«Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.

Хороший плохой психолог Пособие по посещению Беседа о сопротивлении и ответственности клиента

Не случайно слова «плохой» и «хороший» в названии, взяты в кавычки. Кто лично для вас «хороший психолог»? Какой он? Может быть он имеет незаурядное чувство юмора и способен провести консультативный процесс в нескучной и живой атмосфере? А может быть он достаточно энергичен, чтобы зарядить вас нужным драйвом и не дать уснуть в ближайший час? Может быть он даже позитивно настроенный на жизнь человек, мыслит конструктивными категориями и умеет располагать к себе людей? Да всё это нужно хорошему психологу для продуктивной деятельности. Но это ещё не всё. Точнее сказать это та калька, на которую накладывается основная цель всего мероприятия. А цель – это личные изменения клиента, которые повлекут за собой необходимые перемены в жизни.

Бывает, что клиенты приходят на консультацию с неким подспудным настроем. Он выражается в простой формуле: «Сделайте что-нибудь, чтобы он поменялся». Себя при этом клиент менять не очень-то стремится. Он к этому не готов. Знакомая песня? Думаю, вы с этим в той или иной форме уже встречались, и знаете не понаслышке. Каждый из нас в ситуации, требующей серьезных изменений, впадает в фазу сопротивления. То есть испытывает ощущение негативизма и раздражения в отношении необходимости и самого процесса перемен, а также их источника, в данном случае – психолога. Клиент начинает переживать к происходящему и к консультанту приступ естественной агрессии. И это нормально и ожидаемо, так как единственный, кто в данный момент сильно будоражит клиента, это он – сам психолог. Психолог становится для клиента «плохим» на непродолжительное время, а если всё совсем плохо, то на веки вечные. 

Одна из функций нашего сознания – сохранять постоянство привычного уклада жизни. Но чрезмерно длительно находиться в неизменном состоянии и контексте не слишком полезно для психики. Она становится негибкой и неподатливой. Любая необходимость изменить что-то в ситуации или в своем отношении к ней вызывает бурю негативных эмоций. Сопротивление начинает зашкаливать и сметать все разумные доводы, встречающиеся на пути победного психического марша под названием «я прав(а)». Тут на окончательное решение может повлиять только мастерство психолога, в том случае, если он суперспециалист, либо осознанный выбор клиента, обоснованный желанием жить и быть лучше. А может, обоих факторов сразу. 

Есть масса книг о том, как полезно и необходимо выходить из, так называемой, «зоны комфорта». Позитивное влияние такого отважного шага заключается в том, что вы терпите некритичный (допустимый) дискомфорт неизвестности и приспособления к новой (не слишком экстремальной) ситуации, ради расширения территории собственных возможностей и горизонтов. Ваш мир начинает расширяться в буквальном смысле этого слова. В мозгу образуются новые нейронные связи и вам в голову приходят мысли и схемы, которые вы не могли бы спродуцировать, будучи в прежней уютной, но изученной атмосфере. В случае же, когда внутреннее сопротивление перевешивает и человек отстаивает-таки свой прежний мир - все очевидно, мир постепенно начинает сужаться, либо остаётся прежним, но уже не растёт. Тяжелые эмоции и недовольство жизнью со временем будут нарастать за неимением конструктивного решения, но каждый сам делает свой выбор. А выбор – дело хозяина. 



Снова вернёмся к клиенту, который хотел поменять кого-то, «кто во всем виноват». Разберем подробно этот случай. Такая формулировка запроса сама по себе неэффективна и неконструктивна. Если у нас случаются проблемы, то они случаются с нами, потому что мы способны их создавать. Я верю, что вы способны это понять. Мы сами настроены на то, чтобы эти события стали для нас проблемными и приносили с собой тяжелые переживания. Мы можем научиться общаться с конкретным человеком, не вызывая конфликтов и не создавая проблем, но скорее всего в основе тактики будет избегание, психологическое айкидо или манипулятивная игра. Но причина происходящих неурядиц решена не будет. Она лишь слегка подернется симпатичной косметикой лояльного поведения.

 Однако, вероятнее всего, трудности по-прежнему будут возникать, ни с этим человеком, так с другим. Ведь внутреннюю ситуацию мы так и не поменяли, а именно она правит бал наших отношений и реакций на события. Важно понимать – какими бы «плохими» не были другие, если мы впадаем в негатив в их присутствии, значит в этом есть и доля нашей ответственности. А уж если негативные события и эмоции повторяются с нами часто, да еще и в разных ситуациях, тут, думаю, и сомнений никаких возникать не должно. Дело в нас родимых и другой причины нет. Нужно работать прежде всего с собой. Так мы научимся и с другим человеком выдерживать баланс отношений и исцелим свою предрасположенность к закоренелому негативу. 

Заранее простите «плохого-хорошего» психолога за то, что он будет вызывать в вас неприятное чувство сопротивления. Если это произойдет, значит работа действительно имеет эффект, и вы попали к грамотному специалисту. Давайте, я объясню принцип работы талантливого консультанта на примере приёма у врача стоматолога. Когда вы идете к стоматологу, вы понимаете, что прочувствуете в его кресле всю прелесть предстоящей лечебной процедуры. Чтобы поставить заветную пломбу, ему потребуется проделать массу манипуляций. И вы ощутите на себе их все. 

Для начала, нужно определить область поражения и поставить диагноз – пульпит у вас или, скажем, типичный кариес. Далее всю болезненную ткань нужно тщательно вычистить. К нашей великой радости, теперь это делают ультразвуком, а не бормашиной, которая чистит дольше и позволяет уловить каждую ноту болевого раздражения зубного нерва. У психологов, кстати, теперь тоже есть масса эффективных техник, которые снижают ощутимый дискомфорт, к ним, как раз, и относятся метафорические ассоциативные карты (сокращенно МАК). Далее, когда полость вычищена, её нужно должным образом обработать, чтоб не занести инфекцию, и уже после этого пломбировать зуб. Последние штрихи, это обточка для сохранения правильного прикуса и полировка. И вот, зуб залечен. Стоматолог может погладить ваш зубик, сказать «не боли-не боли» и отпустить, но несмотря на приятность процедуры, от такого лечения вряд ли будет толк. Дискомфортные ощущения вернутся, лишь только стоит выйти из кабинета. А то и раньше. 

К чему я рассказала всю эту, знакомую каждому, историю? Я думаю, намёк вы уже уловили. Здесь есть прямая, метафорически завуалированная, связь с нашей темой. Что стоит сделать хорошему психологу для проработки серьезного запроса? А все то же самое что и хорошему стоматологу. Определить область проблемы, основательно её проработать, преодолевая сопротивление клиента (вынуть негатив путём осознания и/или перетрансформировать его в нечто полезное), сделать проверку на экологию, уточнить как чувствует себя клиент (уточнить, все ли чисто, продезинфицировать), дать пояснения, информацию и рекомендации по проблематике, дать клиенту понять свой ресурс, силу и состоятельность в данном вопросе (поставить пломбу), проверить, действительно ли избранная новая стратегия подходит клиенту (обточка, проверка прикуса) и, наконец уточнить, как теперь клиент будет использовать полученные знания, какие действия он будет совершать, для улучшения ситуации (шлифовка). 

Теперь Вам осталось понять для себя, чего вы хотите – длительно терпеть боль и дискомфорт от повторяющихся и нарастающих трудностей, или потерпеть кратковременную, по сравнению с этим, фазу сопротивления в кабинете психолога, но ощутить, наконец, чистоту и лёгкость к концу сессии. Принять мир и покой в своё сердце, ощутить, что всё действительно хорошо и с этим чувством жить дальше. Жить по-новому. Выбор за вами!

 

 Что делать в ситуации сопротивления?

 Подсказки для клиента: 

  1. Понять, что если начинает накатывать раздражение и вам очень хочется сохранить, существующий порядок вещей, отстоять себя, значит вот оно – сопротивление. Осознайте его присутствие, примите его и прочувствуйте, нужно не гнать его, а как раз наоборот, проживать. Идти в его чувственную глубину. Так оно пройдёт быстрее и станет полезным помогающим важным фактором. Вы будете чувствовать – «О! Сопротивление пошло! Работаем! Чувствуем! Дышим!» Консультант поможет вам правильно прожить и сделать сопротивление союзником в психологической работе.
  2. Стараться дышать ртом и расслабляться. Сопротивление, как блок, который держит оборону вокруг истинного центра проблемы и препятствует тому, чтобы коренное изменение все же наступило. Настройтесь так, что все происходящее – благотворно для вас и вы благосклонно примите помощь психолога. Дышите и пропускайте сопротивление через себя, буквально как очищение от негатива. Во время проживания сопротивления вы самоосвобождаетесь. Больше эта боль не будет властна над вами. Вы отпустите её и попрощаетесь с нею. 
  3. Используйте сопротивление себе на пользу и в обычной жизни тренируйтесь в его преодолении. Вам не хочется вставать с дивана, чтобы взять «вон ту штуку», а вы встаньте. Сделайте над собой усилие. Не хочется делать зарядку, а вы сделайте. Так вы приучите себя ко внутренней работе и преодолению этого самого сопротивления. Оно станет для вас индикатором необходимого личностного роста. 
  4. Постарайтесь дать себе зарок, что каждый раз во время сложных событий, вы будете относиться к ним все более покладисто, расслабленно и отстранённо. Притворитесь мастером дзена. Нужно отучать себя болезненно реагировать на жизнь. Максимально повысить собственную адаптивность и воспринимать происходящее, как благо или, хотя бы, как «просто происходящее». Это бонусная подсказка по повышению комфортности жизни. 

 

Подсказки для специалиста: 

  1. Если вы почувствовали, что клиент сопротивляется, то примите это как факт и как норму. Примите своего клиента с чувством сопротивления. Отнеситесь к нему с приятием. Пусть и в таком состоянии он будет для вас приятным человеком. 
  2. Дайте клиенту понять происходящее с ним. Объясните ему, что сейчас он вероятнее всего находится в фазе сопротивления и её проходят все, кто подходит близко к серьезным внутренним переменам. Что, это ощущение сейчас важно просто воспринимать. Не нужно гнать его и не нужно его муссировать (раздувать агрессию на внешние причины), нужно просто смотреть внутрь себя и наблюдать течение этого сопротивления, вглядываясь в то, что же лежит за ним. А за ним ждёт настоящее сокровище. Внутренний чистый самородок настоящей живой сущности клиента. Там за сопротивлением клиента ждёт его настоящее Я, спокойствие, радость и любовь. Освобождение от всего наносного и ненужного – тяжелых мыслей и чувств. От всего, что раньше клиенту мешало быть счастливым и искренним. Быть собой. 
  3. Если вы чувствуете, что клиент начинает настраиваться к вам оппозиционно – отзеркальте ему это. Мягко скажите примерно следующее: «Я чувствую, что сейчас у вас пошли тяжёлые чувства, возможно даже что-то вызвало раздражение в мой адрес. Это так? Что сейчас спровоцировало такие эмоции?» Так вы принимаете чувства клиента и разрешаете ему их испытывать. Чувство противостояния спадёт. Разговор пойдёт вглубь переживаний клиента. 
  4. Юмор и преждевременное описание возможных негативных эмоций и мыслей - лучший способ их предупреждения. Этим методом нужно учиться пользоваться и осваивать его. Например, когда ко мне приходит сильный характером подросток, которого уже затаскали везде и всюду и он не сильно то настроен на доверие «чужой тётке», я говорю: «Сейчас нам с тобой нужно познакомиться. Тебе нужно понять, что я не совсем ку-ку, а мне просто получше тебя узнать, чтобы стало ясно с чем мы будем работать. С чем тебе вообще важно поработать? Согласен?» Обычно, когда в речи психолога есть доля ироничного предупреждающего самокритицизма, это снимает опасения и повышает фон позитивизма и доверительности общей атмосферы. Вы не делаете себя глупцом, напротив, вы честно высказываете клиенту, какие мысли могут его посещать и это снимает необходимость этих мыслей. Создаёт ощущение вашей адекватности. 
  5. Комплимент. У меня заведено так, что в начале я делаю комплимент. Если я вижу в человеке нечто позитивное и яркое, я ему это подсвечиваю. Это не манипуляция. Я действительно рада видеть у себя разных людей и даю им понимание того, что они уникальны, ценны, достойны и особенны. Так и есть. И когда человек помнит о том, какого я о нём мнения, ему гораздо проще преодолевать своё сопротивление.

 

Надеюсь, сегодняшняя тема была полезной и интересной.

Пишите и при необходимости обращайтесь на консультацию.

Преодолеем сопротивление вместе :)

Ваша Елена Перевалова.

 



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно добавить всего лишь два новых действия
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно освоить всего лишь два «денежных» навыка
  • Неэтичность психолога и сопротивление клиента - где проходит граница?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Всего 2 вопроса, чтобы понять оставаться вам с этим человеком или нет?
  • Действительно ли нужно себя мучить, чтобы что-то получилось?
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Сопротивление клиента или кто кого переиграет
  • Материнство. Нужно ли себя готовить к нему или будь что будет?
  • 5 вещей, которые нужно принять, если вы хотите быть счастливы в браке
  • Сопротивление клиента
  • Сопротивление у клиента.
  • Сопротивление клиента.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Сопротивление у клиента в терапии
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Сопротивление клиента. Практическое упражнение
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Как избежать сопротивления клиента
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Очень простой способ, как понять, стоит ли дальше быть с этим человеком.
  • Формы сопротивления клиента на сеансе
  • Парадокс сопротивления - памятка для клиента
  • Чувствую себя одиноко, перестала развиваться совсем. С какой собой мне нужно бороться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь