|
"Реализация сеттинга, в условиях работы Перинатального центра"Автор статьи: Мухамедова (Климова) Елена Валерьевна
Важность роли терапевтического сеттинга в истории психоанализа и психотерапии считается безусловной.То есть он, казалось, не нуждается в дальнейшем обсуждении – сеттинг присутствует везде, в разных сферах и ситуациях. Сеттинг неизбежно становится частью межличностных отношений между психотерапевтом и пациентом и имеет свое собственное динамическое значение. Периодические нарушения установленного сеттинга в условиях работы Перинатального центра, не всегда говорят о конфликте и сопротивлении, о чем бы мы говорили в условиях работы в кабинете. Психоаналитический сеттинг – это творческое пространство, которое обусловливает внешнюю реальность пациента и аналитика и подготавливает почву для взаимного исследования внутренней жизни. Неотъемлемыми характеристиками психоаналитического сеттинга являются: фиксированное время, психоаналитическое пространство, границы, чтобы обеспечить безопасные условия и пациенту и аналитику. Психоаналитический сеттинг – это своего рода динамический процесс активного контейнирования. Одним словом-сеттинг, это кодекс поведения для пациента и терапевта. В чем заключаются особенности работы в условиях реанимационного отделения и отделения патологии беременности Перинатального центра, где лишь отчасти, могут быть соблюдены условия привычного психотерапевтического сеттинга. Рамки сеттинга состоят в том, что есть день, время и границы, в рамках которых мы двигаемся. Отличие,в работе в этих отделениях, колоссально, в условиях работы реанимационного отделения в групповой работе, моя задача выйти из негативного переноса и сопротивления и сформировать не вызывающий возражения перенос,(потому- что женщины уже в напряжении , так как дети в кювезах и в большой неизвестности, заходя туда, я изначально подвергаюсь атакам негативных проекций и сопротивления и только по прошествии нескольких недель устанавливается перенос, не вызывающий возражений и в силу того, что идет постоянная смена пациенток, то примерно каждые три месяца идет вновь установление правил и переноса), В условиях работы отделения патологии беременности, это работа на позитивном переносе и более сознательном переносе- не вызывающем возражения, что является основой для отношений сотрудничества с терапевтом. Сеттинг сам по себе не является фокусом лечения, но соблюдения правил, надежности, помогают понять причины своей социальной тревоги.На сессии часто присутствуют факты, но не аффект, потому- что пока это слишком опасно. Многочисленный негативный переносвновь входящих в группу, раскачивает ее, но в результате установленных границ и эмпатии терапевта, приходит к переносу достаточному для сотрудничества. Эмпатия аналитика помогает решить, в чем смысл такого поведения или, по крайней мере, указывает ему направление, где искать этот смысл. С этих пор терапевт должен иметь уважение ко всему, что он уже знает, а также быть внимательным к качеству терапевтического альянса. Пример-Женщина, из реанимационного отделения, в течении 3 встреч никак не участвовала в группе, которая проходила еженедельно в один и тот же день, в одно и то же время. Она внимательно наблюдала со стороны, могла выйти из помещения, когда ее переполняли эмоции, но никак не включалась в работу. Группа начиналась определенным ритуалом и заканчивалась и только на четвертой встрече она смогла позволить себе заговорить о состоянии своего ребенка и своих переживаниях. Она спросила разрешения присоединиться к группе, при этом я объяснила правила работы группы, сказав, что этим самым мы должны соблюдать контракт и конфиденциальность. У нее возросло ощущение комфорта при данном сеттинге и в будущем увеличилась способность свободно говорить о смущающих моментах и запретах в диалоге с другими. Наблюдая за отношением пациенток к сеттингу как за частью их характера, можно делать определенные интерпретации относительно взаимодействий во внешней среде и со своим ребенком.При наличии защищающих правил сеттинга, формируется поле переноса, но этот перенос, будучи негативным, организован не вторжением меня, как инородного пространства, а уже аффективными чувствами, которые могут быть отреагированы и обсуждены , что и дает ослабление давящего чувства вины, которое является основным. В отделении патологии беременности картина несколько другая. Женщины, уставшие от замкнутого пространства и своих тревог, воспринимают терапевта, как спасителя, который сейчас все расскажет и успокоит. В зависимости от срока беременности, следует учитывать измененное состояние сознание и обострение психотических процессов. В состоянии тотального позитивного переноса, очень сложно сохранять границы и правила сеттинга особенно в этом отделении. Создание линии границы между миром социального взаимодействия и консультационной комнатой весьма осложнено. Отказ в чем либо может трактоваться, как отвержение и запустить процесс негативного фантазирования. Характер и конфликты так или иначе выражаются прежде, чем происходит проговаривание, это проявляется в обострении соматических симптомов, из за которых они попадают в отделении патологии беременности.. Защищая «воображаемое» поле от вторжений внешней реальности, женщины погружаются в свою закрытое пространство монады, что порой носит аутистический характер взаимодействия и только в атмосфере надежности, которая создается в пространстве терапевтического сеттинга, появляется возможность для выражения и проговариванясвоих бессознательных страхов и фантазий. Удовлетворяющий опыт переноса возникает при поддержании особых постоянных условий. То есть все те условия, которые делают терапию возможной, сохраняя отношения оптимальными, и обеспечивающие развитие коммуникации между пациентом и аналитиком. Если сравнить психоаналитический сеттинг с зарождением взаимодействий матери и ребенка, то мы найдем большое сходство. 1.Это кушетка, пациент лежит и говорит в пустое пространство , а аналитик присутствует отсутствуя, что вызывает тревогу и чувство беспомощности – с младенцем происходит почти так же, мама присутствует, но не воспринимается всецело, а только как часть его и если она не в его поле, то это вызывает тревогу, с которой младенцу приходится справляться, как и пациенту лежащему на кушетке 2. Цитирую Р. Шпиц- "Основное правило: говорить все, что приходит в сознание. Иными словами, направлять сознательное восприятие на то, что происходит внутри, и делать это без отбора или цензуры. Я понимаю, что это правило более значимо при его нарушении, чем при соблюдении; кроме того, оно тесно связано с тем, что при манифестациях младенец не выбирает и не сдерживается в своих движениях или издаваемых звуках, в своем молчании или возбуждении, - процессах в организме, которые становятся для него осознанными. Как и младенец, пациент не может действовать, - он ограничен кушеткой - колыбелью. Аналитику принадлежит прерогатива вмешательства или воздержания от вмешательства". (Р. Шпиц) Другая важная функция сеттинга заключается, в ритуальности, повторяемости и предсказуемости, что так же является важным условием установления диадных отношений между матерью и младенцем в первые месяцы жизни, что является предпосылкой базового доверия. Цитирую (Р. Шпиц).-"Мы ограничиваем визуальный контакт пациента с объектом, тактильный контакт не допускается условиями аналитической ситуации. Мы ограничиваем его слуховое восприятие, отвечая скупо и редко на его проявления. Мы укладываем его как младенца, ограничиваем возможность передвижения и мускульной активности, обязывая его не «отыгрывать вовне» и настаивая, чтобы вместо этого он информировал нас вербально о своих побуждениях. Подчеркивается параллель между возникающими оттенками чувств и их младенческими аналогами. Даже такое мало понятное правило анализа, как запрет на социальные контакты аналитика и пациента делает аналитика и его частную жизнь такими же таинственными для пациента как личная жизнь родителей для ребенка; и, - мы можем добавить, - так же подталкивает к размышлениям". При соблюдении этих условий сеттинга, как с пациентами, так и с младенцами, возможность регрессии и переноса сильно облегчается.Младенец имеет возможность познавать границы своих родителей. В психоанализе сеттинг, как в живописи рамка для картины, создают границу между внутренним содержанием и внешним миром.Даже если он разрушен психологическими силами пациента, или младенца, созданная аналитиком модель сеттинга может являтся переходным пространством между аналитическим сеттингом и внешней реальностью. Сеттинг – это также нечто то, что живет в уме у аналитика, как и у достаточно хорошей матери живут ее правила взаимодействия со своим ребенком. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|