-Что это здесь за чертовщина? (прим. на звуки раздающейся стрельбы Доктор Ватсон вбегает в комнату Шерлока) -Скучаю (прим. отвечает Шерлок с пистолетом в руках) - Что? - С-К-У-К-А (начинает снова стрелять в стену) - Нет (закрывает уши) - Скука! Скука! Совсем измельчал преступный элемент, хорошо, что я не в их компании. - И ты сводишь счеты со стеной - Эх, со стеной я только разминаюсь (Сцена из британского сериала Sherlock)
«Палить» по стене из пистолета, как это происходит в описанной выше сцене, – не самое страшное, что можно начать делать из состояния скуки, а ведь вместо стен в реальной жизни оказываются, к нашему ужасу, и люди. Но не станем впадать в крайности, тем более что я верю, что большая часть нашей жизни проходит все-таки не в них. Поэтому чтобы воспроизвести в своем опыте состояние скуки многим достаточно, думаю, вспомнить какой-либо учебный процесс, в котором всем нам приходилось бывать. Та самая ситуация, когда на бесполезной лекции от отсутствия интереса не знаешь, куда себя деть, и ощущаешь состояние упадка энергии. Но эта проблема решает довольно-таки легко: стоит лекции закончиться, как мы вновь чем-то увлечены и полны сил к действиям.
К психологу приходят, как правило, решать такие запросы, на которые не найти сходу ответ самому, поэтому и скука, возникая в процессе психотерапии, является более сложным феноменом. Начнем с определения, скука, как можно вывести из предыдущего примера – это состояние ограничения собственных возможностей для удовлетворения актуальных потребностей (чего бы сидеть и скучать? если бы не грозило отчисление, допустим, встал бы, да и покинул нудную лекцию), в связи с чем, происходит снижение как внутренней, так и внешней активности. Когда скучно, все становится каким-то серым, происходящее воспринимается как обыденность, в ощущениях тягостное томление и проживается скука, как состояние бездеятельности.
А теперь попробуем поразбираться, как формируются эти самые ограничения возможностей. В гештальт-подходе выделяют 4 базовых механизма прерывания удовлетворения потребностей (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия), через призму которых я и попробую рассмотреть феномен скуки.
Скука по механизму слияния (невозможность осознавания своих границ, принятие чужих потребностей за свои) – клиент не формирует собственный интерес, не может определить «а чего я сейчас хочу?», и пребывает в состоянии скуки, пустоты, незнания, чем себя занять. Причины могут быть следующими: например, в детстве за него всегда решали, чего ему хотеть («мама знает, что для тебя полезно», «ты еще маленький, чтобы чего-то хотеть», "хотеть можно только того же, чего хотят родители"). А результат подобного слияния то, что, будучи взрослым, он или она не научается «слышать» себя (распознавать свои желания) и пребывает в скуке тогда, когда никто не дает конкретных указаний к действию.
Скука, в основе которой лежит интроект, (присвоение без критики некоего правила из окружающей среды) берет свое начало, как правило, в районе 3-х лет, когда у ребенка формируется отдельность («я сам»). Именно тогда нашему будущему клиенту объяснили, что желания взрослых являются «правильными» (полезными, хорошими, значимыми), а все, чего бы ни захотел ребенок - это «неправильное» (вредное, плохое, неважное). А происходит это оттого, что родители не выдерживают отдельности ребенка и отказываются признавать его отличие от них. Вот и вырастает такой ребенок во взрослого человека, живущего по чужим правилам, только скучно ему, потому что жизнь живет не свою, а мамину или папину.
Проективная скука. В противоположность предыдущему процессу, суть проекции в том, что человек наделяет какой-то своей частью окружающий мир (например, какие-то трудновыносимые чувства приписываются окружению: «все вокруг меня злые»). В формировании скуки, на мой взгляд, проекция ограничивает возможности на реализацию желаний (интересов) там, где наш клиент, например, излишне боится оценки этих самых интересов от окружающих, т.е. собственную критикующую часть размещает в своем окружении («они меня точно не поддержат», «никому не нужны мои идеи», «все против меня»). Тогда какие бы желания у данного клиента не возникали, они останавливаются, сталкиваясь с жестким «цензором», который якобы находится вовне, а значит, на него нельзя повлиять. И ощущает себя такой клиент беспомощным, а жизнь свою скучной, однообразной, где нет места риску на исполнение своих затей.
Скука, развивающаяся по механизму ретрофлексии (удержание чувств внутри себя), на мой взгляд, является наиболее тяжелым феноменом, т.к. за скукой в данном случае, зачастую можно обнаружить тоску и уныние, отсутствие смысла происходящего в жизни, утрату былых интересов (депрессивные компоненты). Скука, как правило, выносится таким клиентом как запрос: «все перестало доставлять удовольствие, удивлять, возбуждать во мне интерес; там, где раньше была энергия, сейчас остается только хроническая усталость; из чувств одна лишь скука». Но грусть по утраченной радости и удовольствию направлена не наружу, а внутрь себя. Клиент удерживается от оплакивания потери ценности своей жизни, происходит блокировка любых чувств, чтобы не встречаться с болью. Причины такому удержанию чувств могут быть обсуждаемые выше: в семье нашего клиента не принято было давать волю чувствам (интроект), клиент считает, что «такие» его чувства никому не нужны (проекция). И тогда скука остается единственно допускаемой до себя и окружающих, маскируя под собой всю палитру других сложно переносимых чувств (грусти, отчаяния, беспомощности, стыда, злости и др.).
Рассмотрев феномен скуки более глубоко через механизмы прерывания контакта надеюсь, придать ей бОльшую ценность в психотерапевтическом процессе, уделить особое внимание, признав важность этого тягостного, томительного состояния в нашей жизни и жизни наших клиентов. Рассмотрев вышеприведенные примеры, можно сделать вывод, что появление скуки является маркером утраты ресурсов на удовлетворение своего собственного азарта в жизни, той самой спонтанности и творческой активности, которая наделяет наше бытие насыщенностью, а значит смыслом. Взращивая в себе осознание механизмов формирования скуки, у нас и наших клиентов появляется возможность выбирать, каким образом мы можем включиться в «работу» по возвращению интереса к своей уникальной жизни, как наполнить ее чувствами, что мы можем сделать уже «здесь и теперь», чтобы ощутить наполненность и готовность к действию.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.