Формы сопротивления клиента на сеансе

Формы сопротивления клиента на сеансе

Часто встречаемые формы сопротивления:

1. Клиент молчит или даёт односложные ответы.
2. Клиент сообщает что-то вербально, а аффект отсутствует (например, клиент рассказывает, что вчера видел изувеченный труп также спокойно, как до этого он рассказывал о походе в супермаркет за продуктами).
3. Можно отметить противоречие в позе клиента или то, что его поза на протяжении нескольких сеансов остаётся неизменной (например, клиент выражает радость от встречи с терапевтом,  но при этом отодвигает своё кресло подальше или на каждом сеансе сидит, вжавшись в спинку кресла).
4. Рассказ о внешних маловажных событиях.
5. Избегание определённых тем.
6. Ригидность (повторяющийся порядок действий каждую сессию, например, каждый сеанс клиент начинает с разговоров о погоде или заканчивает рассуждением о самоубийстве).
7. Опоздания, пропуски, переносы сеансов.
8. Забывание каких-то событий (например, у клиента происходят инсайты на терапии, а потом он о них забывает и переспрашивает у терапевта).
9. Клиент говорит, что ему надоело, выражает скуку, предлагает проводить сеансы в кафе или ином месте.
10. У клиента есть секрет.
11. Клиент разговаривает о материале сессии вне её с кем-то другим (например, с другим терапевтом).
12. Частые весёлые сеансы (клиент каждый раз рассказывает весёлые истории и смеётся).
13. Клиент не изменяется (сколько бы терапевт ни вкладывал сил в клиента, он не показывает динамики, как пришёл депрессивным и беспомощным, например, так и ушёл).
14. Клиент критично настроен в отношении терапевта (он продолжает ходить, но при этом обесценивает терапевта и его работу, сомневается в квалификации, в применяемых техниках, придирается к мелочам).
15. Клиент постоянно жалуется на своё состояние и спрашивает "что делать?", несмотря на разъяснения терапевта.
16. Клиент пытается анализировать терапевта, вместо исследования своих чувств.
17. Клиент пытается угодить терапевту (он всегда радушен, добросовестно выполняет все домашние задания и техники, а прогресса не происходит).
18. Клиент штудирует психологическую литературу, чтобы показать на сессии свою психологическую подкованность и чтобы были темы для заполнения времени на сеансе.
19. Отказ от домашних заданий, от выполнения техник на сессии или неохотное их выполнение.
20. Клиент избегает говорить о себе прямо, но приводит истории знакомых, которые соотносятся с темой его переживаний и даёт оценку этим историям и людям.
21. Клиент флиртует с терапевтом на сеансах, предлагает подвезти куда-нибудь.
22. Клиент отрицает свои переживания и интерпретации терапевта.
23. Клиент приходит на терапию в нетрезвом, неподобающем виде.
24. Клиент приходит на терапию с подарком или переплачивает за сеанс.
В моей практике был случай, когда вместо положенной суммы клиентка хотела заплатить в два раза больше. Когда мы попытались прояснить эти действия, выяснилось, что так она хотела загладить перед собой вину, что обращалась за консультацией к другому терапевту во время нашей с ней терапии, но осталась разочарована. То есть, она изначально сомневалась во мне, но и визит к другому терапевту не оправдал её ожиданий.
25. Недомогания, происшествия, которые систематически случаются перед сеансом (клиент звонит и говорит, что заболел, и так через раз).

Безусловно, клиент имеет право на сопротивление, несмотря на то, что психологу хочется это сопротивление обойти и выйти на результат, особенно когда клиент его требует.

Психоаналитики рекомендуют анализировать сопротивление клиента и, в случае стабильной динамики сопротивления, говорить о нём клиенту. Например: "Вы уже пятую сессию подряд рассказываете о конфликтах с колегами и смеетесь. Что для Вас значит этот смех? Не является ли он попыткой скрыть Вашу тревогу по этому поводу?"

Перенос также является формой сопротивления.

Ряд психологов придерживаются мнения, что сопротивление нужно обходить с помощью провокативных методов.

Немало психологов, которые предпочитают двигаться в темпе клиента: если клиент избегает болезненных тем, надо терпеливо ждать, когда он позволит себе быть откровенным, а может и не позволит, а просто уйдёт.

Например, есть клиенты, отказывающиеся выполнять технику "пустого стула", которая действительно вызывает много переживаний.

В целом, осознавание сопротивления клиентом - уже результат.

Причины сопротивления часто лежат в страхе встретиться со своими болезненными чувствами. Как правило, за болезненным аффектом можно обнаружить связь с травматичным событием в истории клиента. Форма сопротивления может отражать паттерн взаимодействия с родителями, близкими людьми.

Каждое наше чувство амбивалентно: излишняя приветливость может скрывать неприязнь, а враждебность - страх привязанности.

Как бы то ни было, если клиент демонстрирует стойкое сопротивление интервенциям терапевта, то дальнейшая терапия теряет смысл, поскольку вторичная выгода от сопротивления блокирует изменения.

Возможно, клиенту нужен другой терапевт или он пока морально не готов к встрече со своими переживаниями и действиям, способным изменить его положение.

Ещё о сопротивлении Вы можете прочитать здесь.



Просмотров: 888
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Когда клиент - не клиент
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Клиент психолога/терапевта
  • Клиент глазами терапевта.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Клиент идет на проблему терапевта, или Игра отражений
  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Когда на прием приходит клиент, я..
  • Когда клиент приходит за изменениями
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Кризис психологов, или «когда клиент всегда прав»
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Когда клиент не хочет говорить
  • Когда клиент — мужчина, и он флиртует...
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Какой клиент приходит к психологу по поводу лишнего веса?
  • Если клиент отказывается продолжать терапию
  • Клиент опаздывает на сессию



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь