|
«Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.Автор статьи: Перевалова Елена Николаевна
Не случайно слова «плохой» и «хороший» в названии, взяты в кавычки. Кто лично для вас «хороший психолог»? Какой он? Может быть он имеет незаурядное чувство юмора и способен провести консультативный процесс в нескучной и живой атмосфере? А может быть он достаточно энергичен, чтобы зарядить вас нужным драйвом и не дать уснуть в ближайший час? Может быть он даже позитивно настроенный на жизнь человек, мыслит конструктивными категориями и умеет располагать к себе людей? Да всё это нужно хорошему психологу для продуктивной деятельности. Но это ещё не всё. Точнее сказать это та калька, на которую накладывается основная цель всего мероприятия. А цель – это личные изменения клиента, которые повлекут за собой необходимые перемены в жизни. Бывает, что клиенты приходят на консультацию с неким подспудным настроем. Он выражается в простой формуле: «Сделайте что-нибудь, чтобы он поменялся». Себя при этом клиент менять не очень-то стремится. Он к этому не готов. Знакомая песня? Думаю, вы с этим в той или иной форме уже встречались, и знаете не понаслышке. Каждый из нас в ситуации, требующей серьезных изменений, впадает в фазу сопротивления. То есть испытывает ощущение негативизма и раздражения в отношении необходимости и самого процесса перемен, а также их источника, в данном случае – психолога. Клиент начинает переживать к происходящему и к консультанту приступ естественной агрессии. И это нормально и ожидаемо, так как единственный, кто в данный момент сильно будоражит клиента, это он – сам психолог. Психолог становится для клиента «плохим» на непродолжительное время, а если всё совсем плохо, то на веки вечные. Одна из функций нашего сознания – сохранять постоянство привычного уклада жизни. Но чрезмерно длительно находиться в неизменном состоянии и контексте не слишком полезно для психики. Она становится негибкой и неподатливой. Любая необходимость изменить что-то в ситуации или в своем отношении к ней вызывает бурю негативных эмоций. Сопротивление начинает зашкаливать и сметать все разумные доводы, встречающиеся на пути победного психического марша под названием «я прав(а)». Тут на окончательное решение может повлиять только мастерство психолога, в том случае, если он суперспециалист, либо осознанный выбор клиента, обоснованный желанием жить и быть лучше. А может, обоих факторов сразу. Есть масса книг о том, как полезно и необходимо выходить из, так называемой, «зоны комфорта». Позитивное влияние такого отважного шага заключается в том, что вы терпите некритичный (допустимый) дискомфорт неизвестности и приспособления к новой (не слишком экстремальной) ситуации, ради расширения территории собственных возможностей и горизонтов. Ваш мир начинает расширяться в буквальном смысле этого слова. В мозгу образуются новые нейронные связи и вам в голову приходят мысли и схемы, которые вы не могли бы спродуцировать, будучи в прежней уютной, но изученной атмосфере. В случае же, когда внутреннее сопротивление перевешивает и человек отстаивает-таки свой прежний мир - все очевидно, мир постепенно начинает сужаться, либо остаётся прежним, но уже не растёт. Тяжелые эмоции и недовольство жизнью со временем будут нарастать за неимением конструктивного решения, но каждый сам делает свой выбор. А выбор – дело хозяина. Снова вернёмся к клиенту, который хотел поменять кого-то, «кто во всем виноват». Разберем подробно этот случай. Такая формулировка запроса сама по себе неэффективна и неконструктивна. Если у нас случаются проблемы, то они случаются с нами, потому что мы способны их создавать. Я верю, что вы способны это понять. Мы сами настроены на то, чтобы эти события стали для нас проблемными и приносили с собой тяжелые переживания. Мы можем научиться общаться с конкретным человеком, не вызывая конфликтов и не создавая проблем, но скорее всего в основе тактики будет избегание, психологическое айкидо или манипулятивная игра. Но причина происходящих неурядиц решена не будет. Она лишь слегка подернется симпатичной косметикой лояльного поведения. Однако, вероятнее всего, трудности по-прежнему будут возникать, ни с этим человеком, так с другим. Ведь внутреннюю ситуацию мы так и не поменяли, а именно она правит бал наших отношений и реакций на события. Важно понимать – какими бы «плохими» не были другие, если мы впадаем в негатив в их присутствии, значит в этом есть и доля нашей ответственности. А уж если негативные события и эмоции повторяются с нами часто, да еще и в разных ситуациях, тут, думаю, и сомнений никаких возникать не должно. Дело в нас родимых и другой причины нет. Нужно работать прежде всего с собой. Так мы научимся и с другим человеком выдерживать баланс отношений и исцелим свою предрасположенность к закоренелому негативу. Заранее простите «плохого-хорошего» психолога за то, что он будет вызывать в вас неприятное чувство сопротивления. Если это произойдет, значит работа действительно имеет эффект, и вы попали к грамотному специалисту. Давайте, я объясню принцип работы талантливого консультанта на примере приёма у врача стоматолога. Когда вы идете к стоматологу, вы понимаете, что прочувствуете в его кресле всю прелесть предстоящей лечебной процедуры. Чтобы поставить заветную пломбу, ему потребуется проделать массу манипуляций. И вы ощутите на себе их все. Для начала, нужно определить область поражения и поставить диагноз – пульпит у вас или, скажем, типичный кариес. Далее всю болезненную ткань нужно тщательно вычистить. К нашей великой радости, теперь это делают ультразвуком, а не бормашиной, которая чистит дольше и позволяет уловить каждую ноту болевого раздражения зубного нерва. У психологов, кстати, теперь тоже есть масса эффективных техник, которые снижают ощутимый дискомфорт, к ним, как раз, и относятся метафорические ассоциативные карты (сокращенно МАК). Далее, когда полость вычищена, её нужно должным образом обработать, чтоб не занести инфекцию, и уже после этого пломбировать зуб. Последние штрихи, это обточка для сохранения правильного прикуса и полировка. И вот, зуб залечен. Стоматолог может погладить ваш зубик, сказать «не боли-не боли» и отпустить, но несмотря на приятность процедуры, от такого лечения вряд ли будет толк. Дискомфортные ощущения вернутся, лишь только стоит выйти из кабинета. А то и раньше. К чему я рассказала всю эту, знакомую каждому, историю? Я думаю, намёк вы уже уловили. Здесь есть прямая, метафорически завуалированная, связь с нашей темой. Что стоит сделать хорошему психологу для проработки серьезного запроса? А все то же самое что и хорошему стоматологу. Определить область проблемы, основательно её проработать, преодолевая сопротивление клиента (вынуть негатив путём осознания и/или перетрансформировать его в нечто полезное), сделать проверку на экологию, уточнить как чувствует себя клиент (уточнить, все ли чисто, продезинфицировать), дать пояснения, информацию и рекомендации по проблематике, дать клиенту понять свой ресурс, силу и состоятельность в данном вопросе (поставить пломбу), проверить, действительно ли избранная новая стратегия подходит клиенту (обточка, проверка прикуса) и, наконец уточнить, как теперь клиент будет использовать полученные знания, какие действия он будет совершать, для улучшения ситуации (шлифовка). Теперь Вам осталось понять для себя, чего вы хотите – длительно терпеть боль и дискомфорт от повторяющихся и нарастающих трудностей, или потерпеть кратковременную, по сравнению с этим, фазу сопротивления в кабинете психолога, но ощутить, наконец, чистоту и лёгкость к концу сессии. Принять мир и покой в своё сердце, ощутить, что всё действительно хорошо и с этим чувством жить дальше. Жить по-новому. Выбор за вами!
Что делать в ситуации сопротивления? Подсказки для клиента:
Подсказки для специалиста:
Надеюсь, сегодняшняя тема была полезной и интересной. Пишите и при необходимости обращайтесь на консультацию. Преодолеем сопротивление вместе :) Ваша Елена Перевалова.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|