Различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщинТема, которая интересна спортивным тренерам - это тема различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин. Все понимают физиологическую разницу полов. Но не все понимают разницу психологий спортсмена-мужчины и спортсмена-женщины. Эта публикация немного в этом поможет. Без понимания и разрушения гендерных стереотипов трудно добиться успеха со спортсменами-женщинами.
Введение
Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Существует три группы гендерных стереотипов.
• Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности, связанные с качествами личности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные.
• Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности.
• Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера — экспрессивная, мужская - инструментальная). Отсюда возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм.
Мужские и женские качества
Можно описать по-отдельности качества, которые относят к мужским и те, которые относят к женским качествам. Получается, как бы портрет «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»
Это и есть понятия гендерных стереотипов первой их группы — стереотипы маскулинности-фемининности, связанные с качествами личности.
Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность.
Качества, которые формирует спортивная деятельность.
После сравнения качеств, которые формируются в спорте с теми качествами, которые мы отнесли к мужским и женским, делается вывод, спорт, в основном, формирует мужские качества
Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления профессиональных ролей в соответствии с полом. Спорт считается институтом социализации стереотипно мужского поведения. Обратимся к исторической справке. Изначально женщин не допускали до участия в Олимпийских играх. Только с 1900 года они стали принимать участие в Олимпийских состязаниях. Всего 11 спортсменок соревновались по гольфу и теннису, однако, и это не было официальным. Лишь в 1924 году женщины добились официального разрешения выходить на олимпийскую арену.
Спортсмен и спортсменка
Как правило, мужчина-спортсмен представляется физически сильным, крепким, доминантным, в то время как женщина-спортсменка привлекательна, грациозна, пассивна. Для женщины, в большей степени, будут приветствоваться такие виды спорта, в которых можно проявить артистизм, эмоциональность, грацию (то есть традиционно женские качества): фигурное катание, синхронное плавание, гимнастика и т. д. Среди видов спорта, опасных для женщин, называют те, которые в наибольшей степени требуют маскулинных черт и поведения: бокс, тяжелая атлетика, борьба, прыжки на лыжах с трамплина и т. Д
Гендер в спортивных СМИ
Несмотря на то, что спорт — маскулинный вид деятельности, спортсменов-мужчин и женщин СМИ представляют в традиционных гендерных ролях.
Сексизм — индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола. Спортивные СМИ нередко низводят женщину до уровня сексуального объекта. 85-95 % места и времени, которое СМИ уделяют спорту, занимает информация о мужском спорте.
Из видов спорта, в которых участвуют женщины, полнее освещаются в СМИ те, что более женственны, как, например, фигурное катание. В репортажах о мужских видах спорта преобладают описания физической силы, доминирования. Когда речь идет о женском спорте, описание часто разворачиваются вокруг внешнего вида, привлекательности, грации, а о силе практически не упоминается.
Нестереотипные спортсмен и спортсменка
При восприятии женщины, специализирующейся в видах спорта, относящихся к прерогативе мужчин, утрируется проявление маскулинных черт. Но на самом деле совсем не обязательно, что эти маскулинные черты проявляются во внешнем виде, деформируют личность, негативно влияют на спортсменку. То же самое можно сказать про спортсменов мужского пола в фемининном виде спорта.
В целом, отклонение от женской роли воспринимается обществом более спокойно, чем отклонение от мужской. Однако в связи с тем, что спорт — одна из возможных институциональных рамок для выражения маскулинности, к мужчине, занимающемуся фемининным видом спорта, относятся менее строго, чем к женщине в маскулинном. То есть представляется, что женщина, занимающаяся маскулинным видом спорта, вдвойне вторгается на чужую территорию, сначала — это практика спорта вообще, а затем еще и практика мужского вида.
Гендерные стереотипы выступают барьерами на пути роста профессиональной деятельности. Большинство женщин не стремятся заниматься традиционно «мужским» делом, проявлять соответствующие качества, ожидая негативных последствий для своих взаимоотношений с людьми. Тренеры поставлены перед проблемой: как взаимодействовать в образовательном процессе с мальчиками и девочками, ориентироваться ли в воспитании представительниц женского пола на требования, предъявляемые видом спорта, или на традиционные представления о фемининности. Проблема поиска внутренних резервов была и остается актуальной. Новым аспектом в решении этой проблемы может быть осознание и преодоление гендерных стереотипов.