|
Самооценка и перфекционизм. Или "что важно знать о перфекционизме".Автор статьи: Фёдор Петрович Токарев
Под влиянием работ фолософов И.Канта, К.Маркса, Г.Лейбница в 19 веке в обществе сформировалось убеждение, что каждый человек должен достичь совершенства. Человек должен достигать нравственных высот, развивать способности и таланты. Ф. Ницше говорил, что современный человек, лишь ступень к сверхчеловеку. Сегодня средства массовой информации, деятели культуры и искусства, актеры и политики скандируют лозунги лучшего мира, лучшего политического устройства, лучшего будущего. Многочисленные книги и журналы пишут о том, что человеку необходимо самосовершенствоваться, развиваться духовно, интеллектуально, физически. Государственные программы направлены на повышение качества жизни людей в самых разнообразных отраслях жизни. Борцы за свободу и справедливость отстаивают приверженность своим идеалам. У современных людей появилось много требований как к себе, так и окружающим. Работники обязаны быть максимально эффективными, так как им за это платят деньги. Все должно быть лучше, качественнее, быстрее, больше и так далее. Нет предела совершенству. Все бы хорошо, но патологическое стремление к совершенству породило такой феномен как перфекционизм. Несмотря на кажущуюся безобидность установки, убеждение, что неидеальный результат неприемлем, может закончиться невротическим расстройством психики. Из-за хронического дискомфорта, переживаемого по поводу несовершенства себя и окружающих, перфекционист живет в постоянном стрессе, так как чувствует постоянную неудовлетворенность результатами деятельности и жизни в целом. Что такое перфекционизм?
На уровне здравого смысла можно подумать, что стремление к совершенству довольно ценное качество личности, поскольку связано с постановкой социально одобряемых целей. Перфекционизм можно перепутать с мотивацией достижения и упорством при движении к поставленной цели. Внешне это похожие явления, но здоровая мотивация достижения выражается в постановке трудных, но (что очень важно) достижимых целей, при условии приложения немалых усилий, которые соизмеримы с возможностями человека. Вероятность неуспеха адекватно учитывается и стимулирует к развитию необходимых качеств и поиску оптимального решения. Достижение поставленной цели сопровождается чувством удовлетворения и положительными эмоциями. Мотивация достижения характеризуется адекватной самооценкой и уровнем притязаний. Перфекционист ставит цели, опираясь не на собственные возможности и способности, а на внешне заданные ориентиры (эталоны, стандарты, кем-то провозглашенные ценности и идеалы). Довольно часто эти цели заведомо недостижимы и требования нереалистично завышены. Таким образом человек сам загоняет себя в тупик, так как недостижимость цели заведомо обрекает его на неудачу, которой он так не хочет и неосознанно боится. И к сожалению, неизбежные затруднения и ошибки, которые сопровождают выполнение большинства трудных задач, деморализуют перфекциониста, заставляют чувствовать себя неудачником. А достигнутый результат, который объективно успешный, не приносит удовлетворения, так как он не дотягивает до идеала. Формирование перфекционизма начинается в детстве и зависит от семейного воспитания. Одним из главных факторов является авторитарный стиль воспитания, который сочетает в себе высокие требования, жесткий режим дисциплины и недостаточную эмоциональную поддержку. На ребенка возлагаются большие надежды, ему предстоит оправдать ожидания родителей, приумножить их достижения и избежать их ошибок. У ребенка складывается мнение, что любовь родителей ему предстоит заслужить своим безупречным поведением, соответствием их высоким требованиям и высокими достижениями в одобряемой ими деятельности. То есть принятие и тепло со стороны родителей зависит от успехов ребенка. Когда ребенок поступает в первый класс шкоты, то успехи четко формализуются в виде отметок. И только в качестве лучшего в классе, отличника, активиста, победителя всевозможных олимпиад ребенок может ощутить свою значимость, почувствовать необходимое принятие и одобрение со стороны родителей и близких. Естественные затруднения в достижении высоких результатов фрустрируют ребенка и порождают постоянный стресс. Неудачи переживаются болезненно, вплоть до попыток суицида. Самооценка очень не устойчива и может резко падать в ситуации неуспеха. Часто из-за осознания недостижимости идеала человек вовсе отказывается от своих устремлений и не прилагает никаких усилий для достижения своих целей, так как живет по принципу «Все или ничего». С точки зрения ряда психологов, перфекционизм выступает не самостоятельным нарушением, а одним из проявлений общего личностного неблагополучия. Его устранение невозможно без пересмотра системы ценностей и целей, стремлений и мотивов, которая формируется годами и не меняется в одночасье. В зрелом возрасте на это могут уйти месяцы работы с психологом. В возрасте на первый план выходит формирование здоровой мотивации и самооценки, т.е предотвращение перфекционизма. Для достижения этих целей можно дать несколько рекомендаций. Прежде всего хотелось бы предостеречь родителей и педагогов от опасности завышения уровня притязаний ребенка, от постановки непосильных для него задач. Важно ставить достижимые для ребенка цели, которые соответствуют его уровню развития на данный момент. Так же хотелось бы предостеречь от некорректных сравнений ребенка со сверстниками. На уровне здравого смысла понятно, что каждый из окружающих в чем-то превосходит, но так же вероятно, в чем-то уступает. Ребенок постоянно сравнивающий себя с другими детьми всегда будет чувствовать свои недостатки, так как всегда есть кто-то превосходящий его, что способствует снижению самооценки. Так же важно уметь не отождествлять неудачу в каком-то деле с личностью в целом. Так как от неудач не застрахован никто, они сопровождают любую активность, в том числе и учебную деятельность. Необходимо научиться расценивать неудачу как сигнал о том, что решение не работает и необходимо искать новое. Ошибочное действие подлежит прежде всего исправлению, а не осуждению как свойства совершившего его. Важно понимать, что успех имеет самые разнообразные формы и к его достижению ведут множество самых разнообразных путей. Невозможно двигаться сразу несколькими путями и стремиться ко всему. Джемс писал: «Если только вы достаточно сильно стремитесь к результату, вы непременно достигнете его, если вы хотите стать богатым, вы станете богатым, если вы хотите стать ученым, вы будете ученым, если вы хотите стать хорошим, вы будете хорошим. Но только вы должны действительно хотеть этого, а не стремиться одновременно с такой же силой к сотне других несовместимых вещей».
В современном мире множество внешних факторов провоцируют формирование перфекционизма. Средства массовой информации, массовая культура, реклама, многочисленные психологические руководства «Как стать миллионером», «как добиться успеха и стать первым», «Как стать лидером» предлагают нереалистичные и практически недостижимые эталоны образа жизни и эффективного поведения, порождая тем самым тяжелую фрустрацию. Человеческое достоинство измеряется уровнем потребления благ. И в наши дни важным атрибутом зрелой личности становится умение самостоятельно формировать собственные стандарты образа жизни, которые соответствуют способностям и общечеловеческим ценностям. К этому идеалу можно стремиться, не забывая про его недостижимость.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|