|
Что делать, если ваш клиент - перфекционистАвтор статьи: Ралько Андрей Александрович
Вопрос: мой клиент считает свой перфекционизм преимуществом и позитивом в своей жизни, но я вижу, как он усиливает его беспокойство, обостряет его чувство стыда и заставляет его жить очень ограниченной жизнью. Клиент отмахивается от меня каждый раз, когда я привожу примеры этого. В прошлый раз, когда я упомянул ему об этом, он заметно разозлился и сказал, что я несправедливо его осуждаю. Как бы я мог подать свою точку зрения так, чтобы он смог её принять? Если я вообще должен об этом говорить.
1. Разберите перфекционизм по существу Из своей практики я в целом понял: если я могу убедительно доказать, что перфекционизм отличается от стремления к совершенству, то перфекционизм теряет привлекательность, которая мотивирует моих клиентов защищать его. В случае, если они все еще чувствуют, что их перфекционизм оправдан, и продолжают рассматривать его как преимущество, я бы мягко конфронтировал их позицию, по существу подвергая сомнению основные убеждения. Для этого я мог бы сказать что—то о том, как перфекционизм похож на понятие счастья - само по себе он не является устойчивым стремлением или целью. Скорее, я бы объяснил, что это наши усилия по воплощению нашего полного потенциала, более органичные и легче достижимые. В перфекционизме есть компульсивное качество, но в стремлении к совершенству его нет. По моему опыту, когда я объясняю это клиентам и даю им время, они начинают понемногу продвигаться и оценивать свое поведение более реалистично. Michael Portman, LCSW
2. Не говорите клиенту, что делать Мне интересно, когда терапевты пытаются убедить клиентов, что их точка зрения неверна или что их искаженное восприятие является источником той проблемы, которую они пришли решить. Это в нашей природе - игнорировать кого-то, когда он говорит нам "нет" или "ваше восприятие неверно". На каком—то уровне это может даже ощущаться как угроза - когда это происходит, активизируется миндалевидное тело, отправляя нас в бегство, борьбу или оцепенение. В этом случае было бы более полезно признать то, что чувствует клиент, и спросить его, как перфекционизм ему служит. Чем он полезен? Этот вариант гораздо лучше, чем просто сказать клиенту, что он не прав, будучи таким перфекционистом, или что перфекционизм усиливает его беспокойство. Как терапевты мы должны помнить, что защита служит определенной цели, и вы не можете отнять защиту, не заменив ее чем-то другим. Если клиент считает, что его перфекционизм полезен, ваша задача - выяснить, как он помогает. Это позволит перевести диалог о том, как клиент использует свой перфекционизм, в более широкое русло, без опасения, что клиент закроется или что нарушится терапевтический альянс. Мы не родители наших клиентов, и наша работа - не указывать им, что делать. Наша цель состоит в том, чтобы помочь им развить понимание того, почему ментальные конструкции, такие как перфекционизм, полезны, а затем исследовать, как другие типы мышления или ментальные конструкции могут привести к желаемому результату. Laurie Sherman, LCSW-C, MAC
3. Помогите клиенту принять философию "достаточноcти" Интересно, что в истории этого клиента перфекционизм воспринимается положительно. Лично я думаю, что этому терапевту было бы полезно поделиться своей собственной точкой зрения, чтобы помочь клиенту увидеть ситуации, в которых перфекционизм является ограничением. По моему опыту, когда помогаешь клиенту рассмотреть другую точку зрения, начинаются конструктивные беседы. В продолжение я могла бы задать такие вопросы: "Каковы способы, которыми перфекционизм больше всего помогает вам?" или "Существуют ли какие-либо ситуации или контексты, в которых вы чувствуете, что ограничены им?” Я бы также спросила, мешает ли перфекционизм этого клиента важным отношениям в его жизни, мешает ли он успевать то, что нужно. Я бы спрашивала клиента, когда он развил в себе этот перфекционизм, и что он думает о себе, если он делает что-то неидеально. Мне было бы важно спросить, каково представление клиента о совершенстве, и как он узнает, что он достиг совершенства. Один этот вопрос дает тонкий намёк на то, что любое понятие совершенства является личным и субъективным, а не объективным. Реальность такова, что всё, что мы говорим или делаем, никогда не может быть по-настоящему совершенным. Есть много проявлений красоты, множество способов действовать и общаться, и множество решений одной и той же проблемы. Когда я работаю с клиентами, страдающими ОКР, я вижу, насколько перфекционистской и изматывающей может быть их работа, вплоть до такиех мелочей, как написать email. Постепенно я пытаюсь помогать этим клиентам экспериментировать с философией ”достаточно хорошего", которая стимулирует их принимать менее совершенный результат и смотреть, помогает ли это им сберегать время и нервы. Lisa Friedlander, LICSW
4. Займитесь терапевтическим дзю-до Я бы использовал перфекционистское мышление клиента, чтобы принести ему пользу. То есть я бы принял его перфекционистский образ мышления и спросил, как он может применить его к достижению своих терапевтических целей. Например, возможно, он хочет стать более совершенным партнером, сотрудником, сыном или отцом. Как он мог бы использовать свое мышление, чтобы извлечь пользу из своей гонки? Мы могли бы изучить такие вопросы, как: что сделает вас более совершенным партнером? Какие черты вы хотели бы воплотить? Это позволило бы ему определить цели, и мы могли бы работать вместе, чтобы сделать их достижимыми, двигаясь в согласии с тем, что является для него эго-синтонным. David Mensink, PhD, R.Psych
5. Найдите креативный способ изменить точку зрения клиента Если бы я был терапевтом этого клиента, я бы исследовал эту проблему с помощью вопросов, которые раскрывают мыслительные процессы, стоящие за перфекционизмом. Есть упражнение, которое мне нравится использовать для этого. Сначала я прошу клиентов нарисовать картинку, которая на ум, давая им на это всего несколько минут. После того как они закончат, я прошу их внести в рисунок любые исправления по их желанию. Степень, в которой они делают исправления, часто показывает уровень их перфекционизма. Затем, используя технику осознанности, я прошу клиентов представить себе мир, в котором в течение часа не совершается никаких ошибок и все идеально. Тем самым я спрашиваю: "Что значит для вас идеальный мир?", "И как вы себя чувствуете? Это приятно?" Затем я прошу их представить мир в черно-белом цвете. "Вот так, - объясняю я, - выглядит идеально сбалансированный мир - мир без вариаций и цвета. Что бы вы предпочли - мир в черно-белом цвете или мир с цветом?” Такая работа может радикально изменить точку зрения клиента. Вы также можете выполнить варианты этого упражнения, например, попросив клиента представить, как он запинается в разговоре с близким другом, а потом посмеяться над этим. Смысл здесь в том, что нас признают и ценят те, кто важен для нас, независимо от наших ошибок. Такие сценарии позволяют перфекционистам почувствовать себя комфортнее, когда не всё получается правильно. Независимо от того, используете ли вы КБТ, арт-терапию или мотивационные техники, есть проверенные способы помочь клиентам отойти от своего перфекционизма. Riza Ahmed, psychology program graduate Источник: https://www.psychotherapynetworker.org/blog/details/1694/november-quandary-how-do-i-bring-up-my-clients-rigid Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|