Особенности поведения мужчин и женщин в конфликте

Конфликты – это неотъемлемая часть жизни людей, их социального взаимодействия. С одной стороны они разрушают отношения, с другой являются источником развития и преобразования. Конфликт нужен для активного преодоления противоречий. И можно сказать, что отсутствие конфликтов – это отсутствие отношений. Только вот конструктивный конфликт поддерживает, развивает и укрепляет отношения, а деструктивный – разрушает.

В результате конструктивного поведения в конфликте отношения нормализуются, напряжение сторон снимается и люди приходят к взаимопониманию. Только  осознание  происходящего открывает творческий потенциал, и тогда создаются новые способы взаимодействия и открываются дополнительные возможности управления эмоциональными состояниями.

Существуют следующие критерии осознанного творческого взаимодействия:

  • Не разрушает личности и их отношения
  • Учитывает особенности текущей ситуации
  • Удовлетворяет потребности взаимодействующих сторон

 

В процессе деструктивного конфликта произнесенные слова и совершенные действия (или бездействия) усугубляют ситуацию и способствуют росту напряжения, возникают аффективные реакции, наносится материальный, моральный ли физический ущерб, а первоначальные цели заменяются  целями нанесения максимального урона противоборствующей стороне.

 

В психологии существует понятие имплицитной теории межличностного конфликта, под которым понимается фрагмент образа мира личности, моделирующего образ конфликта в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара.

Выделяют четыре фактора имплицитной теории межличностного конфликта:

         Первый фактор описывает конструктивное поведение в конфликте, ориентацию на партнера, стратегию поведения «сотрудничество» и называется диалогическим типом имплицитной теории межличностного конфликта. К нему относятся следующие сценарии поведения: внимательно выслушает позицию оппонента, пытается понять другого человека, выяснить его интересы; рассудителен, пытается вникнуть в проблему, понять причины, спрогнозировать возможные последствия; идет на компромисс, проявляет готовность к обсуждению, ищет оптимальное решение, находит точки соприкосновения.

Второй фактор описывает агрессивную стратегию поведения в конфликте, стремление подавить оппонента и навязать свою точку зрения и называется авторитарным типом имплицитной теории межличностного конфликта. К нему относятся следующие сценарии поведения: оказывает давление, силу, подавляет интересы оппонента, заставляет его изменить свою точку зрения; доказывает всем свою правоту, жаждет победить, стремится выглядеть правым, не признает своих ошибок; проявляет авторитарность, жесткость, напористость, требовательность.

Третий фактор описывает пассивное избегательное поведение, для которого характерно обращение к внутреннему образу Я, наличие внутриличностного конфликта и называется пассивным типом имплицитной теории межличностного конфликта. К нему относятся следующие сценарии поведения: может промолчать, соглашается на словах, замыкается, обижается, внутренне переживает; оправдывается, занимает оборонительную позицию; ничего не делает, проявляет пассивность, позволяет другой стороне занять приоритетное положение.

 Четвертый фактор описывает изощренные, обманные стратегии поведения, склонность к использованию и провоцированию конфликта в своих личных целях и называется манипулятивным типом имплицитной теории межличностного конфликта. К нему относятся  следующие сценарии поведения: провоцирует конфликт для достижения определенных целей; манипулирует, использует хитрость, умеет выгодно для себя выйти из конфликта; нападает исподтишка, «просчитанное» общение, скрытое воздействие.

Характеристики внутренне-конфликтной личности:

- отсутствие  цельности;

- противоречивость, часто компромиссный способ решения проблем; 

- главная особенность  – непринятие себя;

-  сильное  расхождение между реальным  и идеальным  Я, вследствие чего своими мыслями она находится в прошлом или в будущем и плохо справляется с настоящим;

- сильные защитные механизмы, препятствующие адаптации;

- крайняя чувствительность к отвержению;

- неосознаваемые внутренние барьеры;

- неустойчивое  Я, плохое знание себя;

- эгоцентризм;

- высокая требовательность к себе и окружающим;

- отсутствие искренности, непосредственности, спонтанности;

- у нее подавлены чувства;

- она ригидна и не способна к изменениям;

- застывшая Я-концепция, жестко регулирующая поведение;

- тревожность, тесно связанная с разрушенным самоуважением и чувством собственной незначительности.

 

В результате исследований, проведенных  с целью выявления специфики стратегии поведения в конфликте по отношению к представителю противоположного пола выяснилось, что: 

- У женщин эмоциональный, а у мужчин рациональный подход к поиску выхода из конфликта. Аффективно мужчины ведут себя в основном в конфликте с эмоционально близким человеком.

- Аффективное поведение мужчины и женщины проявляют с разными целями: мужчины для ухода от конфликта, а женщины для разрядки напряжения. Женщины в большей степени ориентированы на сам процесс противоборства. Мужчины же конфликтуют только в случае четко обозначенного объекта противоречий.

- Мужчины и женщины ориентированы на взаимные интересы в конфликте при  желании сохранить отношения. Но качественное содержание стилей  поведения различны. Так, кооперация – это способ ухода от конфликта для мужчин, а для женщин – способ добиться своего. Напористость – способ сохранить отношения для мужчин, женщины проявляют напористость при отсутствии желания сохранять отношения. Мужчины используют уход от конфликта, чтобы не затрачивать ресурсы. Женщины используют уход, чтобы манипулировать оппонентом или избежать ответственности.

И в то же время есть предположение, что не гендерная принадлежность, а когнитивный уровень влияет на алгоритм действий в конфликтной ситуации.

 

Список литературы:

  1.  Есипова М. Е. Особенности взаимосвязи имплицитной теории межличностного конфликта и конфликтной компетентности. Журнал Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития Выпуск№ 1 / том 4 / 2011 

  2. Семченко М. С. Стратегия поведения в межполовом конфликте: анализ представлений мужчин и женщин //Журнал Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные наукиВыпуск № 7 / том 111 / 2012

  3.Синельникова С. С. Особенности общения и межличностных отношений внутренне-конфликтной личности. //Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 190 / 2010

 

 

 



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Модели описания конфликта и кейс с их применением и анализом манипулятивного поведения.
  • Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации
  • Трехлетний ребенок открывает для себя мир конфликта
  • Психологические защиты для преодоления внутриличностного конфликта
  • Как слушать и что говорить, чтобы избежать конфликта и укрепить отношения?
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Лестница в небо или как сохранить отношения, не избежав конфликта
  • О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком
  • Теория Карен Хорни и 3 стратегии межличностного поведения
  • Как извлечь из конфликта пользу для отношений
  • Бесплодие как результат внутриличностного конфликта женщины.
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Способ избежать конфликта и не раздражаться
  • Невротический конфликт. Психодинамика внутриличностного конфликта.
  • Отношения. Стили поведения в конфликтной ситуации.
  • Картография как способ разрешения конфликта
  • Общая цель как способ разрешения конфликта
  • Выработка стратегии выхода из конфликта (техника)
  • "От теории «межличностного взаимодействия» к невербальному участию" (1 часть)
  • "От теории «межличностного взаимодействия» к невербальному участию" (2 часть)
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • О способах поведения в конфликте, простым языком.
  • 12 правил психологически грамотного поведения в конфликте
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Как рассказать ребенку о стратегиях поведения в конфликте?
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.
  • Уйти от конфликта поможет осознание ошибок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь