|
Образ иконостаса в знаковом поле психотерапииАвтор статьи: Белорусов Сергей Анатольевич
ОБРАЗ ИКОНОСТАСА В ЗНАКОВОМ ПОЛЕ ПСИХОТЕРАПИИ АКТУАЛЬНОСТЬ: Наверное, самым важным в науке и искусстве психологической помощи является первая встреча, Это знают мои коллеги и иногда придают этому значимость идола, когда видишь объявление:
От терапевта - СПУТНИКА - важно понять, честно и ответственно: Для клиента - СТРАННИКА - важно получить только ОДНО - ощущение того, что он верно понят психотерапевтом, к которому он обратился. И, возможно, еще второе - чувство того, что процесс начался, он динамичен и возможно его продолжать, и в его силах и прихотях его (процесс) прекратить, если он оказывается недостаточно эффективным. ПРЕАМБУЛА: Основным положением присутствия Бога как Творца этого мира я полагаю поразительную неслучайность явлений происходящего и неожиданные связи между видимыми явлениями, что собственно и является предметом изысканий в области науки. И чем более кажущееся явления нам удалось привести в соответствие, тем более мы приближаемся к познанию истинного устройства земного мира. Сейчас мы рассмотрим, возможно либо натянуто, либо дерзко, но два далеко отстоящих друг от друга явления - устройство иконостаса в православном храме и динамику первой встречи СТРУННИКА и СПУТНИКА. ВОЗМОЖНОСТЬ СООТНОСИМОСТИ Христианский храм появляется не сразу. Его каноническое устроение - временнОй предмет церковной истории. Можно предположить, что когда исчезает непосредственное чувствование Богоприсутствия меж людьми - тогда возникает конструкция, помогающая это необходимое явление восстановить, пусть символически, но это единственный путь возвращения к началам. Любые другие пути механического воспроизведения древнеапостольской реальности заведомо окажутся театрализованно ложными. Не прослеживая здесь историю храмоздательства (возможно мы воспроизведем ее позднее, если понадобится) мы приходим к традиции символизма церковного здания - притвор, трапезная, алтарь. Конечно важно было все это осмыслить, но возвращаемся к предмету осмысления - иконостас, как стена, отделяющая жизнь в мире от бытия в Вечности. Ибо за этим - Алтарь - знаковый символ реальной сопричастности с Творцом в действительности. Зачем? Почему сразу не припасть к Источнику Жизни? Что мешает пройти стену реального теозиса (обожения)? Наверное, то же самое, зачем человек обращается к другому, предположительно к более опытному СТРАННИКУ. Недостаточное осознание причин своего неблагополучия. неудовлетворенности, страдания, несовпадения с Божием планом о себе. Так строится беседа с пациентом - СТРАННИКОМ, так устроен иконостас. То, что мы видим в начале в храме, должно прийти в конце хорошей психотерапевтической инициальной беседы. А именно понимание СТРАННИКОМ того, что в жизни он далеко весьма от выхода из Царских врат, что с "севера" к нему не приходят помощники, делающие его путь знаимым и с "юга" у него нет тех, кто, кто поддержит его в его пути, постоянно оказывая ему добрую помощь.. "По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира. В процессе психотерапевтической встречи мы воспринимаем человека,пришедшего к нам, то как олицетворение человечества вообще, то как бога после Бога. Возвращаемся к тексту описанию иконостаса. "Второй ряд, Тут возникает новый импульс беседы. Христос предстает не немощным младенцем но Тем, кто властен над миром. Читаем строение иконостаса далее: "Третий ряд - Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим). И вот тут самое время для выслушивания истории СТРАННИКА. Как он жил, какие праздники были в его жизни, что было развивающимся правильно и постепенно и когда случилась беда, разрушившая его жизнь, которая у доброго человека должна быть последовательностью праздников, хронологически развивающихся, где он споткнулся и не смог дойти до следующего закономерного фестиваля... Опять к традиции; "Четвертый ряд - пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви," И теперь самое время время поговорить о предках. Анамнез рода, выражаясь психиатрически. Кто из предшествующих поколений кем был и к чему вел. Генетика поколений, возможно вскрывающая признаки актуального душевного страдания СТРАННИКА, которую надлежит понять, а, стало быть, по возможности, преодолеть. И: "Пятый ряд Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах." Если обсуждаемого оказывается недостаточно, то есть смысл обратиться к истории человечества. Здесь могут становиться актуальными сценарии семьи, домнирование в воображении общечеловеческих ахетипов Юнга, комплексы Фрейда, стремление к доминированию Адлера, воспроизведение игр Берна, в общем, то что было и что повторяется, если таковое будет найдено и обсуждено. ВЫВОД И ЗНАЧИМОСТЬ А, собственно и все. Выстраивание мышления психотерапевта СПУТНИКА как делать первую встречу и взаимодействие с клиентом СТРАННИКОМ для того, чтобы а) понять происходящее с ним в трехмерном телесное-душевное-духовное измерении и б) выстроить стратегию взаимодействия, во вполне возможном анонимном, без апелляции к Церкви, процессе помощи, однако для себя структурированном. Возможно, я попробую поразмышлять об этом дальше,... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|