Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности

Автор статьи: Виктория Тимофеева

Исторически фанатизм воспринимается как негативное явление, оказывающее отрицательное влияние на общество, личность и на ее межличностные отношения.   Существует множество определений фанатизма, под которым мы понимаем психосоциальный феномен, основанный на существовании в сознании человека особой веры, направленной на определенный объект. Чаще всего его рассматривают как страстную, нетерпимую, крайнюю приверженность личности к определенным представлениям и убеждениям, определяющую ее активность и оценочное отношение к миру.

         Неустойчивость сознания фаната и перманентная зацикленность на предмете своего поклонения, отсутствие способности слушать других, критично воспринимать и обрабатывать поступающую информацию – все это признаки проявляющегося фанатизма. Человек, одержимый кумиром, патологически зависимый от него, обладает узостью и однонаправленностью сознания. Его психика крайне неустойчива в вопросах, касающихся всех сфер жизни, которые не затронуты влиянием кумира.

Независимо от кумира, эпохи или возраста поклонников, фанатизму свойственна идеализация и подражание. Человек, движимый верой, по своей природе устремлен к какому-либо идеалу.  Вера как фундамент становления личности неразрывно связана с ценностным, культурным отношением к другому, миру, будущему. Вера присутствует в человеке, даже когда прочие ценности никоим образом не участвуют в процессе его становления.  Человек, прежде всего, верит в то, что соответствует его установкам, убеждениям, идеалам, а значит, не обладая какой бы то ни было истиной об объекте, он способен верить в свои представления о нем.

Вера проявляется в том, что человек ценит, а не оценивает. Оценка же имеет рациональную природу, всегда связана с разумным разделением на свое и чужое, и неизбежно приводит к фанатизму.

В основе явления фанатизма в первую очередь лежит феномен «Я-концепции».  Это сложный составной образ, включающий в себя совокупность представления личности о себе. Фанатизм можно рассматривать как попытку идентификации себя со значимым объектом, стремление избежать одиночества. Феномен идентификации, лежащий в основе принятия образа кумира фанатом, основан на осознанном, а, чаще всего, бессознательном уподоблении кумира самому себе.

В психологии идентичность (лат, identicus — тождественный, одинаковый) понимается как результат работы индивидуальных и социальных процессов.

Эрик Эриксон утверждал, что идентичность является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Идентичность – это важнейшая характеристика целостности, самостоятельности и зрелости личности, это тождественность самому себе. Быть идентичным, по Э. Эриксону, значит переживать хронологию своей жизни как единое целое.

Теоретический анализ проблемы идентичности показывает, что в области психологии существует много исходных понятий, которые употребляются исследователями как синонимичные.

В своей последней книге (LexikonderPositivenPsychotherapie) профессор Носсрат Пезешкиан термину «идентичность» приводит синонимом понятие «единство».

Иными словами, зрелая и развитая идентичность полностью «вписывается» в общепринятые нормы, в то время как фанатизм считается чем-то, выходящим за допустимые рамки.

Понятие «идентичность» часто используется наряду с Я-концепцией, самосознанием, «образом Я».

 При описании Модели для подражания в Позитивной психотерапии (Рис.1)

Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности

под «Я» мы понимаем полноту внутренних образов себя.  Человек может быть, как состоявшейся, зрелой личностью (Я+), так и напротив (Я-). Гармоничность и зрелость отношений (с партнером «Ты», с группой/социумом «Мы») напрямую будет зависеть от состояния составляющих частей «Я». Тогда мы можем говорить об идентичности в контексте единства. Отдельные части комплементарно дополняют друг друга и являются единым целым (парой, группой, социумом).

В случае наличия «Я-», модель отношений будет нарушенной и несостоятельной. Поэтому для обретения своего «целостного Я» индивид начинает активные (можно сказать, фанатичные) поиски себя вовне, например, путем примыкания к фанатским течениям или в отдельных случаях к сектам.

Фанатизм априори принято считать отрицательно окрашенным явлением. Однако позитивная психотерапия дает нам возможность расценить его как «способность хранить верность своим убеждениям, идеалам и верованиям, следовать им и твердо отстаивать невзирая ни на какие внешние факторы».

К фанатизму наиболее близки следующие социальные чувства: патриотизм, враждебность, ксенофобия.

Патриотизм связан с такими чувствами, как гордость и любовь: гордость за свою родину (страну, город), нацию в связи с ее социальными и культурными достижениями и любовь к объекту своей гордости. Патриотизм выражается в верности Родине, в готовности к самопожертвованию, в заботе об ее интересах, в уважении к историческому прошлому своей страны. При этом патриотизм может приобретать и негативные черты, переходя в национализм и шовинизм, становясь фанатическим.

Чувство враждебности – это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. Враждебность всегда эмоционально негативно окрашена.

Ксенофобия рассматривается как ненависть, обращенная против определенных групп населения (меньшинств, например иностранцев, эмигрантов/мигрантов). Источником ксенофобии является недоверие, ослабляющее социальные связи между людьми, а составным элементом - фанатизм, поскольку трудно иначе объяснить себе неприязненное чувство, ненавистное отношение к иным социальным группам.

С точки зрения позитивной психотерапии ксенофобия – это способность ценить и оберегать свои (и своего коллектива) ценности, убеждения и идеалы от воздействия противоречащих или чужеродных идей и традиционных моделей поведения, способных нарушить уже имеющуюся [внутригрупповую] гармонию ©.

Таким образом, психодинамическое содержание ксенофобии с точки зрения позитивной психотерапии может быть понято, как попытка защитить сформировавшуюся в родительской семье «Мы» - идентичность, активно отвергая «других» и любые изменения идей или моделей поведения.

Исходя их этого, мы можем утверждать о неразрывной связи фанатизма и ксенофобии, поскольку общей в обоих случаях является способность отстаивать и ценить свои собственные (фанатизм) или же групповые (ксенофобия) ценности и идеалы.

Описываемый в психодинамике «конфликт идентичности» является структурной способностью индивида к образованию внутренних связей. В социальном контексте человек стремится к членству в какой-либо группе/движении, чтобы создать и удержать принятую в данной группе идентичность (например, фанаты Гарри Поттера, футбольные фанаты, члены различных группировок и сект). В этом случае человек считает себя причастным, нужным, полезным, «своим среди своих».

Однако будучи в «эпицентре» конфликта он не способен находиться в полноценном контакте с самим собой, что подталкивает его на поиски собственной идентичности вовне, посредством поиска идеалов и примеров для подражания.

Таким образом, склонность к фанатизму можно рассматривать как попытку компенсации дефицита идентичности на фоне нарушения структурной способности к образованию внутренних связей за счет образования псевдо-внешних связей.

В международной классификации болезней (психических расстройств) выделяется семь видов фанатизма: религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный, и фанатизм в сфере искусства. Три вида из названных являются наиболее распространёнными: религиозный фанатизм (культы, секты), спортивный (футбольные болельщики) и фанатизм искусства (объектами поклонения являются артисты, актёры и иные деятели искусства).

Ниже приведены признаки, характерные для людей, страдающих, в частности, последними двумя формами фанатизма:

1. Фанатам свойственны острые и личностные переживания всего происходящего в жизни объекта их поклонения. Крайняя форма этих переживаний – суицидальные попытки, имеющие место в случае какой-либо трагедии, связанной с кумиром.

2. Тенденция к увеличению финансовых затрат на всё, что каким-либо образом связано с объектом поклонения.

3. Наблюдается гипертрофированная зацикленность мыслей и чувств фаната.

4. Значительное сужение круга интересов. Все прежде имевшее значение и доставлявшее удовольствие – отходит на второй план или же полностью вытесняется. Данный признак чаще всего проявляется у подростков.

5. Проявление агрессии в адрес лиц, не разделяющих интерес/чувства по отношению к кумиру.

6. Склонность к «обожествлению», чрезмерной идеализации объекта поклонения. При этом любая негативная информация о нем полностью отвергается и игнорируется.

Крайние проявления фанатизма встречаются в чистом виде довольно редко. В большинстве случаев фанатизм – явление преходящее, характерное для подросткового возраста и юности.

Следует также отметить, что со временем подобные фанатичные проявления бесследно исчезают, оставляя яркие приятные воспоминания, либо переходят в устойчивую, но уже не патологическую привязанность человека к объекту прошлых пристрастий.

Рассматривая варианты психотерапевтической стратегии в работе с фанатами, разумеется, основной акцент следует сделать на удовлетворении потребности индивида в единстве. Причем, как в единстве в рамках социума/группы, так и в первую очередь – единстве с самим собой.

Позитивная психотерапия трактует единство, как способность человека находить внутренние компромиссы между разнонаправленными тенденциями, стремлениями, желаниями, собственными ценностями.

В описании понятия «единство» существуют две крайности: с одной стороны – недостаток внутреннего единства, который выглядит как некая внутренняя противоречивость, непоследовательность.

С другой стороны – единство может быть гиперпроявленным. Со стороны это может выглядеть, как полное отсутствие каких-либо внутренних конфликтов. В этом случае сложность заключается в отсутствии внутренней энергии (рождающейся из таких конфликтов), позволяющей развиваться, двигаться вперед, самосовершенствоваться. Наступает так называемая личностная стагнация и ригидность.

Единство (вернее – его дефицит) тесно связано с умением принимать решения и придерживаться их. В тех случаях, когда содержанием внутреннего конфликта является единство, сам процесс терапии становится несколько непростым. Одна из стратегий – это позволять клиенту принимать самостоятельно какие-то решения, следовать им, вне зависимости от их правильности.

Для достижения единства и внутренней целостности совместно с клиентом вырабатываются «шаблонные» (по типу ситуаций) стратегии и модели поведения, и впоследствии клиент учится следовать намеченным целям и тем самым сохранять единство.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ким В.В., Фанатизм между верой и разумом. - Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 100-104

2. Кириллов И.О., Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии. – Рига, Megapressgroup, 2007;

3. Кириллов И.О., Алборова Е.С., Эмоциональная зрелость. // Психотерапия: ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал. - №2. С.6-10 - реферирована;

4. Операционализированная Психодинамическая Диагностика (ОПД-2). Руководство по диагностике и планированию терапии. – М.: Академический проект; Культура, 2011;

5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г.

6. Эриксон Э., Идентичность: юность и кризис/ общ. ред. А.В.Толстых – 2-е изд. – М.: Флита: МПСИ: Прогресс, 2006.

7. Peseschkian N., Lexikon der Positiven Psychotherapie. - FISCHER Taschenbuch, 2009

 

___

Данная статья охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. автора

Оригинал опубликован в электронном журнале http://www.positum-russia.ru , а также на сайте автора/

По материалам данной статьи подготовлен доклад в рамках 6-го Всемирного Конгресса по Позитивной Психотерапии (2014г., Анталья, Турция)

 

__________

Тел.: +7 964 779 97 50
Skype: v-timofeeva
Сайт: http://www.vtimofeeva.ru/



Просмотров: 648
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Религиозный фанатизм: разбор понятия, критерии, оценки
  • Идеализация. Кого и когда мы идеализируем. Фанатизм.
  • Анна Каренина и фанатизм в любви
  • Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Признаки музыкального фанатизма личности
  • Деструктивные паттерны поведения с точки зрения Позитивной психотерапии.
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Еще о принятии. Признаки НЕпринятия какой-либо проблемы или целой области жизни.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • «Ты либо добьешься всего, либо будешь сидеть в луже»
  • Идентичность. Кто Я? Какой Я? Практическая польза...
  • Зачем нужна позитивная этническая идентичность?
  • Идентичность в период кризиса середины жизни
  • Идентичность: в ногу со своим «Я»
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Идентичность как динамический критерий психологического здоровья
  • Существует ли идентичность психоанализа в пространстве современной российской культуры?
  • Психосоматические заболевания с точки зрения позитивной психотерапии
  • Каждый может выбирать! О методе позитивной психотерапии.
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Начинающему терапевту: признание и профессиональная идентичность.
  • Я хожу по замкнутому кругу, но боюсь что-либо менять в своей жизни
  • Личностная и социальная идентичность лиц с химической зависимостью и инвалидностью
  • Когда (и следует ли) отказывать себе в чем либо?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Живите прежде всего ради себя, а не своего мужчины
  • Конфликты в семье и идентичность ребёнка
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь