Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь

Уже довольно таки давно в научных экспериментальных исследованиях сознания был обнаружен, впоследствии разработан и использовался эффект сенсорной аттенюации. В двух словах – если человек чувствует, что он контролирует происходящее (он есть причина того, что случается), то это меняет его восприятие и уровни реагирования. На элементарном примере: человек нажимает кнопку и через какое-то время раздается звуковой сигнал. Если (обобщенно) это время – от нескольких десятков миллисекунд до секунд, тогда сознательно человек приписывает себе контроль за происходящим. Если увеличить или уменьшить время, через которое раздается звуковой сигнал, тогда человек (при прочих равных) не соотносит происходящее с персональной ответственностью за происходящее (раздающийся звук).

За пределами лабораторий с этим эффектом хорошо знакомы, например, геймеры и вообще пользователи компьютера – если игра «лагает» или комп «тормозит», т.е. реакции на действия происходят спустя несколько секунд или более того, тогда человек считает что он «потерял контроль» над происходящим. Кроме того, что это сильно бесит и раздражает (что само по себе немаловажный фактор), есть кое-что еще более важное и менее очевидное.

В изначальном примере со звуком – когда человек считал себя контролирующим момент появления звука, тогда он оценивал сам звук по интенсивности заметно более тихим, чем тогда, когда абсолютно тот же самый звук он слышал в ситуации «потери контроля» над происходящим. Причем не только оценивал на субъективном уровне звук тихим, но и даже не более низком уровне восприятия – реагировал, как если бы этот звук был более тихий.

Это очень важный момент и я его повторю еще раз: на один и тот же фактор окружающей среды человек реагирует (воспринимает его) по-разному, в зависимости от того, принимает ли он на себя ответственность (чувствует ли личный контроль над происходящим) за этот фактор или считает, что он не несет ответственности за происходящее.

Феномены «подготовки» и «готовности» так же имеют отношение к этому механизму: в ситуации, когда человек теряет контроль за происходящим (что может быть описано, например, фразами «все вышло из под контроля» или «все случилось слишком быстро и неожиданно» или «это было внезапно»), человек ощущает себя под более интенсивным воздействием факторов, которые из-за этого становятся более стрессовыми. Если же человек готов к появлению этих «неожиданных» феноменов, т.е. быстрее и в полной мере начинает считать себя ответственным за происходящее, то у него появляется чувство «контроля», что мобилизует и понижает в его восприятии интенсивность тех же самых факторов. И потому ситуация оказывается менее стрессовой – тот же самый звук (из примера выше) кажется уже не таким громким, не таким напрягающим, не таким раздражающим.

Ну и совсем обывательское наблюдение, широко известное каждому, которое называют иногда «глаз замыливается». Т.е. происходит снижение нашего реагирования (готовности замечать) на что-то привычное – то, что давно и надежно встроено в нашу «картину мира», с которой мы себя отождествляем, и потому «априорно» несем ответственность за нее и имеем чувство контроля над происходящим. Согласитесь, что необычные вещи в обыденной ситуации (когда, например, Вы принимаете душ, протягиваете руку за мылом, а оно вдруг, встрепенувшись, прыгает на стенку ванной и начинает скакать по стенке вверх до потолка) вызовут очень острую реакцию. И хотя никакой кусок мыла, скачущий вверх по стенке, ничем Вам, Вашей жизни и Вашему здоровью не угрожает, но эта ситуация потери контроля окажется весьма стрессовой, а для некоторых даже и дистрессовой. В любом случае – о «замыленном глазе» речи идти уже, как Вы понимаете, не будет – краски заиграют очень ярко, живо и очень интенсивно J

Итак, как же теперь перейти от скачущего вверх по стенке ванной обмылка к уменьшению душевных страданий?

Что делает человек, который считает себя «жертвой обстоятельств» или «жертвой тирана/угнетателя/преследователя»? Суть такой его позиции сводится к тому, что он страдает (т.е. он - жертва) от факторов вне его контроля/могущества – от обстоятельств или человека/сообщества/системы более сильной или недоступной по иным причинам. Кстати страдания из-за потери близких – из той же оперы: ушел (стал недоступным) человек, «забравший с собой кусок моей души/сердца или даже меня целиком». Страдающий (жертва) не может ни догнать «ушедшего» ни реализовать естественно возникающую в такой ситуации агрессию – стоит табу, запрет на проявление агрессии в адрес любимого человека.

Какой агрессии? А ведь если бы у Вас какой-то случайный прохожий забрал бы, к примеру, не особо большой кусок тела (типа половины сердца), а лишь пару миллиметров кожи – тогда появление агрессии в адрес случайного человека, забравшего с собой частичку Вас, было бы сознательно оправданным и не вызвало бы никаких вопросов. А когда любимый вырывает и уносит с собой «пол сердца» - почему-то считается, что никакой агрессии быть не может: «о мертвых или хорошо или никак». И что тогда? И тогда становится невозможным забрать ранее инвестированное либидо в эту фигуру и обрести целостность – страдания будут очень продолжительными, а «душевная рана» заживать не будет или будет заживать очень, очень долго. Но это частный случай, вернемся к более общему примеру.

Итак, жертва страдает, испытывает стресс, источником своих страданий считает некое лицо (фигуру, систему) или обстоятельства. И какова причина страданий совершенно не важно – реальное ли было насилие, душевное или даже мнимое (когда один человек ожидает одного поведения от другого, а в реальности происходит совсем иное, вполне нейтральное, быть может). В любом из этих вариантов нормальной, естественной и эволюционно обоснованной реакцией будет рост уровня агрессии. Но что с ней делать? Ведь источник страданий или недоступен (слишком далек) или слишком силен (нападать на него невозможно из-за собственных страхов) или слишком ценен (нападать на него невозможно из-за внутренних запретов). И ситуация оказывается патовой – страдания не прекращаются, агрессия растет, реализовать ее невозможно.

Ну и что тогда остается делать с постоянно присутствующей и переполняющей агрессией? Есть разные варианты: депрессия (подавление агрессии, на что уйдут все силы вплоть до полного истощения всех психических ресурсов), аутоагрессия, антисоциальное поведение и Ко (иные формы дисбаланса в подавлении агрессии или потери над ней контроля). Ну или поиск спасателя/становление спасателем, если человек регресснул не сильно (до диады), а остановился на триадных отношениях. Т.е. по сути - еще один вариант реализации агрессии, часто в пассивной форме, со сменой ролей и переходом к активной агрессии и далее по кругу. Нет, конечно регресснуть/разрушиться можно вообще до «монады», но это уже больше по части психиатрической помощи – там не только мыло по стенке поскачет, а куда как более кошмарные переживания будут после того как агрессия порвет единую структуру эго на разрозненные ошметки – никому не рекомендую.

В любом случае (вернее в случае более-менее сохранной психики, наличии страдания и переносе ответственности за страдания на кого-то еще) получается что агрессию (импульс, мотивацию к активному действию) или невозможно куда-то направить или можно направить на абсолютно безуспешные попытки изменить то(того), что(кто) априорно вне контроля жертвы. Надеюсь, невозможность избавиться от страданий таким путем стала немного более понятной на уровне теории. Это для случая, если жертва страдает от обстоятельств, над которыми у нее контроля нет, или физически недоступного для коммуникации тирана/объекта.

Для случая страданий жертвы от конкретного и доступного тирана - у жертвы остается теоретическая возможность реализовать свою агрессию таким образом, что бы тиран «на своей шкуре» испытал все страдания жертвы (такая себе невербальная коммуникация, в попытке донести свои переживания до другого, заставить другого почувствовать то же самое). Но часто это требует нарушения уголовного, морального или иного кодекса. И тогда появляются табу – запрет, делающий невозможным реализацию агрессии, что сводит этот случай к предыдущему.

Если же жертва таки изловчилась причинить (вернуть) свою боль и страдания другому – источнику своих страданий, тогда она, выходит, устанавливает свой контроль над тираном. Т.е. символически присваивает себе его: «съедает, со всеми потрохами». А значит – сама становится тираном… тем самым тираном, от которого еще недавно сама же и страдала. И попадает в бесконечный круг «сам себе тиран, сам себе жертва» - диада в миниатюре. Имхо, весьма нестабильное высокоэнергетическое состояние, ведущее к быстрому разрушению или эго или всего социального окружения такого человека или и того и другого вместе.

Есть еще вариант, когда бывшая жертва становится тираном для других – реализует агрессию в адрес «позволительного» замещающего лица/объекта, и тогда ей на время кажется, что страдания ушли и контроль над собой достигнут, но, увы, – внутренний тиранящий объект достаточно быстро возвращается и все начинается снова. Если это происходит на уровне триады – есть шанс сформировать «вечный треугольник» с вечным бегом по нему и такими же вечными страданиями всех в нем. Если на уровне диады – не за горами нарушение УК (разрушение этой системы), и слияние с другой, более обширной и устойчивой системой исправительных учреждений или выходцев из них.

Как видите, все варианты развития в ситуации страданий жертвы от людей и обстоятельств, за которые жертва не несет ответственности, ведут только к бесконечным страданиям с разным уровнем и временем разрушения (структур эго, ресурсов психики, социального окружения и т.п.) и перманентно высоким уровнем стресса и агрессии.

Увы, если эти строки читает человек, крепко застрявший в триаде, диаде или монаде, то он в лучшем случае ничего не поймет. Зато это вызовет раздражение и даст возможность хоть как-то попытаться реализовать свою агрессию – например, в форме обесценивания/осуждения/порицания/игнорирования этого текста или его автора. Ну, я не против – если хочется реализовать избыток собственной агрессии – буквы все стерпят, а «без меня можете меня бить сколько угодно долго» :)  Я тут, конечно, немного «манипульнул» сознанием читателя, но тот, кто это заметит, думаю, меня простит :)

Но вернемся к тому, что может дать отказ от переноса (на кого-то или что-то) ответственности за свои страдания, т.е. принятие собственной ответственности за собственные переживания и ощущения – за свое страдание. Это может дать ощущение контроля над происходящим внутри самого себя! Очень важно отличать это от случая реального получения контроля над тиранящим субъектом снаружи, когда происходит его интеграция (этот случай рассмотрен четырьмя абзацами выше). А теперь вспоминаем с чего начиналась эта статья – человек по-разному реагирует на одни и те же события в зависимости от того, считает ли он что их контролирует или нет. И если считает что контролирует, тогда они начинают ощущаться менее существенными, менее раздражающими, менее интенсивными! Вот так просто можно уменьшить интенсивность собственных страданий, просто взяв на себя ответственность за них. Конечно, написать «взять ответственность» просто, а сделать это в реальности – много сложнее и не факт что получится, т.к. для этого может потребоваться преодолеть множество других неочевидных препятствий.

Увы, но страдания не уйдут из жизни, как только получится взять за них ответственность. Но, во-первых, они станут менее интенсивными (в личном восприятии), что может дать передышку в «бесконечной борьбе с … или за…» и поднакопить силы/ресурсы для следующего шага. И, кстати, этот феномен давно известен и широко используется, например, в разных мировых религиях (наряду со способом снижения тревоги по поводу неопределенности бытия, но сейчас не об этом). Во-вторых – такая точка зрения, возможно, сделает видимыми еще парочку иных, новых стратегий поведения в привычных ситуациях, там, где ранее Вы не видели иных вариантов как Вам быть. И, может быть, воспользовавшись ими, получится добиться иного результата. Не знаю, будет ли он лучше или хуже – новые возможности это всегда риск. Иногда – риск успеха.

P.S. Есть два важных замечания. Первое: «принять ответственность за свои страдания» (или иные ощущения, переживания, чувства) в ситуации реального насилия – совсем не то же самое, что и «принять ответственность за действия другого в свой адрес». Если человек попытается принять личную ответственность за насильные действия другого в свой адрес, это закончится не очень благоприятно  – «стокгольмский синдром» будет еще не самым ужасным следствием этого. Произойдет нечто похожее на ранее уже описанный вариант, когда человек «восстановил справедливость» посредством причинения боли и страданий своему тирану – ничем хорошим это не закончится, так что настоятельно не рекомендую пытаться взять ответственность за насильные действия другого в свой адрес. Увы, дети, подвергающиеся насилию (особенно со стороны родни), часто вынуждены обращаться именно к этому способу защиты себя, и это ведет к печальным долгосрочным последствиям.

Второе: псевдо ответственность виноватого спасателя. Часто «спасатель» из триады, нагруженный и переполненный своей невротической виной, может счесть, что он уже несет ответственность за свои страдания, коль уж он считает себя во всем (или почти всем) виноватым. Это не так – именно с помощью вины спасатель избегает принимать ответственность за часть своих страданий и переживаний. А именно – за переживание беспомощности. Если в двух словах, то происходит это так: будущий «спасатель», будучи третьим, становится свидетелем взаимоотношений диады жертва-тиран. В этот момент он сталкивается с сильным переживанием беспомощности: он сам не может помочь ни жертве, ни тирану, и ему никто не может помочь – и жертва и тиран заняты своими делами друг с другом. Актуализирует и делает невыносимым эту беспомощность страх отверждения («третий – лишний»). Что бы как-то защититься от этого переживания можно обратиться к «инфантильному всемогуществу», где «я все могу, мне все подвластно» коль уж третий не приемлет происходящее и хочет что-то изменить. Увы, «инфантильное всемогущество», как и «любая палка о двух концах», имеет две стороны – оно помогает спрятаться от беспомощности, отягченной страхом отвержения, но за это придется заплатить потом. Чем? Ну, ощущение/мысль «я могу (должен) что-то предпринять» приведет к какой-то активной деятельности (к, собственно, спасательству). И на это уйдет много физических и моральных сил. Кроме того, это не будет никем оценено, может быть даже осуждено или спасатель подвергнется иным нападкам (часто со стороны бывшей «жертвы»). И в этот момент из-под «одеяла» всемогущества начнут появляться уши «страха отвержения». Кроме того – все эти действия не приведут к каким-либо существенным изменениям в жизни триады – объем страданий, наблюдаемых третьим, никак не изменится, не смотря на все его действия. Но действия уже были со стороны третьего – он уже что-то делал, он уже вмешивался, но это никак не изменило ситуацию по сути. И это могло бы доказать третьему, что он таки лишний, а это для него невыносимо – всемогущество не помогло, отвержение и беспомощность уже почти вылезли из-под одеяла. Что делать? Срочно строим поверх этого укрытия еще одно – накрываем все сверху (как саркофагом над ЧАЭС) персональной ответственностью за случившееся и вуаля – проблема третьего (казалось бы) решена – он делал-делал, участвовал-участвовал, это ничего не дало особо или даже усугубило страдания в диаде, а значит он несет ответственность за судьбы и страдания жертвы и ее тирана (спасительная неразрывная связь) плюс к этому хроническая вина, как плата за эту связь. И он не может перестать чувствовать себя виноватым, ведь тогда разрушится эта его связь (через персональную ответственность) с диадой и снова здравствуй невыносимая беспомощность. Как видите – узурпирование спасателем ответственности за страдания жертвы лишь покрывает неспособность нести ответственность за свое переживание беспомощности. Это лишь небольшой фрагмент сложных взаимоотношений в триаде, который я привел только для демонстрации того, что у «виноватого спасателя» лишь псевдо ответственность, а реальной ответственности за свои переживания спасатель старательно и успешно избегает. В этом «эдиповом треугольнике» еще много других интересных процессов протекает, но об этом как-нибудь в другой раз.



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Синдром жертвы или что такое ответственность?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Увольнение: что делать если меня собираются уволить или уже уволили
  • Тоска среднего возраста: или что делать, если ты уже там?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь