|
Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.Автор статьи: Дюсметова Римма Вафиевна
Об опыте психотерапии ксенофобии подростков В современных психологических словарях ксенофобия определяется, во-первых, как навязчивый страх, боязнь незнакомых лиц, во-вторых, как враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрениям, нациям, расам). В массовом сознании под ксенофобией кроется генетически обусловленный племенной страх перед чужими. Аддикции как способ психозащиты Личные наблюдения за проявлениями ксенофобии у 9 подростков мужского пола выявили интересные закономерности. Все наблюдавшиеся подростки, независимо от национальности, страдали на фоне минимальных мозговых дисфункций (органическая основа) от негативных эмоций, связанных с: - повышенной тревожностью, - навязчивыми страхами, - аффективными вспышками, - агрессивностью, - враждебным отношением к людям другой или определенной нации, - обидчивостью, - застреваемостью на негативных аффектах. С детства на их восприятие мира и эмоциональный интеллект негативно влияли: - психотравмы различной длительности и интенсивности, - социальное или семейное неблагополучие, - негативный импринт первого детского воспоминания, - абсолютное предпочтение черного цвета как признака скрытой депрессии. Практически у всех подростков наблюдалось аддиктивное поведение (в отношении тяжёлого рока и религиозного фанатизма). Важно отметить, что аддиктивное поведение является одной из форм деструктивного поведения, причиняющего вред человеку или обществу, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения фармакологических и не фармакологических средств, целью которых является получение приятных эмоциональных ощущений. Аддиктивное поведение подростков выражалось в том, что все мысли субъектов были заняты реализацией аддиктивного состояния. Увлеченные тяжелым роком или религиозным фанатизмом, подростки получали чувство эмоционального возбуждения, необыкновенного подъёма, релаксации, при которых создавалось ощущение контроля над собой и ситуацией, над тревожностью и напряжением. А также ощущение иллюзии решения проблем, спасения от стрессов путём бегства от реальности в мир агрессивной музыки или религиозный экстаз. Последние проявляются как способ психозащиты, позволяющий справиться с проявлениями тревоги и депрессии. Ксенофобия проявляется на 3 уровнях личности Важным фактором для понимания проблем подростков и выбора стратегии психотерапии явилось то, что подростки страдали тревожной депрессией, т.е. симптоматикой, при которой примерно в равных долях присутствуют повышенная тревожность и депрессия. Известно, что частой маской тревожной депрессии в подростково-юношеском возрасте обычно выступает открытая враждебность к окружающим. У наблюдавшихся подростков враждебность экстрапунитивной направленности приняла форму ксенофобии, т.е. произошло проецирование повышенной тревожности вовне. Одновременно имели место внутренняя тревога как интропунитивная составляющая враждебности. Особенности проявления ксенофобии подростков наблюдались на 3 уровнях реакции личности. - Когнитивная составляющая у подростков выражалась во враждебности ко всем людям другой или определенной национальности как устойчивое негативное отношение и система взглядов. - Поведенческая реакция проявлялась в виде вербальной и невербальной агрессии, в агрессивных действиях. - Эмоциональная составляющая ксенофобии подростков проявлялась в виде вспышек гнева, раздражения, обиды, негодования, ненависти, отвращения, навязчивых страхов. Меняется негативное восприятия мира - исчезает ксенофобия Как показали наблюдения, именно изменение эмоциональной составляющей ксенофобии в рамках краткосрочной полимодальной психотерапии позволило добиться желаемого результата – полного преодоления ксенофобии. Для этого, в первую очередь, проводилась психотерапия, направленная на переформирование ощущений, восприятия всего негативного опыта прошлого как источника негативных эмоций. Следующий этап психотерапии – закрепление положительного восприятия ранее ненавистных образов «чужаков», переформатирование причинно-следственной зависимости комфортного состояния от экстатических религиозных переживаний и слушания хард-рока, изменение родительских установок, семейных сценариев, принятие ответственности за свои поступки, прошлое, настоящее, будущее. Этот этап психотерапии также осуществлялся через изменение эмоциональной составляющей. Со снижением уровня общей тревожности, напряжения, с исчезновением страхов и негативных эмоций одновременно происходили своего рода обесценивание, снижение важности или «рассыпание» всей системы взглядов со знаком минус, направленной против кого-либо, в том числе против представителей другой нации. Такое освобождение от враждебности к нациям, считающейся устойчивым негативным отношением и системой взглядов, происходит для подростков столь неожиданно и быстро, что они поначалу могут быть удивлены и растеряны. Однако после первых минут такой реакции подростки показывают чрезвычайное удовлетворение и радость от избавления внутреннего напряжения, тревоги и появления ощущения свободы и лёгкости. Фанатам религиозного толка эти трансформации дали освобождение от религиозной аддикции. Они остались верующими, но без фанатизма. Наиболее сложными для психотерапии оказались пациента-фанаты тяжелого рока. Снижения напряжения и тревоги удалось снять у них только после того, как была проведена психотерапевтическая работа по изменению отношения к классической музыке, которую они ранее абсолютно отвергали. Только тогда, когда они «приняли» классическую музыку как приятную для себя, вместе с напряжением, тревожностью и страхами, у них автоматически была снята патологическая зависимость от тяжёлого рока и, как одно из следствий, проявления ксенофобии. Пример переживаний и жалоб одного из подростков с ксенофобией Подросток 14 лет. Не просто предпочитает черный цвет во всем - считает, что черный цвет внутри него. Он его сильно привлекает его и ассоциируется с тяжелым роком. Резкие пронзительные звуки проигрываются в голове как сирена, как призыв к агрессии против иных, нерусских. Объясняет, что все цвета тяжелом роке, как 7 кругов ада и жизнь его, как короткая нотная линия. Хард-рок сильно заводит его и его друзей и «сносит крышу». Он испытывает в этой музыке «крутой кайф» и «крутой ужас». Музыка для него как наркотик, она манит и пугает, опустошает и бьет, зовет в бой, чтобы расквитаться со всеми «чужаками». Считает, что все его прошлое – это что-то темное и черное. Жаловался на повышенную тревожность, напряжение в теле, страхи кошмарных снов, божьего и родительского наказания, будущего, сатаны, чертей. В кошмарных снах видел убийства, кровь, смерти, сатану, чертей, чудовищ. Думал, что бог покарает его за кощунственные сны, мысли и недостойные поступки. Родители твердили, что бог покарает его, если он будет плохо учиться и вести себя. В связи с этим у мальчика развились чувства вины и греховности. Он стал считать, что недостоин любви бога и родителей. Сообщил о своей ненависти к выходцам с Кавказа и мусульманам. Мальчик очень любил молиться, долго, часами молился до самозабвения. Эмоциональный подъем, ощущение свободы от страхов, напряжения, тревоги, переживаемые во время молитв, нахождение в церкви, были кратковременными, но заставляли его постоянно стремиться к ним. Считал, что молитвы и преследование иноверцев и кавказцев помогут ему спастись от сатаны, от страхов. В то же время он сам боялся стать сатаной. Признался, что ненавидит и опасается людей другой национальности и веры, готов их убивать, ждет, когда вырастет и найдет себе верных друзей, когда он сможет вместе с ними воевать против чужих. Любил новости о терактах, убийствах на национальной почве, так как это «зажигает месть» против людей другой веры и нации. В мечтах видел себя главарем террористического отряда. Превентивная мера против экстремизма При умелом и целенаправленном манипулировании религиозными чувствами подростков в пользу экстремистских целей религиозный фанатизм или другая аддикция в сочетании с враждебностью, тревожно-депрессивной составляющей подростков могут превратиться в весьма эффективное орудие экстремизма и терроризма. В этих случаях психозащитные механизмы оправдывают агрессивные мысли и действия религиозной целесообразностью и мотив выполнения терактов как высшей миссии может стать для подростков целью и смыслом жизни Опыт психотерапии подростков с проблемами ксенофобии показал, что ксенофобия, как любая другая фобия, может быть преодолена в рамках краткосрочной полимодальной психотерапии. Важно подчеркнуть, что психотерапию ксенофобий можно считать превентивной мерой против экстремизма и терроризма. Возможность успешной психотерапии ксенофобии особенно важна в отношении подростков, которые в силу известных причин представляют собой особую группу риска в отношении экстремистских устремлений.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|