|
Размышление о чувствах. Скука. Ребенок говорит: "Мне скучно!"Автор статьи: Христина Кузьмина
Все мы хоть сталкивались с такой эмоцией как скука. Скука приходит в тот момент, когда теряется интерес к какому-то делу, Скука может сигнализировать нам об отсутствии планов на день, о потере смысла к трудовой деятельности и об утрате смысла жизни. Из приведенных примеров становится понятно, что она может появляться не только как краткосрочная реакция на конкретную ситуацию, выступая тем самым эмоцией, но и выступать как пролонгированное чувство. субъективно скука ощущается как тяжкий груз, она давит, она гнетет. Наверное, можно еще больше рассказать про это чувство, это лишь краткие сведения. Так как скука в данном разговоре о чувствах будет лишь предметом обсуждения, объектом будут дети. В настоящее время я работаю по большей части именно с ребятами младшего и старшего школьных возрастов. От них часто звучит такая фраза "мне скучно", родители тревожатся о том, что дети не имеют интересов к учебе, книгам, кружковым занятиям, бывает, даже обвиняют своих детей в том, что те ничем не увлекаются. Однако за фразой "мне скучно" может стоять множество причин, разобравшись с которыми, есть возможность вернуть интерес ребенка и снять тягостное ощущение скуки. Если говорить в общем, то чаще всего дети говорят о скуке, когда сталкиваются с ситуацией фрустрации и страха. (фрустрация - субъективное ощущение невозможности преодолеть какую-то трудность или препятствие). Приведу несколько примеров из практики: Ребенок находится в условиях соревнования и осознает, что никак не может повлиять в данной ситуации на свою успешность, претерпевает несколько неудачных попыток, понимая, что не в силах справиться с ситуацией теряет интерес к деятельности. Допустим, дети играют в настольные игры, и один из них ход за ходом терпит неудачу. Или ситуация занятия, на котором дети осваивают новую технику плетения или лепки. Кто-то из детей начинает говорить про скуку уже в самом начале, а кто-то вспоминает про это "светлое" чувство в процессе. Другая ситуация, встречающаяся все чаще и чаще, - это учеба или процесс выполнения домашних заданий, не то что бы и каждый взрослый находит эту деятельность безумно интересной, однако некоторые дети чувствуют такой гигантский гнет скуки, что и пяти мину не могу просидеть за математикой или русским языком. Так что же часто может прятаться за скукой в приведенных примерах? Может нынешним детям ничего не интересно, кроме копания в планшетах, интернетах и телефонах? Или их интересы лежат совершенно в других плоскостях? отчасти да, отчасти нет. Первый пример про соревновательную ситуацию. В основе этого чувства скуки может лежать прошлый неудачный опыт проигрышей, реакции родителей на то, когда ребенок не выиграл что-то или терпел неудачу. Страх снова столкнуться с этой реакцией включает скуку и предохраняет ребенка от предсказанного им будущего. Другой причиной может быть драматизация и склонность оценивать себя по поступкам: "если я проиграл, значит я неудачник", в таких ситуациях очень важно прервать эту логическую цепочку и показать, что опыт столкновения с неудачей может не быть таким уж и невыносимым. Другие же примеры можно объединить в общую ситуацию обучения. И опять за скукой может прятаться предыдущий негативный опыт реакции взрослых, родителей или учителей. Одному говорили, что он тот еще художник, и руки растут не из того места (поэтому ребенок защищается скукой, чтобы даже и не притрагиваться к карандашам и краскам). Другой ребенок с ужасом представляет себе, как он будет делать домашнее задание и снова, и снова переживать роль "неуспешного" ученика. В этой статье я привела несколько примеров, которые отражают механизмы возникновения скуки у детей, в которых это чувство предстает как некий пусть и не полезный, однако защитный механизм, поддающийся коррекции.И мне кажется важным помочь ребенку из него выпутаться и приобрести образцы реагирования на сложные ситуации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|