Когда клиент приходит за изменениями

Когда клиент приходит за изменениями

Нередко клиент приходит в ситуации выбора, который представляется в разных вариациях: «так больше жить не хочу/не могу и что-то изменить не знаю как (не умею, не могу, боюсь)», «хочу, но ничего для этого не делаю и не могу себя заставить», «я знаю, что мне это нужно (важно, полезно), я пробую, но ничего не получается». И за этим могут прятаться неэффективные повторяющиеся паттерны поведения или привычные механизмы реагирования, которые являются больше компульсивными, чем осознанным выбором в конкретной ситуации.

То есть в этот момент клиент будто разделен на две части: одна часть, которая хочет изменений и другая, которая сопротивляется и хочет стабильности. Например, может быть привычнее (безопаснее) страдать, чем переживать радость, выражать ее, делиться ею.

И как правило, мы хватаемся за первую часть, которая хочет изменений и как бы подталкиваем клиента к запросу, сформулированному именно в рамках перемен. Ведь предполагается, что именно за этим он и пришел. И неудивительно, что чем сильнее мы будет тащить эту часть, тем больше будет упираться другая или клиент вообще не захочет брать ответственность на себя, а будет ожидать помощи от нас.

Поэтому так важно в самом начале не спешить и разобраться с запросом и этими двумя частями. Даже если клиент уверенно заявляет, что не хочет оставлять все, как есть, даже в этом случае мы имеет дело с обеими частями, так как это «два конца одной палки».

Мы основываемся на том, что если человек находится в этой ситуации, то когда-то там и тогда это был его выбор (даже если он был неосознанный), и в той ситуации этот выбор был скорее всего эффективным. И если человек остается в этой ситуации достаточно долго, то значит он до сих пор ее выбирает. И здесь имеет смысл выяснить зачем это ему нужно, что это дает и какие «бонусы» он получает, оставаясь в ней.

Конечно, за время пребывания в этой ситуации сформировались какие-то отношения – в семье, в окружении, представления о картине мира и о себе в нем. Так или иначе человек приспособился, поэтому рубить с плеча может быть рискованным. Для начала нужно понять насколько твердо и уверенно клиент «стоит» на собственных ногах, для этого мы и работаем с частью, которая сопротивляется этим изменениям, частью, которая получает какую-то пользу сейчас.

Какие же бывают «бонусы» от сохранения ситуации, вот некоторые примеры:

- привычные переживания –  они могут быть как негативные, так и позитивные (стыд, вина, обида и т.д.) – это те реакции, которые дают ощущение постоянства, не пугают своей новизной или неопределённостью;

- привычный уклад жизни, знакомые способы реагирования – свои собственные и окружения;

- «поглаживания» со стороны других в виде поддержки, помощи, проявлений жалости, сочувствия и пр.;

- стабильные картина мира и представления о себе, своей я-концепции.

Работа с частью, которая хочет стабильности.

Лучше начинать работу с телесных ощущений, так как человек может испытывать неоднозначные чувства (например, стыдиться, что остается в ситуации и не может ее изменить; раздражение и досаду на то, что его удерживает, обесценивание прошлого опыта, когда эти способы были эффективными). То есть мы внимательны к телесным и эмоциональным проявлениям, когда говорим об этой части.

Некоторые варианты работы:

- Попробовать представить эту часть - себя в нынешней ситуации (просто описать в воображении, представить в виде метафоры; поработать с образом – нарисовать, слепить, изобразить в виде скульптуры, выбрать какой-то предмет и т.д.). Предложить побыть этой частью и прожить ее, то есть показать телом (как она двигается и как замирает, как себя невербально проявляет и как дышит, как располагается в пространстве); потом предложить что-то проговорить от ее имени, выразить эмоциональное состояние и отношение к окружающему.

- Предложить пофантазировать, что будет, если оставить все как есть, если ничего не изменится сейчас, через год, через 10 лет.

(Также (если есть необходимость) можно поступить со второй частью и посмотреть, чем они похожи и чем отличаются; как они трансформируются, то есть как одно состояние переходит в другое; как они взаимодействуют. Важно показать, что обе части связаны друг с другом.)

- Предложить вспомнить ситуацию, в которой этот способ (тип реагирования) был эффективным. Если это происходило в детстве, то возможно указать, что диапазон выборов на тот момент был существенно ограничен и этот способ мог быть единственно возможным, чтобы как-то справиться с ситуацией. Это поможет клиенту принять этот тип реагирования, который он отвергал или стыдился.

Если клиент не может вспомнить, то просим представить такую ситуацию, где такой стиль поведения или реагирования мог бы быть уместным. Иногда случается, что за придуманной ситуацией, всплывает реальная.

После этого важно рассмотреть, какие способы будут эффективными сейчас, в нынешней ситуации. Хорошо, если этих вариантов будет несколько, чтобы клиент не оставался как бы «заложником крайних выборов».

Некоторые моменты, которые стоит учитывать и прояснять для расширения осознавания клиента при работе с той частью, которая хочет изменений:

Выявить на чем основывается это желание – откуда оно пришло, как и когда, что послужило поводом обращения к специалисту, то есть, почему именно сейчас, а не раньше, позже.

Каких изменений хочет клиент – здесь важно отмечать, как описывает эти перемены клиент:

     - на что ориентируется – только на внешние перемены, вещи, обстоятельства, только на внутренние ощущения, изменения в поведении и взаимодействии;

     - степень реальности этих изменений, реальны ли они вообще и для этого клиента сейчас, в частности;

     - «видит» ли клиент возможные последствия этих перемен для себя или его видение ограничено только стремлением уйти из болезненной ситуации; осознает ли  новые трудности, с которыми может столкнуться в новой ситуации; что приобретает и что теряет в новой ситуации;

    - представляет ли он себе возможные варианты разрешения своей ситуации, надеется на помощь специалиста или кого-то другого или верит в чудо (само как-нибудь случится, главное очень хотеть); есть ли у него альтернативные пути решения, если данные варианты не принесут результатов.

Готов и способен ли клиент к этим изменениям, что нужно, чтобы избежать "многих жертв" при этих переменах.

Что облегчает работу.

Знание что если бы человек мог, он бы уже давно сделал (изменил ситуацию, принял решение, сделал выбор и т.д.).

Вера в то, что человек способен самостоятельно сделать выбор и принять ответственность за последствия своего выбора, какой бы тяжелой не казалось ситуация или обстоятельства в которых он находится.

Способность принять и с уважением отнестись к любому выбору клиента, в том числе, если человек выбирает ничего не делать, не менять и остаться в том же состоянии и в той же ситуации. Нам только остается сделать этот выбор очевидным для клиента.

Возможность вернуться к этому через какой-то период времени, когда клиент будет более готов или способен двигаться дальше (мы напрямую можем сказать клиенту о нашей готовности вернуться к этому, когда появится необходимость).



Просмотров: 710
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Что именно хочет ваш клиент?
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мой мужчина говорит, что любит другую женщину! Как быть в такой ситуации?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Что делать, если клиент м...чудак?
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Что делать, если ничего не получается, или как снять напряжение и расслабиться.
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь