Размышление о чувствах. Скука. Ребенок говорит: "Мне скучно!"

Автор статьи: Христина Кузьмина

Все мы хоть сталкивались с такой эмоцией как скука. Скука приходит в тот момент, когда теряется интерес к какому-то делу, Скука может сигнализировать нам об отсутствии планов на день, о потере смысла к трудовой деятельности и об утрате смысла жизни.

Из приведенных примеров становится понятно, что она может появляться не только как краткосрочная реакция на конкретную ситуацию, выступая тем самым эмоцией, но и выступать как пролонгированное чувство. субъективно скука ощущается как тяжкий груз, она давит, она гнетет. 

Наверное, можно еще больше рассказать про это чувство, это лишь краткие сведения. Так как скука в данном разговоре о чувствах будет лишь предметом обсуждения, объектом будут дети. 

В настоящее время я работаю по большей части именно с ребятами младшего и старшего школьных возрастов. От них часто звучит такая фраза "мне скучно", родители тревожатся о том, что дети не имеют интересов к учебе, книгам, кружковым занятиям, бывает, даже обвиняют своих детей в том, что те ничем не увлекаются.

Однако за фразой "мне скучно" может стоять множество причин, разобравшись с которыми, есть возможность вернуть интерес ребенка и снять тягостное ощущение скуки. 

 Если говорить в общем, то чаще всего дети говорят о скуке, когда сталкиваются с ситуацией фрустрации и страха. (фрустрация - субъективное ощущение невозможности преодолеть какую-то трудность или препятствие).

Приведу несколько примеров из практики:

Ребенок находится в условиях соревнования и осознает, что никак не может повлиять в данной ситуации на свою успешность, претерпевает несколько неудачных попыток, понимая, что не в силах справиться с ситуацией теряет интерес к деятельности. Допустим, дети играют в настольные игры, и один из них ход за ходом терпит неудачу.

Или ситуация занятия, на котором дети осваивают новую технику плетения или лепки. Кто-то из детей начинает говорить про скуку уже в самом начале, а кто-то вспоминает про это "светлое" чувство в процессе.

Другая ситуация, встречающаяся все чаще и чаще, - это учеба или процесс выполнения домашних заданий, не то что бы и каждый взрослый находит эту деятельность безумно интересной, однако некоторые дети чувствуют такой гигантский гнет скуки, что и пяти мину не могу просидеть за математикой или русским языком.

Так что же часто может прятаться за скукой в приведенных примерах? Может нынешним детям ничего не интересно, кроме копания в планшетах, интернетах и телефонах? Или их интересы лежат совершенно в других плоскостях?

отчасти да, отчасти нет.

Первый пример про соревновательную ситуацию. В основе этого чувства скуки может лежать прошлый неудачный опыт проигрышей, реакции родителей на то, когда ребенок не выиграл что-то или терпел неудачу. Страх снова столкнуться с этой реакцией включает скуку и предохраняет ребенка от предсказанного им будущего. Другой причиной может быть драматизация и склонность оценивать себя по поступкам: "если я проиграл, значит я неудачник", в таких ситуациях очень важно прервать эту логическую цепочку и показать, что опыт столкновения с неудачей может не быть таким уж и невыносимым.

Другие же примеры можно объединить в общую ситуацию обучения. И опять за скукой может прятаться предыдущий негативный опыт реакции взрослых, родителей или учителей. Одному говорили, что он тот еще художник, и руки растут не из того места (поэтому ребенок защищается скукой, чтобы даже и не притрагиваться к карандашам и краскам). Другой ребенок с ужасом представляет себе, как он будет делать домашнее задание и снова, и снова переживать роль "неуспешного" ученика.

В этой статье я привела несколько примеров, которые отражают механизмы возникновения скуки у детей, в которых это чувство предстает как некий пусть и не полезный, однако защитный механизм, поддающийся коррекции.И мне кажется важным помочь ребенку из него выпутаться и приобрести образцы реагирования на сложные ситуации.



Просмотров: 703
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Что ребенок может "сям"?
  • "Умные" дети обманывают чаще, послеродовая депрессия отцов, дети и развод и др. новости
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Королем может стать не каждый: любить да не заиграться в "ваятельницу" идеального мужчины
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Психогенная депрессия. "Никто не может помочь".
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • "Не может, значит не хочет" Правда ли это?
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь