|
Сеттинг в психоанализе и психоаналитической психотерапииАвтор статьи: 404
«- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис.- Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь, всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды. - А что такое обряды? - спросил Маленький Принц. - Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы». Сеттинг в психоанализе понимается как совокупность условий, которые необходимо соблюдать при прохождении психоаналитического процесса. Очень часто психоаналитиков обвиняют в некоторой ригидности относительно сеттинга. Часто высказываются о том, что сеттинг - это, прежде всего, удобный инструмент для самого аналитика и попытка обеспечить финансовую стабильность, что почему-то часто вгоняет в стыд людей помогающих профессий. Да, невозможно отрицать, что сеттинг имеет много плюсов для аналитика, однако, исследуя вопрос глубже, сталкиваешься с пониманием, что он прежде всего стоит на стороне анализанта. Основная задача сеттинга - создание особой аналитической атмосферы, в которой способна заново развернуться история пришедшего в кабинет человека. Что же дает сеттинг анализанту? 1. Анализант всегда знает, что у него есть день и время, которые никто и никогда не займет, пока он находится в анализе или в терапии. Это уже само по себе аналог устойчивых, стабильных, принимающих и уважительных отношений, которых часто лишены люди, обращающиеся за психологической помощью. 2. Сеттинг создает четкую границу между внутренним содержанием (психической реальностью, с которой происходит работа в кабинете) и внешним миром. Таким образом, в кабинете формируется особая, переходная, реальность, позволяющая явиться фантазиям, иллюзиям, речи, творческому воображению. 3. Фантазии, ассоциации, рождающиеся в аналитическом процессе, в свою очередь, позволяют переносу заявить о себе, а сеттинг представляет собой своего рода символический запрет на инцест, давая анализанту возможность переживать всю полноту переноса в безопасных границах аналитических отношений. 4. Сеттинг как нечто повторяющееся может ассоциироваться с ритуалом, обрядом, важнейшая цель которых разбудить определенные качества и эмоции того, кто эти обряды исполняет. Через обрядные действия происходит общение человека с божественным, сакральным внутри себя. Поэтому часто во время анализа происходит не только переживание мрачных, болезненных событий прошлого, но и обращение к светлым, творческим аспектам души. Конкретными элементами психоаналитического сеттинга являются место, время, количество встреч в неделю, оплата, договоренности об отпуске аналитика. Прелесть психоанализа в том, что отношения никогда не строятся, исходя из директивного, господского дискурса: время, количество сессий в неделю и оплата - это то, что обязательно обсуждается после того, как с анализантом принято решение о прохождении психоанализа или психоаналитической психотерапии. Под частотой встреч всегда подразумевают глубину проработки внутрипсихического конфликта. Встречаясь с анализантом раз в неделю, можно расчитывать на еженедельный просмотр некого фотоснимка его психической реальности. Два раза в неделю дают нам уже некоторым образом ассоциативно связанные кадры-снимки. Если же встречи происходят 3-4 раза в неделю, анализант может расчитывать быть зрителем своей внутрипсихической киноленты. Это же касается оплаты - в начале анализа и терапии с анализантом обсуждается, какая сумма является для него существенной, но в тоже время посильной для работы с аналитиком. Практика состоит в том, что, как правило, анализ и терапия имеют договорную стоимость в отличие от стоимости первичных консультаций, на которых происходит знакомство, формулировка запроса и понимание перспектив работы. Таким образом, сеттинг можно сравнить с картинной рамой, которая служит обрамлением всему тому, что разворачивается в кабинете, позволяя это исследовать, а не просто бессознательно проживать. Оказывая стабилизирующее воздействие на психику анализанта, сеттинг определяет границы между фантазмом и реальностью, между психоаналитиком и анализантом. Рамка, границы между двумя, аналитиком и анализантом, позволяют сравнить сеттинг с символической отцовской функцией, с включением которой появляется возможность воссоздавать тот эдипальный треугольник, который существовал в системе отношений анализанта. Аналитические отношения внутри сеттинга перестают быть дуальными, таким образом в них прописывается Закон. Без сеттинга отношения разворачиваются в логике каприза, причем на месте всемогущей капризной матери поочередно пребывают то аналитик, то анализант. В таких отношениях субъект не может сказаться, ибо занимает место объекта причины-желания, его как такового не существует. Важно, что с помощью сеттинга у аналитика есть возможность занять то место, которое для него уготовано анализантом, то есть место фигуры его большого Другого. Пока аналитик не поставлен на место большого Другого, в кабинете будут разворачиваться нарциссические, воображаемые отношения, в которых легко прятаться от реальной работы над своими проблемами и выговаривания своего личного смысла. С этой точки зрения о сеттинге можно говорить как об этическом инструменте аналитического процесса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|