|
Скука - добро или зло?Автор статьи: Фролова Алла Владимировна
Мое первое детское знакомство с понятием «скука» связано со стихотворением С.Михалкова «А что у вас?». Всем знакомые строки. Дело было вечером, Делать было нечего. Что это за состояние такое, когда нет активности, нет интереса что-то делать, нет даже интереса к окружающему миру и людям? Странное, неизвестно откуда берущееся чувство, которое переживается мучительно и утомляет без видимого напряжения? По счастью или нет, мир душевных переживаний не упорядочен до конца психологической наукой, ученые не договорились и относительно того, что же такое «скука» - эмоция, чувство или эмоциональное состояние. Р.Плутчик относит скуку к эмоциям. Пожалуй, он единственный, кто высказался по этому поводу определенно. В обобщающем исследовании Е.Ильина «Эмоции и чувства» слова «скука» нет даже в предметном указателе, оно упоминается единственный раз в связи с унынием. Для меня «скука» скорее эмоциональное состояние, то есть переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени. «Страшней, чем горе, эта скука» писал Д.Мережковский. Что в этом состоянии, трудно определяемом, но всеми узнаваемом, такого ужасного? Возможно, таким утомляющим и разъедающим это переживание становится вследствие неопределенности. Человек знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Человек чувствует себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на это причин. Отсюда раздражительность и беспокойство, которые сопровождают скуку. А при полном истощении от этого беспокойства появляются узнаваемые признаки скуки – потускневшие глаза, ерзание на месте, отсутствующий блуждающий взгляд. У современного человека масса предпосылок для скуки. Мы не замерзаем, не голодаем, не умираем от страха быть съедеными, мы все больше освобождаем себя от забот, чтобы затем мучительно искать себе развлечений. Ф. Скэрдеруд пишет: «Мы укрылись в городах. Отдаленность от настоящего может привести к чувству нереальности, что в свою очередь вызывает голод по настоящему. Он состоит из тоски по жизни, присутствию, сопротивлению». Интересную мысль высказал Й.Хелленес. Условия нашей цивилизации коренным образом отличаются от тех, в которых мозг возникал и формировался. Человек развивается в борьбе с необходимостью. Когда он выходит победителем, творческая способность к борьбе больше не используется и превращается в тяжкое бремя. Человеку остается лишь пресыщение. И тогда поэт, у которого «одна половина души высохла», пишет «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». А другой поэт, оторвавшийся от настоящего, от природы, выкрикивает «Сыпь гармоника! Скука, скука!» А что же те дети, которым «делать было нечего»? В детстве короткие, но интенсивные периоды скуки – это паузы до чего-то и после чего-то. Герои стихотворения быстро придумали игру, занявшую их и захватившую. А что происходит, если окружение детей, их родители постоянно пичкают их развлечениями? Неумение выносить ничем не заполненное пространство ограничивает диапазон других доступных пространств и способность к их осмысленному наполнению. Процитирую еще раз Ф.Скрэдеруда: «Развлечение и скука чем-то похожи. Противоположностью обоих является концентрация». Бегство от скуки может привести к судорожному беспокойству, которое заставляет нестись, поглощая все без разбора, не оставляя возможности остановиться и разглядеть важное, требующего все новых и новых впечатлений. В нашей культуре мы утратили умение правильно скучать, выбирая порой совершенно деструктивные способы борьбы со скукой – алкоголь, сигареты, наркотики, поиски риска. Весьма резко свое отношение к переживанию скуки выразил Ф.Искандер. Печаль, понятную уму, И грусть вечернюю в дыму Превозмогу, оттаяв. И только скуки не пойму – Страданье негодяев. Можно только додумывать, какой личный опыт и убеждения привели к такой острой формулировке. Существуют современные исследования предрасположенности к переживаниям скуки. Эта предрасположенность определяется свойствами личности и темпераментом, например, эмоциональная неустойчивость, закрытость, несамостоятельность, избирательное отношение к групповым нормам, сниженная социальная и предметная активность. Мы каждый день сталкиваемся с ситуационной скукой ожидания, бессмысленными речами, от которых некуда деться, скукой монотонности повседневной жизни, в сети которой мы пойманы. Скука может означать потерю чего-то, в печали мы видим мир пустым, меланхолия опустошает наше «Я». Мне трудно было бы назвать негодяями всех, переживающих скуку. Человек может переживать экзистенциальную скуку, связанную с чувством внутренней смерти, холодом души. Это особенно тяжело переживаемое состояние, часто приводящее в терапию. Но есть и творческая скука, которую Гете называл «матерью муз». Она никуда не торопится и воспринимает время спокойно.И ей можно научиться. Другой поэт, А.Вознесенский, так представлял скуку: Скука – это пост души, Когда жизненные соки Помышляют о высоком. Каждый из нас, желая себе добра, может набраться мужества, чтобы развить в себе умение правильным образом скучать. Отключать на некоторое время внешнюю стимуляцию. Научиться концентрироваться на мелочах, почувствовать полное присутствие в том, что делаешь. И услышать свой внутренний голос. А вдруг он подскажет, что-то не то? Ну что ж, по крайней мере, это будет ваш голос, и скучно точно не будет. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|