|
Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии. Некоторые принципы терапевтической жизниАвтор статьи: Балашов Владимир Сергеевич
Процесс экзистенциального консультирования представляет собой исследование уникальной жизни человека, которое происходит за счет исследования той терапевтической жизни, которую вместе проживают консультант(терапевт) и обратившийся к нему человек. Но для того, чтобы такая совместная жизнь смогла состояться, проявиться, необходимо создать для нее необходимые условия. Это ряд принципов, которые являются неотъемлемый частью терапевтической жизни, но которыми жизнь, безусловно, не ограничивается, ведь она неизбежно и несоизмеримо больше и полнее, чем любые принципы и вообще размышления о ней. 1) При-сут-ствие Если меня нет, нет и моей жизни. Один из главных вопросов экзистенциального консультирования и психотерапии – вопрос о присутствии человека в собственной жизни, при сути происходящего, качестве этого присутствия. Без присутствия человека в различных сферах своей жизни, сложно говорить о каких-то возможностях изменений. Дело в том, что относясь к своему здоровью, в том числе психологическому благополучию, как к машине, в которой что-то сломалось, мы воспринимаем симптом, болезненную часть нашей жизни как что-то отдельное от нас, с чем можно разобраться, а потом снова начать использовать по назначению. Чувствуете, какая «рас-члененка» из этого выходит? Такое отношение напоминает явление, на психологическом языке называющееся «де-персонализацией», когда собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими, или сопровождаются ощущением нереальности происходящего. Альтернативой этому может быть принятие той данности, что «я – есть», именно в «моей жизни», что я являюсь ее активным со-творцом, даже если плыву по течению и представляю другим людям и обстоятельствам распоряжаться мною – это тоже выбор, за который ответственен человек. Принятие того, что происходит с нами как важной, значимой части вашей жизни уже является терапевтическим, т.к. возвращает нам большую цельность. Не зря ис-цел-ение и цель-ность имеют один корень, как и еще одно важное для нас слово – цель. Экзистенциальный консультант по-настоящему верит в то, что даже если жизнь видится нам хаотичной и даже абсурдной, мы все же можем найти в ней смысл, свою систему координат, ценностных ориентиров, позволяющих принимать решения в сложные моменты жизни. Ведь только осмыслив происходящее со мной в жизни, найдя то значимое «ради чего» жить, я смогу понять, куда и как я могу двигаться дальше. 2) Все как в жизни, принцип реальности происходящего Если я есть, я не могу проявлять что-то кроме моей жизни здесь и сейчас Экзистенциальное консультирование и психотерапия стремится максимально приблизиться к самой жизни, пытаясь воспринимать ее непосредственно, без «теоретических очков», основываясь на экзистенциальной философии, как мировоззрении, но ставя во главу угла жизнь клиента во всем многообразии ее проявлений. Поэтому процесс терапевтических групп и индивидуального консультирования максимально создает условия для проявления жизни, опираясь на так называемый «феноменологический подход». Такой подход стремится ухватить проявления настоящей жизни, которая чаще всего прячется от терапевта за дымовую завесу слов, желания оправдать себя, казаться хорошим, стремления клиентом спрятаться за интеллектуальными построениями и т.д. Феноменология – не спешит объяснять, интерпретировать, она призвана описывать проявившийся феномен и дать человеку возможность самому осознать, что это есть в его жизни и что это значит для него. Ведь невозможно чтобы на консультацию или группу пришел совсем другой человек – он будет строить отношения с консультантом привычным для него способом, видя в нем людей из своей «большой жизни» - конфликтовать, как с начальником, когда всплывает тема авторитета, уходить от обсуждения чувств, как с супругой, становиться косноязычным, как при разговоре с отцом и т.д. Невозможно, чтобы человек приносил с собой что-то другое на терапию, кроме своей жизни. И в этом плане, конечно, под пристальное внимание терапевта попадает пространство отношений между терапевтом и клиентом. Ведь все, что происходит в данной терапевтической жизни, имеет отношение к «большой» жизни клиента – «все как в жизни». Ведь процесс консультирования – это не игра с распределенными ролями, это реальность, создаваемая самим клиентом во взаимодействии с терапевтом. 3) Свобода Если нет свободы, нет и пространства для жизни, решений и действий. Ведь человек является со-творцом этих отношений и всей свой жизни, невзирая на ограничивающие его данности. И в этом заложен еще один принцип ЭК: свободы. Пытаясь найти и реализовать новые способы быть вместе с консультантом в рамках «терапевтической жизни», мы можем сделать первый шаг к изменениям в нашей «большой жизни». Потому что если вся проделанная работа останется лишь в кабинете консультанта, в воспоминаниях и умозаключениях клиента, в жизни ничего не произойдет. И это тоже является свободным решением, выбором человека, за которое он будет нести ответственность. 4) Ответственность (Плата) Невозможно прожить жизнь и действуя, обойтись без последствий, ошибок, невозможно как-то к ним не относится Ведь мы платим в своей жизни не только за реализованные возможности, но и за отвергнутые. Именно поэтому любой важный выбор неизбежно связан с виной. За все в жизни мы платим определенную цену, а если делаем это не-свое-временно, то приходится расплачиваться. Причем плата эта с течением времени растет, набирает вес. И еще, очень часто расплачиваться за нас приходится нашим близким, ведь наша жизнь – это не только мы, но и все те люди, которые присутствуют в ней. 5) Я и Другие Если нет меня – нет мира, если нет «мира других» - нет меня Размышляя о нашей жизни, мы, так или иначе, размышляем о тех людях, которые важны для нас, а не только о себе, своем внутреннем мире. Невозможно что-то решить, сделать какие-то выводы о своей жизни и изменить ее изолированно, без людей, которые в этой жизни присутствуют. А.Е. Алексейчик отмечает, что найти внутри себя мудрых решений невозможно. Мудрые решения живут не в человеке, а между людьми, не в индивидуальном бытии, а в со-бытии, не в «я», а в «ты» и «мы». Для верующих это звучит так: «Если хочешь услышать и увидеть Бога, слушай его через других и рассматривай его через других». Поэтому особенное внимание уделяется не отдельной личности клиента и ее глубинам, но тем отношениям, которые творятся в совместной терапевтической жизни, т.к. они могут пролить свет на суть запутанностей и туманностей, сложившихся во взаимоотношениях клиента с их близкими. 6) Данности, принятие Судьбы Если есть свобода, то должны быть и ограничения, иначе жизнь не будет иметь формы Однако, при всей нашей свободе, мы не можем игнорировать те данности, которые ограничивают нашу жизнь. Как часть природного, физического мира, человек подчиняется его законам, например – земного притяжения, или определенным телесным потребностям, без которых жизнь невозможна в принципе. Не все мы выбираем для себя – семью, в которой родится, страну, глобальные обстоятельства, в которых нам приходится жить – от личных потрясений до катастроф и войн. В том числе, наша жизнь неизбежно включает в себя старение, а с течением времени и смерть. Эмми ван Дорцен подчеркивает, что именно в данном вопросе экзистенциальное консультирование и терапия кардинально отличается от других направлений, признавая как значительную свободу человека и его ответственность за ее реализацию, в противовес детерминистским тенденциям других направлений, и в то же время – подчеркивает ограничения, в отличие от гуманистической психологии. 7) Время Одним из таких ключевых данностей является время нашей жизни. И в рамках консультаций и терапевтических групп отношение человека к времени, способ его пребывания во временном измерении проявляется очень ярко – даже в такой простой форме, как опоздание на консультацию, или напротив – ожидание ее значительное время, как клиент относится к времени консультанта – тоже интересный вопрос, который может проявится в ходе работы. Также как и неизбежная смерть – завершение терапевтической жизни с клиентом, как венец отпущенного времени – отражает отношение человека к этой экзистенциальной данности.
В статье использованы материалы: - «Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия», Эмми Ван Дорцен; - «Радикальное экзистенциальное мировоззрение», статья С.Б.Есельсона; - «Распутывая сеть (православная психотерапия доктора А.Е.Алексейчика)», статья С.Б.Есельсона; http://hpsy.ru/public/x2920.htm - Материалы с открытых лекций С.Б. Есельсона, его семинаров и терапевтических групп. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|