|
Тень аналитика – знай свое место!Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
В своей статье мне хочется рассмотреть теневые аспекты личности самого аналитика, проявляющиеся в работе с клиентами. И, если долго практикующие аналитики, прекрасно понимают важность своего личностного анализа могут уже избегать ошибок, то начинающие аналитики или, недостаточно проработанные, могут проецировать свои личные взгляды и чувства на клиентов (это так называемые «слепые пятна» аналитика). Рассматривая трудности, которые испытывает начинающий аналитик в переносе и контрпереносе с клиентами, как влияет личный анализ на проявление «слепых пятен», можно проследить и стили отношений между аналитиком и клиентом в установлении рабочего альянса и предположить исход таких отношений. - Итак, предположим что, начинающий аналитик «заражен» своей работой и получает от нее удовольствие и удовлетворение. Такой аналитик в своих отношениях с клиентами будет избегать напряжения, будет стремиться к комфорту, он не будет фрустрировать клиента, он напротив будет создавать пространство позитивной психотерапии. С коллегами он будет выстраивать отношения без конфликтов и конкуренции. Обучение будет даваться легко и в удовольствие. Но такой аналитик, стремясь к комфортным отношениям может забывать о границах – будет путать себя и пациента, путать анализ и дружеское участие. - Такой аналитик может проживать состояние «мистического соучастия» или проективной идентификации – это состояние между матерью и новорожденным ребенком. Но иногда проживание проективной идентификации может вызывать чувства, навязанные ему пациентом, они могут не соответствовать его личным чувствам, и тогда аналитик может ощущать себя марионеткой. - Важны также чувства аналитика на начальных этапах, в ответ на принесенный трансфер пациента (с каким чувством пришел именно к вам этот клиент, может вы у него уже 5 аналитик и предыдущие его разочаровали), так проверяется на прочность аналитический контейнер. Этот контейнер сначала приобретается с помощью аналитика-наставника, это то пространство в котором он сам «дозревает» и накапливает силы и опыт, готовясь к выходу во внешний мир и встрече с ним, встрече со своими клиентами. - Иногда наоборот, начинающий аналитик представляет себя в роли жертвы – все доставляет мучение- не хватает терпения, трудно учиться, трудно строить отношения с коллегами и клиентами, трудно довести дело до конца, трудно переносить неприятные ситуации в своей жизни и трудные случаи клиентов. Например, такой аналитик будет, так сказать, позволять своим клиентам занимать собой практически все пространство своего личного времени, будет терпеть нарушение границ, идти на уступки в назначении неудобного для себя и удобного для клиента времени сессий, пропусков, отмен сессий и оплаты. Аналитик будет испытывать неудобства, но будет терпеть и принимать это как должное, пока не научиться разделять рабочее пространство и личное. - У всех аналитиков на начальном этапе практики (да, у всех, не будем лукавить)))) наблюдается присущее большинству начинающих аналитиков, чувство всемогущества. Аналитик может пребывать в иллюзии, что все в анализе зависит от него и почти ничего от клиента. И тогда переживания аналитика будут связаны с чувством вины, что он сделал что-то не так, или не сделал. Позже, на уже следующей стадии аналитик приходит к осознанию того, что он не всесилен, что может порождать и противоположные чувства, например, ощущение беспомощности. - Если аналитик не справляется со своим всемогуществом, то активируется еще одна функция. Например, в начале анализа может бессознательно активироваться функция Спасителя, вместо аналитической нейтральности. Это активная позиция людей помогающих профессий. У начинающих аналитиков наблюдается чрезмерная включенность в процесс, когда сам аналитик больше готов к изменениям, чем пациент. Когда аналитик сам проработан, то идея спасения заменяется на живой интерес к внутреннему миру пациента, и тогда и у пациента начинает возникать живой интерес к себе. - Очень важная стадия развития начинающего аналитика –это стадия дифференциации (разность, различие, разделение), когда устанавливается идентичность аналитика не только во взаимосвязи в терапевтических отношениях с пациентами, но и в отношениях с другими окружающими, например, с коллегами. У аналитика и у клиента появляется своя собственная жизнь, помимо пространства анализа. И важные события происходят не только в анализе, но и в личной жизни обоих. Далее на стадии дифференциации интерес в работе смещается уже с самого действия на его результат. На этой стадии происходит отделение психического материала аналитика от материала пациента, аналитик учится различать и принимать проекции - и свои, и пациента, учится справляться со своими чувствами в контрпереносе, в ответ на стимулы, исходящие от пациента, аналитик принимает свою роль как поддерживающую, а не ведущую в жизни пациента. Тень может проявляться, когда аналитик, не справляясь со своими чувствами в контрпереносе, продолжает занимать главенствующую позицию и бороться за продолжение анализа, когда анализ нужно заканчивать, а аналитик, по каким-то причинам не хочет этого делать. - Еще одна из трудностей начинающего аналитика, связана с изоляцией теоретических знаний от практических. Одни аналитики следуют за пациентом до тех пор, пока какой-нибудь фрагмент материала не становится понятным, и затем без дальнейшей проработки сообщают его пациенту. Ошибка состоит в том, что бессознательное самого аналитика, его эмпатия, являются наиболее важными инструментами терапии, и аналитику важно проделывать интеллектуальную работу над получаемыми данными. Заблуждение в другом направлении состоит в том, что аналитик слишком поспешно формулирует теории на основе скудных клинических данных. Такие аналитики избегают инстинктивных или эмоциональных затруднений, возникающих при работе с пациентами, они отказываются от интуиции и эмпатии. Трудности в соединении теоретического и практического материала в своей работе для начинающего аналитика могут привести к тому, что «одни становятся сборщиками данных или интерпретационными автоматами, а у других нет целостного мнения о пациенте, есть лишь коллекция инсайтов». (Р.Гринсон) Без личного анализа и супервизий, начинающему аналитику трудно держать свой контрперенос под контролем, так как власть архетипов над нами велика. Так же важна проработка «слепых пятен» в личном анализе. Движение и исход аналитических отношений, во многом будет зависеть от того, насколько «проработан» сам аналитик. Карл Густав Юнг писал, что: «Личность аналитика – один из факторов исцеления» и придавал огромное значение личному анализу самого аналитика. Возникающие у аналитика чувства в контрпереносе надо держать под контролем, чтобы соблюдать нейтральность по отношению к пациенту. Не «проработанному» аналитику это будет делать сложно, могут возникать проекции, злоупотребления, сопротивления, защиты, захваченность и чрезмерная включенность, которые будут создавать трудности в работе, и работа с пациентом может быть смазана.
С уважением, аналитический психолог Алфимова Елена Николаевна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|