Сеттинг: поле, на котором происходит терапия

Сеттинг (от англ. setting – «окружающая обстановка», «обрамление», «регулирование» [7].

В психоанализе и психоаналитической психотерапии сеттинг это не только набор договоренностей между терапевтом и пациентом относительно оплаты, положения пациента в пространстве во время сессии, частоты, времени, продолжительности сессий, перерывов, но и те смыслы, которыми наделяются эти договоренности в межличностных взаимоотношениях терапевта и пациента [2, 6, 8].

Понятие сеттинга используется в большинстве психотерапевтических направлений, но он, как правило, не рассматривается как фактор, который непосредственно включен в сам процесс терапии и играющий в ней одну из первых ролей.

Изначально сеттингу в психоанализе не придавалось собственного психодинамического значения. Этому способствовало, во-первых, накопление опыта работы с пациентами, которые бросали вызов договоренностям или нарушали их. Во-вторых, опыт работы с невротиками, пограничными и психотическими пациентами показывал, что они по-разному обращаются с этими договоренностями [2]. Нарушения были тесно связаны с открытым психоанализом явлением переноса, когда у пациента в аналитической ситуации возникали чувства, относящиеся к значимым реальным людям из его жизни, но они направлялись на аналитика. По мере осознания того, что эти чувства возникают не у отдельно взятых пациентов и что это не помеха терапии, а то, благодаря чему собственно терапия и происходит, сеттинг приобрел значение рамки, разделяющей реальную жизнь и терапию.

В психическом опыте человека существуют две стабильные интрапсихические структуры – это любовь и ненависть [5]. В терапии они оживают с особенной силой благодаря явлению переноса. Испытываемые в терапии чувства реальны, однако взаимодействие терапевта и пациента в аналитической ситуации это все-таки «нереальные» отношения, в том смысле, что аналитик не может стать для пациента его отцом, матерью, мужем, женой и удовлетворить его потребности в реальной жизни. Элементы сеттинга, т.е. ограниченное время сеансов, применение формального «Вы» в обращении к пациенту, оплата, существование других пациентов, частная жизнь аналитика, наиболее очевидная в выходные дни и праздничные перерывы, и т.п. фрустрируют реальные потребности пациента. Пациент часто пробует отрицать или исключать эти аспекты [9]. Чувства, которые остаются непроговоренными на сессиях могут переходить в действие, т.е. быть отыграны через элементы сеттинга, т.к. именно договоренности, существующие между терапевтом и пациентом – это та часть их отношений, которая имеет отношение к реальности. Пациент может не осознавать, например, как он злиться на терапевта, а отыгрывать это чувство через разрушение договоренностей. Пациент может не проговорить слова благодарности, а вместо этого принести Вам подарок. Этим отыгрываниям нужно уделять внимание, поскольку за ними всегда стоят чувства пациента. Аналитик тактично и деликатно помогает пациенту встретиться с фрустрирующими моментами сеттинга и никогда не вступает в тайный сговор с инфантильными потребностями пациента [там же].

Реакции пациента на сеттинг и работа с сеттингом аналитика – и есть поле, где происходит анализ [2]. Нарушения сеттинга со стороны пациента, могут указывать на области сопротивления и конфликта, поэтому они становятся вопросами исследования и, в конечном счете, интерпретации [там же]. Терапевт, в свою очередь не может быть полностью свободен от своих чувств по отношению к реакциям пациента, а также к его личностным особенностям, поэтому иногда происходят нарушения сеттинга из-за неосознаваемых чувств терапевта по отношению к пациенту, т.е. его контрпереноса.

В отличие от нарушений, инициируемых пациентом, высвечивающим проблемные области, которые благодаря проработке мы можем обратить во благо, нарушения терапевта в большинстве случаев оказывают негативное влияние на терапию [1]. Однако, если мы внимательны к своим чувствам по отношению к пациенту, анализируем их в супервизии или при помощи самоанализа (что менее эффективно), мы больше понимаем то, что происходит с пациентом и можем избежать отыгрываний со своей стороны.

Далее мы затронем некоторые конкретные, частные аспекты сеттинга, приведем несколько примеров, показывающих, насколько нужно быть внимательными в вопросах, которые иногда кажутся незначительными. Говоря о ситуации в психоаналитической психотерапии, мы будем использовать термин «пациент», говоря о психологическом консультировании, ориентированном на психоаналитическую парадигму, мы будем говорить «клиент».

Моя коллега – психоаналитический психотерапевт, работала с пациентом более года по вторникам и четвергам. Однажды пациент, желая сэкономить деньги, и не скрывая этого, предложил перейти на 1 сессию в неделю по вторникам. Через неделю он попросил вернуть обратно «его четверг». В тот свободный от терапии день он чувствовал очень сильную тревогу и мысленно разговаривал со своим терапевтом. На символическом уровне это можно сравнить с отношениями матери и младенца, который сам не может поддерживать комфорт и это делает мама, например, благодаря тому, что кормит его в определенные часы. И, если это «достаточно хорошая мать», ребенок начинает привыкать к тому, что если он голоден, то он обязательно будет накормлен, т.е. на смену дискомфорту всегда придет комфорт. Когда нет стабильности в отношениях терапевта и пациента, у последнего возникает тревога из-за того, что ему кажется, что дискомфорт никогда не закончиться, подобно младенцу, в жизни которого нарушилась ритмичность. Аналитик, устанавливая стабильный сеттинг, уподобляется хорошей матери, которая делает тревогу переносимой. Стабильный сеттинг является той основой, на которой осуществляется интерпретативная работа [3, 112].

Другая моя коллега – психолог, супервизировала свою клиентку, которая пришла на консультацию с опозданием на 10 минут. Вся сессия (как и последующие) была наполнена рассказами о том, как, когда и сколько было потрачено денег на близких людей, которые, как правило, этого не просили, и как ей было больно, что они оказались такими неблагодарными. Благодаря групповой супервизии психолог смогла понять, что она бессознательно сопереживала одной ее «неблагодарной» родственнице и чувствовала вину за то, что она мысленно встала на позицию «обидчика» своей клиентки. Результатом этого процесса стало то, что она продлила время сессии более чем на 10 минут и не взяла деньги за переработанное время, которые клиентка ей предложила. На наш взгляд, продление сессии имело негативные последствия, а именно заставило клиентку чувствовать себя обязанной и предложить эти деньги. Отказ психолога от денег, с нашей точки зрения, имел позитивный аспект: клиентка попыталась втянуть психолога в отношения, в которых она дает что-то материальное, а ее об этом не просят (психолог не просила доплатить), а потом делает этого человека зависимым и виноватым. Н.Л. Дикова [4] в своей статье описала свою работу с пограничной пациенткой и показала, что, идя на поводу у пациента и допуская нарушения сеттинга, можно втянуться в такие же патологические отношения, которые пациент выстраивает в своей реальной жизни и разрушить тем самым всю терапию. В нашем примере нарушения не привели к разрушению терапии, но контрпереносные чувства помешали психологу в полной мере чувствовать одиночество ее клиентки, желание близости и потребность быть нужной.

С одной из своих клиенток я работала около 4 месяцев 2 раза в неделю по понедельникам и пятницам. Когда она приходила, я уже всегда была на месте. Однажды мне случилось опоздать на 1-2 минуты. Обстоятельства сложились таким образом, что я не могла предупредить клиентку о том, что я опаздываю. Примерно за 5 минут до начала сессии, она позвонила мне встревоженная с вопросом о том действительно ли у нас сессия сегодня в такое-то время. Когда мы начали сессию, клиентка сказала, что ей даже в голову не пришло, что я могу просто опоздать. Первой ее мыслью было то, что это она что-то напутала, и она разозлилась на себя за это. Вторая мысль была связана с тем, что со мной что-то произошло. Пациентка четко знала и время и день сессии. Ее недоверие к своему знанию в очередной раз продемонстрировали, как сильно она может нападать на себя, даже в ситуациях, где нет ее вины. Ее тревога по поводу того, что со мной что-то произошло была проекцией того, что это ее жизнь может в любой момент оборваться (клиентка страдает серьезным генетическим заболеванием и была на грани жизни и смерти). Это мое двухминутное опоздание, во-первых, иллюстрирует то, что клиент переживает различные эмоции в это время, а не просто беззаботно ждет, во-вторых, понимая эти переживания, мы можем что-то узнать о психике данного клиента.

Завершая наши размышления о сеттинге, мы должны упомянуть еще об одном моменте – моменте конфиденциальности. М. Милнер представила идею о том, что сеттинг для терапии представляет собой рамку, которая подобно рамке картины, создает границу между внутренним содержанием и внешним миром [цит. по 2]. Конфиденциальность, как считает Г. Голдсмит [там же], является главной особенностью этой границы. В связи с этим мы хотим подчеркнуть, что пациенты и клиенты, случаи которых приводятся в данной работе, знали, что их «супервизируют», но также они знали, что никогда их имена, место работы и прочие «опознавательные данные» не приводятся. Безусловно, случаи из практики коллег также приводятся с их согласия.

Говоря о сеттинге, мы затронули лишь малую часть связанных с ним аспектов, но мы надеемся, что смогли привлечь внимание к сеттингу как одному из важнейших терапевтических факторов.

Список литературы

  1. Бердникова Ю.Л. Сеттинг в психоаналитической психотерапии. // Вестник психоанализа. 2010. № 1. URL: http://russia.ecpp.org/node/1717 (дата обращения 10.04.2014).
  2. Голдсмит Г. Терапевтический сеттинг в психоанализе и психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. №2. URL: http://www.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2998 (дата обращения 10.04.2014).
  3. Гроен-Праккен Х.. Влияние сеттинга на роль психоанализа и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 2. С. 104-112.
  4. Дикова Н.Л. О сеттинге работы с пограничным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. 2006. № 2. URL: http://www.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2667 (дата обращения 10.04.2014).
  5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях /Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 368 с.
  6. Лёвенберг П. Психоаналитический сеттинг как творческое пространство. URL: http:// www.hgp-piee.org/SummerSeminar/2008/pages/Loewenberg_ru.doc (дата обращения 12.03.2014).
  7. Мюллер, В.К. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300 000 слов и выражений. М.: Эксмо, 2013. 1328 c.
  8. Стуфкенс А. О присущей аналитическому сеттингу функции исцеления и холдинга. URL: http://www.hgp-piee.org/SummerSeminar/2008/pages/Stufkens_ru.doc (дата обращения 12.03.2014).
  9. Фонда П. Психоаналитический сеттинг: практика. URL: http://www.hgp-piee.org/SummerSeminar/2008/pages/Fonda_ru.doc (дата обращения 09.04.2014).


Просмотров: 564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Сеттинг. Что это, зачем и кому он нужен.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Что такое психотерапевтический сеттинг?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что новенького в психотерапии? А что это дает клиентам?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Об аналитической терапии: что происходит во время процесса слушания
  • «Я никогда не думала, что это может случиться со мной»
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь