|
Нежеланный ребенок и плохая матьАвтор статьи: Виктория Аркадьевна Надеина
Нежеланный ребенок и плохая мать – это такой встречаемый душевный «слепок» на многие годы взрослой жизни людей, рождение которых было связано с обстоятельствами их «нежеланности» и связанных с этим социальных проблем матери - "залёт" и поспешное замужество, не всегда счастливое, клеймо «матери – одиночки» или «разведенки с прицепом», или отказ от ребенка, и т.д, и т.п. Ребенок для женщины в таких случаях – если честно смотреть на проблему, то часто представляет собой тяжелую ношу, особенно если учесть, какая социальная поддержка ей оказывается. А ребенку уделяется мало времени и оказывается мало внимания, качество которого оставляет желать лучшего. Ну и что, казалось бы, - когда человек вырастает – все беды в прошлом … А дело в том, что когда мы вырастаем и по паспорту становимся взрослыми, общество предъявляет к нам свои требования как ко взрослому человеку, и чтобы их выполнять, нужны силы, внутренние душевные ресурсы, - чтобы быть эффективным тружеником, создавать семью и воспитывать детей. Но откуда брать эти силы, если болит необъяснимая внутренняя уязвленность, внутреннее чувство глобальной ненужности трансформируется в неутолимое желание «быть нужным», периодически перемежаясь вспышками непонятной неуправляемой злости, и много энергии уходит на то, чтобы защищаться от всей этой боли? В последние годы в информационном пространстве замечаю две гуляющие противоположные тенденции. Пропаганда образа матери как нечто святое, стремление его идеализировать, призывы к тому, чтобы соответствовать. Но мать не может быть идеальной, она не Бог, она просто человек. И тогда информационные посылы откатываются к другому полюсу – линчевать плохую мать, за то, что она не так разговаривает с ребенком, не так смотрит, не так воспитывает и т.д.. Вот это признание того, что мать - это просто человек, через которого в этот мир пришла другая жизнь, - очень трудно даваемая внутренняя душевная работа. Потому что это значит признать, что она как человек может быть разной, в том числе - и не любящей, и усталой, и отвергающей, и плохой воспитательницей, но это никак не влияет на то, что она как мать сделала основную функцию – дала жизнь. Ведь как же тогда несчастный ребенок, пусть уже подросший до 30-40 лет, со своей претензией? Мне хорошо знакома претензия «я не просила меня рожать». И хочется, может, пожалеть этого ребенка, но секрет в том, что его поджидает коварный парадокс: когда обесценивается дача жизни, отвергается и сама жизнь, она становится тяжелой - в ней не замечаются ресурсы и точит поглощающая силы претензия. Это похоже на растение, у которого обрезаются корни, - оно вянет и умирает. Мне приходилось много работать с людьми, психологические проблемы которых коренились в их трудном детстве и токсичных отношениях с матерью, которое сопровождалось отвержением и разного рода насилием. Но какими поразительными казались повторения жизненных сценариев «плохих» матерей – обвинения своей матери оборачивались пророчествами собственной жизни, - зависимыми отношениями, одиночеством в материнстве, отказом от собственных детей, нелюбовью их и отвержением. И вот сейчас, когда появляется в моем поле зрения или слуха что-то про плохую мать, я вспоминаю две вещи.
Эта часть материнства всегда напоминает мне о том, что у матери могут быть свои потребности – в безопасности, в любви, в уважении, в самореализации. Я сразу вспоминаю о технике безопасности в самолетах, гласящей надеть маску сначала на себя, а потом на ребенка. Я вспоминаю о том, что если встает вопрос тяжелого выбора в родах, выбирают жизнь матери. Эти напоминания – они по большому счету о существовании семейной иерархии: сначала мать, затем ребенок, сначала предок – потом потомок. У матери могут быть свои тайны, - в том числе о происхождении ее детей, которые она бережет от детских глаз своего ребенка, потому что по-своему любит и не желает причинить ему боль. Она может отдать его в другую семью – потому что это, возможно, - единственный лучший выбор на тот момент для нее и ребенка - так она защищает его от себя и своего ада. И платит ценой отказа от безусловной любви и благодарности её ребенка, ценой безвестности и переживанием вины - и эта цена причиняет такую же сильную боль, как и ребенку – отвержение. То, что матери бывают несовершенны, что они простые обычные женщины, признается только из взрослой позиции, когда человек перестает смотреть на свою мать глазами маленького нуждающегося и злящегося ребенка. С позиции взрослого человека, которому не чужды ответственность за свою жизнь и способность к открытости восприятия - наряду с пониманием, насколько послание «не живи» безумно живуче, приходит и понимание того, что настоящий источник материнской ненависти – не ребенок. Ребенок - только объект, к которому мать смогла ее обратить. И хотя это понимание не освобождает ее от ответственности, но и не делает из нее исчадие ада. Это понимание хотя и сохраняет внутреннюю дистанцию с матерью, но накал собственной злости снижает. С позиции взрослого человека проясняется, что былое – не изменить, ушедший поезд не догнать, фарш назад не прокрутить, фраза «роди меня обратно» - не работает. Что смерть проблем внутренней пустоты, вины и ненависти с тем, чтобы жить дальше легко - не решает, потому что переживание чувств – это то, что наполняет, - это и есть жизнь, а смерть – это граница, перевал, за которым - не жизнь. Что жизнь не идет назад, она идет только вперед, и смерть – это только ее часть, а не решение проблем. Избавиться от страданий помогает не избегание их, а контакт с собой, со своей душой. Даже злость с позиции взрослого принимается как часть себя, не испытывая вину, а беря ответственность, потому что позволительно становится себе быть, просто быть, живым, не идеальным, но настоящим. С позиции взрослого становится возможным быть благодарным матери за то, что она сделала выбор в пользу того, чтобы сохранить жизнь ребенка, не смотря на свои веские причины этого не делать. Чем может обернуться чувство покинутости, если взглянуть на него с другой точки зрения? Когда наступает осознание бессмысленности попыток стучаться в закрытые двери, оказывается - можно оглядеться по стронам, развернуться в противоположную сторону и идти своим путем и жить по-своему, самостоятельно.Свобода - делает взрослым, предоставляя возможность брать отвественность за свою жизнь, свои ошибки и успехи в свои руки. Она не дает уверенности в завтрашнем дне и не дает поддержки, но открывает возможности выбора, разрешение жить и поступать по-своему, уважать свой выбор. Что касается внутреннего чувства поддержки, уверенности в своих силах, если не хватило матери в детстве - это можно восполнить, в каком-то смысле становясь самому себе мамой – такой, какой её не хватило, брать эти образы вне и внутри себя, взращивать, интегрировать, соединяться. Это внутренняя душевная работа - самостоятельная, хоть и при поддержке специалиста.
Благодарю за внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|