|
Формирование конфликтологической компетенции, как условие достижения высоких результатов .Автор статьи: Ефремов Демид Владимирович
Конфликты в спортивной среде возникают часто и повсеместно. Это и неудивительно, так как спорт представляет собой соревновательную деятельность, в которой каждый участник желает превзойти своих соперников и стать победителем. Острая конкуренция среди участников различных соревнований становится источником конфликтов в среде болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций. Иногда в спортивные конфликты втягиваются целые государства и межгосударственные союзы. Спорт предъявляет к спортсменам жёсткие требования, достижение высоких результатов обеспечивается не только тренировкой физических качеств, но и психологической подготовкой будущих спортсменов, где далеко не последнее место занимает умение конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Задача педагог-психолога спортивной команды не только квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, но и научить спортсменов в реальном конфликте самим осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло, развить у воспитанников умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. При разработке программы нами был использован групповой психологический тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Предназначено для учащиеся подросткового возраста. Количество занятий – 16 занятий (1 занятие в неделю). Продолжительность занятий - 60 минут-80 минут. Каждое занятие должно включать следующие этапы: 1) Вводная часть (разминка). Ритуал приветствия, разогрев, настрой на работу. 2) Основная часть. Включает упражнения, игры, методики, направленные на реализацию целей и задач программы. 3) Заключительная часть. Подведение итогов, ритуал прощания. На основании изученного материала, теории и практики психологической подготовки спортсменов можно дать несколько рекомендаций по повышению уровня конфликтологической компетентности у учащихся спортивной школы. Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях -это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства спортсмена. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к психике спортсмена. Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога. Начинается такая подготовка с ее планирования, когда психолог, зная индивидуальные особенности каждого игрока и «характер» своей команды, а также состояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения или понижения психического напряжения последних тренировок при общей тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием. Иногда есть смысл повысить его уровень, сделать своего рода «зарядку», после чего легче стабилизировать психическое состояние игроков. Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется: спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде; уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость; боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей. Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние спокойной боевой уверенности. Знание основных эмоциональных характеристик поможет тренеру лучше понимать спортсменов с выраженными нарушениями в эмоциональной сфере. Обязанность тренеров - направлять таких спортсменов на соответствующую консультацию к специалисту. Более того, многие симптомы нарушений можно наблюдать только под влиянием эмоционального стресса, связанного с соревновательной деятельностью. Педагогу-психологу, работающему со спортсменами рекомендуется: 1. Проводить психологическую подготовку коллектива к совместному взаимодействию. 2. Проводить психодиагностику, позволяющую определить сильные и слабые стороны методов обучения и то, насколько успешно выдерживаются заданные нагрузки. Это дает возможность разработать поправки к системе обучения, дать рекомендации частного и общего характера 3. Консультировать учащихся, их тренеров и родителей по индивидуальным вопросам и вопросам, напрямую относящимся к спортивной деятельности. 4. Проводить общеобразовательные и консультационные занятия с учащимися и членами педагогического состава. 5. Проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения. 6. Подчеркнуть, какие последствия может иметь конфликт для выполнения спортивным коллективом поставленных перед ним задач. 7. Создать внутренние психические опоры. Этот прием применяется в последних тренировочных микроциклах, он наиболее эффективен по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам. 8. Моделировать неблагоприятные психические состояния в игре (рекомендуется применять за один – два дня до ответственной игры). После релаксации спортсмен мысленно проигрывает неблагоприятные ситуации, бывшие реально в других играх, лучше всего с тем соперником, с которым предстоит играть. 9. Тренер не должен использовать агрессию в качестве повышения авторитета. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена - это проигрышный путь.
10. Объяснять участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|