Про смысл скуки в нашей жизни и в процессе психотерапии

-Что это здесь за чертовщина? (прим. на звуки раздающейся стрельбы Доктор Ватсон вбегает в комнату Шерлока)
-Скучаю (прим. отвечает Шерлок с пистолетом в руках)
- Что?
- С-К-У-К-А (начинает снова стрелять в стену)
- Нет (закрывает уши)
- Скука! Скука! Совсем измельчал преступный элемент, хорошо, что я не в их компании.
- И ты сводишь счеты со стеной
- Эх, со стеной я только разминаюсь (Сцена из британского сериала Sherlock)

Про смысл скуки в нашей жизни и в процессе психотерапии

«Палить» по стене из пистолета, как это происходит в описанной выше сцене, – не самое страшное, что можно начать делать из состояния скуки, а ведь вместо стен в реальной жизни оказываются, к нашему ужасу, и люди. Но не станем впадать в крайности, тем более что я верю, что большая часть нашей жизни проходит все-таки не в них. Поэтому чтобы воспроизвести в своем опыте состояние скуки многим достаточно, думаю, вспомнить какой-либо учебный процесс, в котором всем нам приходилось бывать. Та самая ситуация, когда на бесполезной лекции  от отсутствия интереса не знаешь, куда себя деть, и ощущаешь состояние упадка энергии. Но эта проблема решает довольно-таки легко: стоит лекции закончиться, как мы вновь чем-то увлечены и полны сил к действиям.

 К психологу приходят, как правило, решать такие запросы, на которые не найти сходу ответ самому, поэтому и скука, возникая в процессе психотерапии, является более сложным феноменом. Начнем с определения, скука, как можно вывести из предыдущего примера – это состояние ограничения собственных возможностей для удовлетворения актуальных потребностей (чего бы сидеть и скучать? если бы не грозило отчисление, допустим, встал бы, да и покинул нудную лекцию), в связи  с чем, происходит снижение как внутренней, так и внешней активности. Когда скучно, все становится каким-то серым, происходящее воспринимается как обыденность, в ощущениях тягостное томление и проживается скука, как состояние бездеятельности.

 А теперь попробуем поразбираться, как формируются эти самые ограничения возможностей. В гештальт-подходе выделяют 4 базовых механизма прерывания удовлетворения потребностей (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия), через призму которых я и попробую рассмотреть феномен скуки. 

  • Скука по механизму слияния (невозможность осознавания своих границ, принятие чужих потребностей за свои) – клиент не формирует собственный интерес, не может определить «а чего я сейчас хочу?», и пребывает в состоянии скуки, пустоты, незнания, чем себя занять. Причины могут быть следующими: например, в детстве за него всегда решали, чего ему хотеть («мама знает, что для тебя полезно», «ты еще маленький, чтобы чего-то хотеть», "хотеть можно только того же, чего хотят родители"). А результат подобного слияния то, что, будучи взрослым, он или она не научается «слышать» себя (распознавать свои желания) и пребывает в скуке тогда, когда никто не дает конкретных указаний к действию.
  • Скука, в основе которой лежит интроект, (присвоение без критики некоего правила из окружающей среды) берет свое начало, как правило, в районе 3-х лет, когда у ребенка формируется отдельность («я сам»). Именно тогда нашему будущему клиенту объяснили, что желания взрослых являются «правильными» (полезными, хорошими, значимыми), а все, чего бы ни захотел ребенок - это «неправильное» (вредное, плохое, неважное). А происходит это оттого, что родители не выдерживают отдельности ребенка и отказываются признавать его отличие от них. Вот и вырастает такой ребенок во взрослого человека, живущего по чужим правилам, только скучно ему, потому что жизнь живет не свою, а мамину или папину.
  • Проективная скука. В противоположность предыдущему процессу, суть проекции в том, что человек наделяет какой-то своей частью окружающий мир (например, какие-то трудновыносимые чувства приписываются окружению: «все вокруг меня злые»). В формировании скуки, на мой взгляд, проекция ограничивает возможности на реализацию желаний (интересов) там, где наш клиент, например, излишне боится оценки этих самых интересов от окружающих, т.е. собственную критикующую часть размещает в своем окружении («они меня точно не поддержат», «никому не нужны мои идеи», «все против меня»). Тогда какие бы желания у данного клиента не возникали, они останавливаются, сталкиваясь с жестким «цензором», который якобы находится вовне, а значит, на него нельзя повлиять. И ощущает себя такой клиент беспомощным, а жизнь свою скучной, однообразной, где нет места риску на исполнение своих затей.
  • Скука, развивающаяся по механизму ретрофлексии (удержание чувств внутри себя), на мой взгляд, является наиболее тяжелым феноменом, т.к. за скукой в данном случае, зачастую можно обнаружить тоску и уныние, отсутствие смысла происходящего в жизни, утрату былых интересов (депрессивные компоненты). Скука, как правило, выносится таким клиентом как запрос: «все перестало доставлять удовольствие, удивлять, возбуждать во мне интерес; там, где раньше была энергия, сейчас остается только хроническая усталость; из чувств одна лишь скука». Но грусть по утраченной радости и удовольствию направлена не наружу, а внутрь себя. Клиент удерживается от оплакивания потери ценности своей жизни, происходит блокировка любых чувств, чтобы не встречаться с болью. Причины такому удержанию чувств могут быть обсуждаемые выше: в семье нашего клиента не принято было давать волю чувствам (интроект), клиент считает, что «такие» его чувства  никому не нужны (проекция). И тогда скука остается единственно допускаемой до себя и окружающих, маскируя под собой всю палитру других сложно переносимых чувств (грусти, отчаяния, беспомощности, стыда, злости и др.).

Рассмотрев феномен скуки более глубоко через механизмы прерывания контакта надеюсь, придать ей бОльшую ценность в психотерапевтическом процессе, уделить особое внимание, признав важность этого тягостного, томительного состояния в нашей жизни и жизни наших клиентов. Рассмотрев вышеприведенные примеры, можно сделать вывод, что появление скуки является маркером утраты ресурсов на  удовлетворение своего собственного азарта в жизни, той самой спонтанности и творческой активности, которая наделяет наше бытие насыщенностью, а значит смыслом. Взращивая в себе осознание механизмов формирования скуки, у нас и наших клиентов появляется возможность выбирать, каким образом мы можем включиться в «работу» по возвращению интереса к своей уникальной жизни, как наполнить ее чувствами, что мы можем сделать уже «здесь и теперь», чтобы ощутить наполненность и готовность к действию.

 



Просмотров: 643
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Грусть, скука, апатия. Путеводитель по жизни.
  • Что делать если скучно? Скука ты такая!
  • Размышление о чувствах. Скука. Ребенок говорит: "Мне скучно!"
  • Когда приходит скука.
  • «Расскажи мне о своей катастрофе…»: скука в отношениях
  • Скука, как возможность изменить жизнь
  • Эмоциогенное переедание. Часть 2. Скука
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Что скрывает за собой скука
  • Скука
  • Скука
  • Скука
  • Скука.
  • Скука
  • Скука
  • Интимная скука
  • Скука смертная....
  • Скука. О чем она говорит?
  • Скука=лишний вес?
  • О чем говорит скука?
  • Скука скучная.
  • Супружеская скука, что это?
  • Скука - добро или зло?
  • Скука в отношениях.
  • Какая бывает скука?
  • СКУКА и Скукины дети
  • Сексуальная скука в супружестве
  • Одиночество и скука. Лиза
  • Скука или больная печень?
  • О чем хочет сказать ваша скука?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь