценности ни значения, а потому ищет собственную границу провоцируя нормирующее наказание. ----------------------------------------------------------------------- Подведем черту и преобразуем выше сказанное в тезисы. Отец это функция в Эдипальных отношениях производящая черту между Матерью и Ребенком. Функция законодательная и ограничительная. Мать это функция в Эдипальных отношениях производящая объект влечения для Ребенка и ориентирующаяся на Отца. Ребенок это функция в Эдипальных отношениях производящее влечение к Материнскому объекту и ограничивающаяся Отцом. Ребенок это фаллос матери. В случае мальчика, стремление к безраздельному присвоению Матери ведет его к преодолению запрета и занятию места Отца (для этого место нужно освободить) из которого этот запрет может быть снят. В случае девочки, стремление к безраздельному обладанию Матерью подвергается смещению на Отца (как на метафору Матери) и порождает желание быть присвоенной Им как Он присваивает Мать, т.е. занятию места Матери (для этого место нужно освободить). Желанием ребенка (истерическое) это желание обрести собственное место (и пол), выбраться из промежуточной позиции неопределенности. Мужское желание это желание присвоение и удержания фаллического объекта. Женское желание сопротивляется определению, на него следует указать как на ускользающее. ----------------------------------------------------------------------- В каждом из нас есть место Мужскому и Женскому. Каждый хранит свое достоинство.Отвлекается и способен к переменам. Каждый из нас может быть объектом влечения другого. Может переживать неопределенность и капризничать, передавая другому функцию психической регуляции. Может призвать к порядку. Вспомните любую реальную семью где есть отец мать и ребенок. Теперь вы без труда сможете обнаружить в каждом из них Мужчину и Женщину. И даже более того, в каждом из них можно обнаружить Мать Отца и Ребенка. И уже вовсе скандальное, вы можете обнаружить что Отцом может выступать религиозный текст, или голос в трубке телефона, или портрет на стене, или еще что. Матерью может стать любимое одеяло. А кошка или собака Ребенком. + В заключение, я хочу выразить сожаление о широком распространении вульгарного толкования значения Эдипова комплекса, и надежду на то, что психоаналитическое знание не будет потеряно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|