Тень аналитика – знай свое место!

   В своей статье мне хочется рассмотреть теневые аспекты личности самого аналитика, проявляющиеся в работе с клиентами. И, если долго практикующие аналитики, прекрасно понимают важность своего личностного анализа могут уже избегать ошибок, то начинающие аналитики или, недостаточно проработанные, могут проецировать свои личные взгляды и чувства на клиентов (это так называемые «слепые пятна» аналитика).

                                        Тень аналитика  знай свое место

Рассматривая трудности, которые испытывает начинающий аналитик в переносе и контрпереносе с клиентами, как влияет личный анализ на проявление «слепых пятен», можно проследить и стили отношений между аналитиком и клиентом в установлении рабочего альянса и предположить исход таких отношений.

 -  Итак, предположим что, начинающий аналитик «заражен» своей работой и получает от нее удовольствие и удовлетворение. Такой аналитик в своих отношениях с клиентами будет избегать напряжения, будет стремиться к комфорту, он не будет фрустрировать клиента, он напротив будет создавать пространство позитивной психотерапии. С коллегами он будет выстраивать отношения без конфликтов и конкуренции. Обучение будет даваться легко и в удовольствие. Но такой аналитик, стремясь к комфортным отношениям может забывать о границах – будет путать себя и пациента, путать анализ и дружеское участие.

 -  Такой аналитик может проживать состояние «мистического соучастия» или проективной идентификации – это состояние между матерью и новорожденным ребенком. Но иногда проживание проективной идентификации может вызывать чувства, навязанные ему пациентом, они могут не соответствовать его личным чувствам, и тогда аналитик может ощущать себя марионеткой.

 -  Важны также чувства аналитика  на начальных этапах, в ответ на принесенный трансфер пациента (с каким чувством пришел именно к вам этот клиент, может вы у него уже 5 аналитик и предыдущие его разочаровали), так проверяется на прочность аналитический контейнер. Этот контейнер сначала приобретается с помощью аналитика-наставника, это то пространство в котором он сам «дозревает» и накапливает силы и опыт, готовясь к выходу во внешний мир и встрече с ним, встрече со своими клиентами.

 -  Иногда наоборот, начинающий аналитик представляет себя в роли жертвы – все доставляет мучение- не хватает терпения, трудно учиться, трудно строить отношения с коллегами и клиентами, трудно довести дело до конца, трудно переносить неприятные ситуации в своей жизни и трудные случаи клиентов. Например, такой аналитик будет, так сказать, позволять своим клиентам занимать собой практически все пространство своего личного времени, будет терпеть нарушение границ, идти на уступки в назначении неудобного для себя и удобного для клиента времени сессий, пропусков, отмен сессий и оплаты. Аналитик будет испытывать неудобства, но будет терпеть и принимать это как должное, пока не научиться разделять рабочее пространство и личное.

 -   У всех аналитиков на начальном этапе практики (да, у всех, не будем лукавить)))) наблюдается присущее большинству начинающих аналитиков, чувство всемогущества. Аналитик может пребывать в иллюзии, что все в анализе зависит от него и почти ничего от клиента. И тогда переживания аналитика будут связаны с чувством вины, что он сделал что-то не так, или не сделал.

Позже, на уже следующей стадии аналитик приходит к осознанию того, что он не всесилен, что может порождать и противоположные чувства, например, ощущение беспомощности.

 -  Если аналитик не справляется со своим всемогуществом, то активируется еще одна функция. Например, в начале анализа может бессознательно активироваться функция Спасителя, вместо аналитической нейтральности. Это активная позиция людей помогающих профессий. У начинающих аналитиков наблюдается чрезмерная включенность в процесс, когда сам аналитик больше готов к изменениям, чем пациент. Когда аналитик сам проработан, то идея спасения заменяется на живой интерес к внутреннему миру пациента, и тогда и у пациента начинает возникать живой интерес к себе.

-  Очень важная стадия развития начинающего аналитика –это стадия дифференциации (разность, различие, разделение), когда устанавливается идентичность аналитика не только во взаимосвязи в терапевтических отношениях с пациентами, но и в отношениях с другими окружающими, например, с коллегами.  У аналитика и у клиента появляется своя собственная жизнь, помимо пространства анализа. И важные события происходят не только в анализе, но и в личной жизни обоих. Далее на стадии дифференциации интерес в работе смещается уже с самого действия на его результат. На этой стадии происходит отделение психического материала аналитика от материала пациента, аналитик учится различать и принимать проекции - и свои, и пациента, учится справляться со своими чувствами в контрпереносе, в ответ на стимулы, исходящие от пациента, аналитик принимает свою роль как поддерживающую, а не ведущую в жизни пациента. Тень может проявляться, когда аналитик, не справляясь со своими чувствами в контрпереносе, продолжает занимать главенствующую позицию и бороться за продолжение анализа, когда анализ нужно заканчивать, а аналитик, по каким-то причинам не хочет этого делать.

 -  Еще одна из трудностей начинающего аналитика, связана с изоляцией теоретических знаний от практических. Одни аналитики следуют за  пациентом  до  тех  пор,  пока  какой-нибудь  фрагмент материала не становится понятным, и затем без дальнейшей проработки сообщают его пациенту. Ошибка состоит в том, что бессознательное самого аналитика, его эмпатия,  являются  наиболее  важными  инструментами  терапии,  и аналитику важно проделывать интеллектуальную работу над получаемыми данными.

 Заблуждение в другом направлении состоит в том, что аналитик слишком  поспешно  формулирует  теории  на  основе  скудных  клинических  данных.   Такие  аналитики  избегают инстинктивных  или  эмоциональных  затруднений,  возникающих  при  работе  с  пациентами,  они отказываются  от  интуиции  и  эмпатии.

Трудности в соединении теоретического и практического материала в своей работе для начинающего аналитика могут привести к тому, что «одни становятся сборщиками данных или  интерпретационными автоматами, а у других нет целостного мнения о пациенте, есть лишь коллекция инсайтов». (Р.Гринсон)

Без личного анализа и супервизий, начинающему аналитику трудно держать свой контрперенос под контролем, так как власть архетипов над нами велика. Так же важна проработка «слепых пятен» в личном анализе.

Движение и исход аналитических отношений, во многом будет зависеть от того, насколько «проработан» сам аналитик.  Карл Густав Юнг писал, что: «Личность аналитика – один из факторов исцеления» и придавал огромное значение личному анализу самого аналитика.  Возникающие у аналитика чувства в контрпереносе надо держать под контролем, чтобы соблюдать нейтральность по отношению к пациенту. Не «проработанному» аналитику это будет делать сложно, могут возникать проекции, злоупотребления, сопротивления, защиты, захваченность и чрезмерная включенность, которые будут создавать трудности в работе, и работа с пациентом может быть смазана.

 

С уважением, аналитический психолог Алфимова Елена Николаевна.



Просмотров: 569
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ почерка и психологический портрет.Поведенческий аналитик Данил Протас в программе Провокатор
  • Как побороть долговую зависимость? Поведенческий аналитик (Киев) Данил Протас на телеканале Интер
  • Как заработать во время кризиса. Поведенческий аналитик (Киев) Данил Протас на телеканале Интер
  • Стадии развития начинающего аналитика.
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева
  • Созависимость в отношениях глазами транзактного аналитика
  • Идентичность и аутентичность группового аналитика
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • На приеме у сценарного аналитика
  • Из записок детского аналитика 2
  • Из записок детского аналитика
  • Конверсионный симптом в гостях у аналитика
  • Офис - режимное учреждение. Взгляд аналитика.
  • Ответственность поведенческого аналитика перед обществом
  • Кабинет аналитика: интерьер как элемент сеттинга
  • Взаимодействие Персоны и Тени в процессе индивидуации аналитика.
  • Какой мамой я буду? Психодиагностика по мимике и жестам поведенческого аналитика Данила Протаса.
  • Формирование идентичности психолога аналитика в условиях профессиональных сообществ.
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Правда или ложь? Психодиагностика по мимике и жестам поведенческого аналитика Данила Протаса
  • "Без свидетелей" (История летчика Сергея глазами аналитика)
  • Нарисуйте свое состояние / «Такой будет моя кухня»
  • Какой-такой майндфулнесс? Или следи за своим умом, и будет тебе счастье!
  • Лучший друг……Какой он? Зачем он вам? (не открывать, пока не будет готов ваш ответ)
  • Самоедство. Что будет, когда ты обглодаешь себя до костей?
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь