Образ иконостаса в знаковом поле психотерапии

ОБРАЗ ИКОНОСТАСА В ЗНАКОВОМ ПОЛЕ ПСИХОТЕРАПИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Наверное, самым важным в науке и искусстве психологической помощи является первая встреча,

Это знают мои коллеги и иногда придают этому значимость идола, когда видишь объявление: 
"Первичный приём проводится с 12 до 17 часов. 
Психоаналитическая сессия длится 50 минут.
Стоимость первичного приёма 17000 рублей".


Но все проще и все сложнее. Первый прием не таинство а время реальной встречи с твоим братом и твоим богом. От того, как он будет проведен, зависит будет ли он единственным или процесс терапевтического взаимодействия продлится на десятки лет.

От терапевта - СПУТНИКА - важно понять, честно и ответственно:
1) Ясно ли ему в его системе восприятия состояние пациента, которое привело его сюда
2) Может ли он лично ему помочь или есть смысл совершить таинство проводов его к другому специалисту
3) Какой ему видится программа помощи, что она включает, сколько длится и сколько будет стоить СТРАННИКУ
4) Что получит клиент в результате благополучного исхода терапии и что произойдет, если психотерапевтический процесс окажется неэффективным.

Для клиента - СТРАННИКА - важно получить только ОДНО - ощущение того, что он верно понят психотерапевтом, к которому он обратился. И, возможно, еще второе - чувство того, что процесс начался, он динамичен и возможно его продолжать, и в его силах и прихотях его (процесс) прекратить, если он оказывается недостаточно эффективным.

ПРЕАМБУЛА:

Основным положением присутствия Бога как Творца этого мира я полагаю поразительную неслучайность явлений происходящего и неожиданные связи между видимыми явлениями, что собственно и является предметом изысканий в области науки. И чем более кажущееся явления нам удалось привести в соответствие, тем более мы приближаемся к познанию истинного устройства земного мира.

Сейчас мы рассмотрим, возможно либо натянуто, либо дерзко, но два далеко отстоящих друг от друга явления - устройство иконостаса в православном храме и динамику первой встречи СТРУННИКА и СПУТНИКА.

ВОЗМОЖНОСТЬ СООТНОСИМОСТИ

Христианский храм появляется не сразу. Его каноническое устроение - временнОй предмет церковной истории. Можно предположить, что когда исчезает непосредственное чувствование Богоприсутствия меж людьми - тогда возникает конструкция, помогающая это необходимое явление восстановить, пусть символически, но это единственный путь возвращения к началам. Любые другие пути механического воспроизведения древнеапостольской реальности заведомо окажутся театрализованно ложными.

Не прослеживая здесь историю храмоздательства (возможно мы воспроизведем ее позднее, если понадобится) мы приходим к традиции символизма церковного здания - притвор, трапезная, алтарь. Конечно важно было все это осмыслить, но возвращаемся к предмету осмысления - иконостас, как стена, отделяющая жизнь в мире от бытия в Вечности. Ибо за этим - Алтарь - знаковый символ реальной сопричастности с Творцом в действительности.

Зачем? Почему сразу не припасть к Источнику Жизни? Что мешает пройти стену реального теозиса (обожения)?

Наверное, то же самое, зачем человек обращается к другому, предположительно к более опытному СТРАННИКУ. Недостаточное осознание причин своего неблагополучия. неудовлетворенности, страдания, несовпадения с Божием планом о себе.

Так строится беседа с пациентом - СТРАННИКОМ, так устроен иконостас. 
Вначале ознакомимся с тем, что видим в храме: "Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. 
Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей".

То, что мы видим в начале в храме, должно прийти в конце хорошей психотерапевтической инициальной беседы. А именно понимание СТРАННИКОМ того, что в жизни он далеко весьма от выхода из Царских врат, что с "севера" к нему не приходят помощники, делающие его путь знаимым и с "юга" у него нет тех, кто, кто поддержит его в его пути, постоянно оказывая ему добрую помощь..

"По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира. 
Строение иконостаса: нижний ряд
Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы)."

В процессе психотерапевтической встречи мы воспринимаем человека,пришедшего к нам, то как олицетворение человечества вообще, то как бога после Бога. 
Он здесь - и об этом "храмовая" икона. 
Он есть, он присутствует, он отображение Бога именно сейчас. Таким он должен быть в таинстве помощи здесь и сейчас - и об этом "местная" икона. Он неслучайно здесь и об этом традиция почитания. Но вместе с тем, что он здесь - он и везде - и об этом образы Евангелистов, донесших Добрую Весть до концов вселенной.
Ты - здесь и везде - это терапевтический момент сопричастного обсуждения.
Ты - как и все из нас являешься братом Спасителя и дитем Богоматери - говорят следующие иконы ряда. Ты действительно чувствуешь это или хотя бы признаешь, что так должно быть?
И чуть дальше иконы архангелов позволяют задать следующий терапевтический вопрос - а ты знаешь, что все с тобой неслучайно, что высшие помощники Бога (если Ему нужны помощники, скорее вестники) наделили тебя миссией, с которой та или не согласен или не справляешься, давай обсудим это?

Возвращаемся к тексту описанию иконостаса. "Второй ряд,
он еще называется Деисусным, более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. В центре ряда находится изображение «Спас в силах». Справа находится образ Иоанна Предтечи, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников"

Тут возникает новый импульс беседы. Христос предстает не немощным младенцем но Тем, кто властен над миром.
И вопрос - можем ли мы довериться Его силе или в нас сомнения и соблазн взять свою безопасность в свои руки? Это вполне заслуживает длинной беседу - кто властен над моим бытием - я или Спас, И почему так вышло?
Если я был недоверчив и осторожен - то помощник мне Предтеча, Если я был неуверен, инфантилен и слаб - то есть мне Матерь заступница.
Если я был невразумлен и глуповат - то в помощь мне пророки и угодники, они то понимали, что к чему и куда все идет, верно, братишка?

Читаем строение иконостаса далее: "Третий ряд - Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим).

И вот тут самое время для выслушивания истории СТРАННИКА. Как он жил, какие праздники были в его жизни, что было развивающимся правильно и постепенно и когда случилась беда, разрушившая его жизнь, которая у доброго человека должна быть последовательностью праздников, хронологически развивающихся, где он споткнулся и не смог дойти до следующего закономерного фестиваля...

Опять к традиции; "Четвертый ряд - пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви,"

И теперь самое время время поговорить о предках. Анамнез рода, выражаясь психиатрически. Кто из предшествующих поколений кем был и к чему вел. Генетика поколений, возможно вскрывающая признаки актуального душевного страдания СТРАННИКА, которую надлежит понять, а, стало быть, по возможности, преодолеть.

И: "Пятый ряд Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах."

Если обсуждаемого оказывается недостаточно, то есть смысл обратиться к истории человечества. Здесь могут становиться актуальными сценарии семьи, домнирование в воображении общечеловеческих ахетипов Юнга, комплексы Фрейда, стремление к доминированию Адлера, воспроизведение игр Берна, в общем, то что было и что повторяется, если таковое будет найдено и обсуждено.

ВЫВОД И ЗНАЧИМОСТЬ

А, собственно и все. Выстраивание мышления психотерапевта СПУТНИКА как делать первую встречу и взаимодействие с клиентом СТРАННИКОМ для того, чтобы а) понять происходящее с ним в трехмерном телесное-душевное-духовное измерении и б) выстроить стратегию взаимодействия, во вполне возможном анонимном, без апелляции к Церкви, процессе помощи, однако для себя структурированном. Возможно, я попробую поразмышлять об этом дальше,...



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Быть "здесь и сейчас"
  • "В стране - полный бардак. Как жить здесь дальше?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Делать Своё Дело Здесь и Сейчас"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Синхрония в моменте "здесь и сейчас" — то, с чем я сегодня в резонансе
  • Медитация "Сердце розы. Оставаться здесь и сейчас."
  • Освещения группового процесса "здесь и сейчас"
  • Магия аргентинского танго. Про "Здесь и Сейчас"
  • Цикл опыта ч.1 (из статьи Джозефа Мельника и Сони Невис "Диагностика в Здесь-и-Сейчас")
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Две стороны принципа "здесь и сейчас"
  • Что значит жить "здесь и сейчас"?
  • "здесь и сейчас" как инструмент диагностики
  • Работа с МАК. Техника "Здесь и сейчас"
  • Винегрет и принцип "Здесь-и-сейчас"
  • Техника "Возврат в здесь-и-сейчас"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Живи "здесь и сейчас"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь