Переживание в диалгово-феноменологической психотерапии: особенности


И, наконец, мы с вами подошли к тому моменту нашего экскурса в диалогово-феноменологическую концепцию переживания, когда пришла пора описать современное ее состояние. Со временем развития психотерапевтической практики в рамках новой модели становилось все более очевидным, что адаптационный вектор переживания является в своей сущности чем-то совершенно отдельным, обладающим своей собственной природой. Иначе говоря, мы двинулись дальше и еще более сместили акценты во взглядах на переживание, исключив из него любую деятельность по приспособлению к «реальности». Таким образом, мы отождествили переживание с процессом трансформации поля. И в настоящий момент, в рамках диалогово-феноменологического подхода мы рассматриваем переживание в качестве ведущей динамической силы в поле, которая способствует его преобразованию.



Это именно тот процесс, в результате которого в поле появляются феномены-инновации. При этом возникают те события, которые раньше с нами никогда не случались. Это процесс, который обеспечивает появление в нашей жизни чего-то нового. Того, что раньше никогда не волновало нас. Того, что может прийти в диссонанс с существующей системой self-парадигмы. Того, что с неизбежностью сформирует тот самый управляемый кризис в поле, который является инструментом диалогово-феноменологической психотерапии.

При этом, что немаловажно, переживание – это процесс, в котором появившиеся феномены-инновации не «умирают», ложась в качестве строительного материала в здание существующей или новой концепции, а в течение более или менее длительного времени обладают статусом витальности. Говоря простым языком, появившиеся в поле в результате переживания новые феномены заставляют нас с вами быть живыми и сами остаются живыми. Ситуация поля, которая определяется в настоящий момент переживанием заставляет воздух в контакте звенеть, а нас с вами быть очень чувствительными, наблюдательными и Живыми. Так происходит, по крайней мере, до тех пор, пока в игру не включаются те или иные анахроничные образования в виде концепций. Напомню, что динамика поля разворачивается по двум силовым линиям – концепции и переживания.

Описывая этот аспект полевой динамики, я вдруг вспомнил один старый советский мультфильм «Карандаш и ластик» (на муз. Альфреда Шнитке, реж. Елена Гаврилко). Там на листе бумаги «трудятся» ластик и карандаш. Они движутся друг за другом. При этом резинка расчищает пространство, оставляя его позади себя, а карандаш снова зарисовывает его. И наоборот, ластик следует за карандашом, расчищая результаты его деятельности. Мне показалось это красивой метафорой того, что происходит в поле в результате действия силовых линий концепции и переживания. Спонтанно появившиеся в поле феномены в процессе переживания с неизбежностью подвергаются воздействию процесса концептуализации. При этом они либо становятся строительным материалом в здании уже существующей self-парадигмы, либо – в конструкции новой формирующейся концепции. И наоборот, жесткая структура поля, поддерживаемая деятельностью концепции, может быть подвержена угрозе разрушения или трансформации под влиянием процесса переживания. Инновации, появившиеся в результате активности этой силовой линии в поле, создают тот или иной кризис (в психотерапии мы называем его управляемым инициируемым кризисом), который с неизбежностью влияет на полевую динамику. Но насытиться переживанием впрок невозможно. Переживание всегда требует усилия – Усилия Жить. Жить «полной грудью» сегодня не означает гарантии витальности завтра. Нужно постоянное усилие. Процесс концептуализации соприроден полю. Мы Живем всегда несмотря на деятельность концепций.

***

Подытоживая описание диалогово-феноменологической концепции переживания, попробую сделать небольшое резюме, касающееся отличий ее от традиционной, деятельностной, модели этого процесса. В противовес классической концепции переживания, диалогово-феноменологическая предполагает, что переживание непрерывно, а не дискретно. И, кроме того, оно обладает самостоятельной и независимой природой, а не реактивно. И, наконец, оно не следствие объективной реальности, а процесс ее сотворения. В связи с этим последним обстоятельством отмечу, что именно переживание является первичным фактором, или как мы называли это выше силовой линией, которая сегментирует поле до привычной нам структуры классической реальности.

Оригинал статьи: http://pogodin.kiev.ua/news/perejivanie-v-dialgovo-fenomenologicheskoy-psihoterapii-osobennosti




Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Концепции и переживания - основа психологической реальности
  • Как концепции и переживание взаимодействуют друг с другом, формируя психологическую реальность?
  • Что случится, если поменять соотношение концепции и переживания?
  • Концепции и переживание жизни. Где находится энергия?
  • Переживание как процесс формирования реальности
  • Какими полевыми механизмами обеспечиваются концепции и переживание?
  • Процесс переживания утраты
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Поле нашей жизни регулируется концепциями и переживанием
  • Один в поле не воин, или чем может быть полезна интерактивная групповая психотерапия
  • Переживание бессмысленности жизни в процессе психотерапии
  • Как поддержать в момент переживания потери.
  • Переживания в психотерапии стихами 1
  • Сеттинг: поле, на котором происходит терапия
  • Что обеспечивает переживание человеком своей подлинности?
  • «Феноменологические мостики» в технике психотерапии переживания
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Распространенные переживания социофобов: как быть и что делать (часть2) ?
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Консультирование в рамках психоаналитической концепции
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Проблемное поле телесно-ориентированной психотерапии
  • Образ иконостаса в знаковом поле психотерапии
  • Как люди сами создают себе переживание бессилия...
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • Как насытить Переживание Энергией: следующий этап психотерапии
  • Динамика переживания вины в экзистенциальном анализе
  • С чего начинается ПЕРЕЖИВАНИЕ? От чего оно отталкивается? О практике психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь