|
Стадии развития начинающего аналитика.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
Путь профессионального роста и развития начинающего аналитика, по моему мнению, можно представить как фазы развития ребенка, воспользовавшись теорией объектных отношений. Если аналитика представить как ребенка, а терапевтические отношения между аналитиком и пациентом – как мать, то в разные периоды развития этих отношений мы можем проследить весь спектр переносных и контрпереносных явлений, сопровождающихся сильными чувствами. А так же проследить те трудности, которые испытывает начинающий аналитик в контрпереносе. Движение и исход таких отношений, во многом будет зависеть от того, насколько «проработан» сам аналитик. Карл Густав Юнг придавал огромное значение личному анализу самого аналитика. Он писал, что: «Личность аналитика – один из факторов исцеления». А «слепые пятна» аналитика – это неосознаваемая часть нашей внутренней реальности, неприятие определенных аспектов человека. Возникающие у аналитика чувства в контрпереносе надо держать под контролем, чтобы соблюдать нейтральность по отношению к пациенту. Не «проработанному» аналитику это будет делать сложно, могут возникать проекции, злоупотребления, которые будут создавать трудности в работе и работа с пациентом может быть смазана. Вот о трудностях в контрпереносе у начинающего аналитика с пациентом, я бы хотела сегодня поговорить, используя теорию объектных отношений. Для примера возьмем стадии развития ребенка из теории Маргарет Малер. Ребенок (в нашем случае начинающий аналитик) в своем развитии проходит последовательно фазы: симбиотическую, дифференциации, сепарации, индивидуации. Во время симбиотической фазы, можно предположить, что у начинающего аналитика с пациентом выстраиваются такие отношения, как отношения привязанности между матерью и ребенком, выстраиваются границы, аналитик принимает или не принимает проекции пациента в переносе и начинает испытывать сильные чувства в контрпереносе. А какие же чувства может испытывать аналитик в отношениях с пациентом, каковы реакции переноса и контрпереноса в начале анализа? Мелани Кляйн обозначила первичные отношения матери и ребенка термином «проективная идентификация» или «мистическое соучастие» - это ранняя первичная защита. У аналитика проживание проективной идентификации вызывает чувства, навязанные ему пациентом, они не соответствуют его личным чувствам, аналитик может чувствовать себя марионеткой. В тоже время со стороны аналитика, в этой фазе наблюдается, присущее большинству начинающих аналитиков, чувство всемогущества (как у ребенка первого года жизни), конечно же, оно неосознаваемое))). Утешим себя тем, что Шандор Ференци указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания особыми знаниями и контролем над миром нормальна. Так же в начале анализа может бессознательно активироваться функция Спасителя, вместо аналитической нейтральности. Это активная позиция людей помогающих профессий. У малопроработанных, начинающих аналитиков наблюдается чрезмерная включенность в процесс, когда сам аналитик больше готов к изменениям, чем пациент. Сублимированная фантазия спасителя формируется у ребенка, который был изначально рожден, как некая функция для семьи (спасение, например от развода, или как помогающий ребенок при первом ребенке-инвалиде, или как замещающий ребенок при предыдущей утрате и т. д). Когда аналитик сам проработан, то идея спасения заменяется на живой интерес к внутреннему миру пациента, и тогда и у пациента начинает возникать живой интерес к себе. На стадии дифференциации и у аналитика, и у пациента могут возникать мысли о своей отдельной уникальности (Я – есть) в отрыве от другого, но при этом, будучи связанным с окружающими. Когда материнский объект отвергается ребенком и более объективно принимается вновь. То есть, устанавливается идентичность аналитика не только во взаимосвязи с терапевтическими отношениями с пациентами, но и в отношениях с другими окружающими, например с коллегами. На стадии сепарации происходит отделение психического материала аналитика от материала пациента, аналитик учится различать и принимать проекции - и свои, и пациента, учится справляться со своими чувствами в контрпереносе, в ответ на стимулы, исходящие от пациента. Без личного анализа и супервизий, начинающему аналитику трудно держать свой контрперенос под контролем, так как власть архетипов над нами велика. Так же важна проработка «слепых пятен» в личном анализе. Например: пациентка женщина средних лет, которая долгие годы была заложницей семейного женского сценария, впервые, во второй половине своей жизни, вышла замуж и теперь учится выстраивать отношения с мужчиной, принимать Анимусное, мужское, маскулиное в своей жизни. Начинающему аналитику важно понимать, что личный материал аналитика в отношении мужского может, например, выглядеть так: маскулиное=агрессивное. А материал пациентки выглядит так: маскулиное ≠агрессивное. Умение аналитика исследовать, как его фантазии пересекаются с фантазиями пациентки, чтобы не проецировать свое видение Анимуса на представления пациентки о мужественности. Исследовать, на какой ступени находится ее Анимус, какие черты мужчины она принимает или не принимает - Логос или Эрос. Отделить мое видение от ее и принять его. Сепарацию можно представить, как продуктивную и не продуктивную. Например, в том же примере, продуктивной может считаться сепарация, в которой отношения аналитика и пациентки строятся таким образом, когда пациентка в анализе проходит инициацию (принимает мужа, находит смысл в своей новой роли), а аналитик принимает свою роль как поддерживающую, а не ведущую в жизни пациентки. И не продуктивная сепарация, которая происходит через разрыв, отрицание, обесценивание. Например, когда аналитик, не справляясь со своими чувствами в контрпереносе, продолжает занимать главенствующую позицию или начинает ощущать обиду на пациента за его самостоятельность или выбор другого приоритетного лица в своей жизни, испытывать чувство обесценивания, потому что клиентка «ушла к мужу», или ушла, без объяснения причин. Фаза индивидуации последует за фазой сепарации, а иногда проходит и одновременно с ней. Причем не особенно важно, продуктивной или нет была сепарация, опыт сепарации неоценим, и этот опыт помогает прийти к аналитической нейтральности в отношениях с пациентом. И К.Г.Юнг, и М-Л фон Франц пишут о том, что процесс индивидуации идет из детства, причем это не линейный процесс, а синхронистичный, который включает и внутренние образы и внешние события одновременно.Индивидуация - это процесснепрерывного развития человека от рождения до смерти, причем более активно он развивается во второй половине жизни. Процесс индивидуации включает работу с Персоной, с Тенью, Анимой и Анимусом, но это уже дальнейшая долгосрочная совместная работа и аналитика и пациента.
Аналитический психолог Алфимова Елена Николаевна.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|