|
Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?Автор статьи: Погодин Игорь Александрович
Начать разговор о практике психотерапии, фокусированной на переживании, я бы хотел с описания терапевтических факторов этой терапевтической модели. Что же помогает менять жизнь нам и нашим клиентам в процессе психотерапии? Что такого исцеляющего происходит в процессе переживания, что трансформирует жизнь человека? На какие рычаги и педали воздействует терапевтический процесс, добывая из поля колоссальные ресурсы для жизненных изменений? Предлагаю поговорить о тех терапевтических факторах, которые делают диалогово-феноменологическую психотерапию эффективной. За счет каких механизмов и ресурсов меняется жизнь человека? Начать представление терапевтических факторов я собираюсь с главной и единственной цели диалогово-феноменологической психотерапии – переживания. Именно переживание выступает тем универсальным процессом, который меняет не только те или иные аспекты жизни человека, но порой инициирует и радикальный процесс трансформации психологической реальности. Переживание – это универсальный источник феноменологических инноваций в поле. Более того, это еще и процесс их обработки и ассимиляции в ткань психического. Разумеется, что процесс полевой и психологической трансформации возможен не исключительно посредством переживания. Другим силовым вектором поля, который регулирует феноменологическую динамику, является концепция. В данном случае под концепцией я понимаю категорию, используемую в рамках методологии диалогово-феноменологической психотерапии, т.е. совокупность феноменов поля, связанных в определенную конфигурацию посредством принудительной валентности. Так вот, изменения в жизни человека могут происходить и посредством трансформации концепции на концептуальном же уровне. На этом построены здания значительного количества моделей психологической помощи, школ и направлений психотерапии. Однако при этом репертуар этих изменений чрезвычайно ограничен – вариантами, диктуемыми соответствующими психологическими теориями. Поскольку и строительный материал в виде тех или иных феноменов, и механизмы, обеспечивающие динамику феноменологического поля, заимствуются из исходной концепции. В итоге чаще всего мы получаем лишь новую редакцию прежней концепции. Несмотря на то, что эта редакция может значительно отличаться от исходника, глубинная суть этого процесса остается прежней. Переживание же это процесс, принципиально отличный по своей природе. Исходной его точкой может быть как феномен-инновация, появившийся в присутственном контакте терапевта и клиента, так и текущая концепция, представляющая те или иные аспекты «правящей» self-парадигмы. Однако вне зависимости от этого, процесс переживания задействует принципиально иной источник трансформации, основанной на естественной валентности. При этом содержание феноменологического контекста поля в каждую следующую секунду принципиально непредсказуемо. В этом смысле источник изменений дрейфует в сторону от субъектов терапевтического процесса в пространство между, называемое присутственным контактом. Я убежден, что любые инновации в Жизни человека, равно как в науке, философии, культуре и искусстве происходят не на концептуальном уровне, а на уровне переживания. Даже если при этом мы замечаем как трансформируется очередная концепция, теория или парадигма. Революционная трансформация даже в рамках собственно теорий и концепций возможна лишь при ведущем участии переживания. Говоря о переживании в качестве ведущего психотерапевтического фактора, стоит учесть одно очень важное обстоятельство. А именно – примат качества переживания над его содержанием. Что это значит? Большинство строчек, написанных когда-либо о психотерапии, равно как и превалирующий объем всего психотерапевтического дискурса сфокусированы на содержании психотерапии, т.е. на том, о чем говорится в психотерапевтическом процессе. На мой взгляд, содержание психотерапии вторично. Гораздо важнее качество процессов, его несущих. Поэтому порой не так важно, что в процессе переживания говорит клиент и терапевт. Но вот что очень важно, так это качество этого процесса, в частности мотивация феноменологической динамики, опосредованная естественной валентностью. Иначе говоря, важно не то ЧТО переживает человек, а то, что он ПЕРЕЖИВАЕТ это. Несмотря на то, что переживание является главной целью диалогово-феноменологической психотерапии, оно зависит от множества других факторов, которые в этой связи было бы справедливо рассматривать в качестве терапевтических факторов, релевантных предлагаемой психотерапевтической модели. О них и поговорим далее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|