Пограничник видит себя, других и весь мир в двух модальностях – идеализация и обесценивание. Причем эти модальности всегда отдельны, фрагментарны, соединить их, человеку с пограничным расстройством личности - Невозможно.
Уточню – я буду в своей статье описывать именно пограничное расстройство личности, где все критерии пограничника проявлены ярко и соответственно его поведение психологом оценивается более точно, чем при пограничном уровне организации личности.
Поэтому все выглядит так:
- Я плохой, ужасный, отвратительный, глупый, слабый, истеричный, замкнутый, одинокий и т.д,. и
- Я хороший, добрый, отзывчивый, умный, спокойный, общительный, а другие вот, наоборот
Или такой, или такой - жёстко. Середины нет, нет даже половины к середине, никаких чуть-чуть, никаких иногда. В сеттинге с психологом, такой клиент может позволить себе пребывать в обоих полюсах попеременно, никогда не совмещая их. Совмещать и допускать наличие другого полюса, как раз, его этому «учит» психолог.
Но чаще, превалирует именно негативный полюс – я плохой, другой плохой, весь мир плохой. Ведь мир пограничного пациента наполнен негативными объектами. И тогда бессознательные атаки будут направлены на разрушение границ терапии, на разрушение рамок, где формируется отношения психолог-клиент.
И, тогда, психолог тоже плохой.
Задача психолога – эти границы защищать!
И вот, чтобы утвердить в себе, свое видение, такой человек ищет этому подтверждения. Он выстраивает свои отношения и свое поведение таким образом, чтобы найти подтверждение своей плохости и плохости других, то есть это механизм проекции.
Как это выглядит в сеттинге.
Пограничники очень активно используют такую психологическую защиту, как проективная идентификация. Если Я плохой, то и психолог плохой. Если Я злюсь и гневаюсь на него, то и психолог на меня это тоже должен делать. То есть, клиент начинает вести себя таким образом, чтобы спровоцировать у нас переживание этих чувств в отношении него, раздражения, неудовольствия, злости. Что спроецировали, то и получили.
Самый распространенный момент – нарушение границ сеттинга.
Клиент начинает отменять встречи, придумывая несущественные причины. Часто опаздывает или часто просит о изменении времени и дня встречи. Заранее оговаривает, что на следующую встречу ему будет неудобно прийти в это время, просит поменять его с другим клиентом местами. Просит назначить встречу именно в ваш выходной день, настаивает на дополнительной встрече, когда вы в отпуске, мотивируя это вынужденной необходимостью. Все время говорит, что встречи с вами доставляют ему дополнительные неудобства – неудобно добираться, неудобное расположение вашего офиса, неудобный день и время.
Так же перестает платить, забывает, просит подождать до его получки, подождать, пока ему кто – то переведет деньги на кар у и тогда он вам заплатит. Просит снизить оплату, говорит, что плата слишком завышена.
Тем самым, клиент пытается вызвать в вас негативные чувства в отношении себя. Он хочет получить подтверждение, что вы злитесь на него, что вы недовольны его поведением, что вы гневаетесь на него за обесценивание своего труда, что он доставляет вам неудобства. Подтверждение, что клиент действительно плохой.
И если психолог «ведется» на его провокации, показывает ему свои чувства, то таким своим поведением даёт ему это подтверждение. И тогда уж психологу точно не избежать глобального обесценивания себя, как профессионала. Тогда уж пощады не жди)).
Конечно же, психолог будет переживать такие чувства, как раздражение, неудовольствие, злость, желание дистанцироваться от такого клиента, отдалился от него, закончить с ним терапию, и даже отказать ему в удобном для него времени встречи (это уже отыгрывания).
Но важно не показать клиенту этих своих чувств, что самое сложное. Ведь эти атаки могут повторятся довольно часто, пограничник будет вас провоцировать. Но эти таки станут реже, если вы будете меньше на них реагировать, и меньше будете вести себя в соответствии с ожиданиями клиента.
Ведь к нам он пришел, чтобы испытать на «прочность» наш терапевтический контейнер)). Чтобы удостовериться, что его, такого «ужасного» по его мнению, все же, хоть кто - то может вынести, выдержать и принять. Ему это очень нужно!
Поэтому в терапии с пограничником, от психолога требуется умение «выносить» проекции клиента, выдерживать их безоценочно, понимая их причину, не разрушаясь и не реагируя привычным для обычных людей способом. Именно поэтому, терапия с пограничными клиентами является очень трудоемкой и затратной в эмоциональном плане.
Получая опыт отношений в сеттинге с психологом, такой человек переносит его и в свою обычную жизнь. Получив опыт принятия себя как личности, пусть и сложной личности, но такой же ценной, как и другие, он способен адекватно тестировать реальность, успешно строить личные отношения и отношения в социуме, строить карьеру и успешно переживать все жизненные трудности.
Терпения вам, коллеги, в работе с пограничными клиентами и в успешной защите границ терапевтического пространства, где формируются новые, целительные отношения для наших клиентов!