|
Идеализация. Кого и когда мы идеализируем. Фанатизм.Автор статьи: Надежда Лисичкина
Детям сложно будет находиться в этом мире, если с ними не будет большого, умного доброго взрослого, который может все. Влюбленность тоже характеризуется идеализацией - все недостатки забыты, я ждал/ждала только тебя, ты перевернул мою жизнь. Далее, во взрослом возрасте и вне состояния влюбленности существует два уровня идеализации: примитивная и невротическая. Невротическая идеализация, которую мы наблюдаем чаще всего у депрессивных личностей, заключается в вытеснении агрессии к идеализируемому, что, в итоге, уменьшает чувство вины. Например, я злюсь на своих родителей. И за это себя виню, потому что на родителей хорошие дети не злятся. Вина - тяжелое чувство, от которого хочется избавиться. Чтобы себя не винить и утихомирить злобу, я родителей идеализирую - и вроде бы все сразу понятно. Всем нам свойственна некоторая степень идеализации даже во взрослом возрасте. Об этом нам напоминают разочарование, обида и грусть, которые мы чувствуем, когда кто-то не оправдал наших надежд или "большой, добрый, умный взрослый" оказывается простым человеком - жадным, слабым, низменным. Поэтому нам так не хочется слышать как разоблачают политических лидеров - для многих наших бабушек и дедушек Сталин до сих пор остался фигурой положительной - тем, кто наводит порядок и т.д. А если вдаваться в подробности истории и находить факты о том, что не так он был и хорош, последует болезненное разочарование. Идеализация примитивная же отличается от невротической нереалистичностью представлений. "Моя мать-просто святая!" Личность воспринимается как благодеятельная, всемогущая, без единого намека на недостатки. Реальность не просто отрицается, но видоизменяется психикой человека, чтобы поддержать иллюзию всемогущества идеализируемого. Здесь уже речь может идти о психотических механизмах. Но вернемся к невротическому уровню. Тот, кто идеализирует, не терпит ни малейшего промаха, эмоциональный маятник отбрасывает в противоположную крайность - обесценивание. Одна закономерность прослеживается четко - чем больше человек чувствует себя зависимым ии уязвимым - тем больше его потребность в сильном другом. А дальше лишь дело за выбором объекта обожания - будь то любовный, религиозный или политический. Обесценивание - дорогоя цена за сладкий омут идеализации. Здесь можно привести пример сект, последователи которой предпочитают самоубийство разоблачению их духовного лидера. Больно узнать, что тебя обманывали, а еще больнее - узнать, что ты обманывался сам. Идеализация обязательно ведет за собой обесценивание - или отрыв от реальности, стойкое отрицание целого пласта человеческой натуры. Все мы и плохие, и хорошие, и сильные и слабые. Идея, что не существует "больших и добрых" может быть болезненной, сродни ницшеанскому "бог умер, и мы в этом мире одни". Но что если посмотреть на нее под другим углом? Если не существует "их-больших и добрых", а есть только "мы-и сильные и слабые одновременно" не значит ли это, что теперь нам некого ждать и можно взять свою жизнь в свои руки?
Спасибо за внимание, Надежда Лисичкина
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|