Self-harm - одна из ключевых проблем современных подростков

В данной статье речь пойдёт о самоповреждающем поведении или self-harm.

Самоповреждающее поведение - действия, связанные с намеренным физическим повреждением собственного тела (самопорезы, щипание, покусывание губ и рук). (Н.А. Польская)

Данный феномен относится к неконтролируемым, разрушительным и непредсказуемым типам поведения. На сегодняшний день он рассматривается в контексте аутодеструктивного поведения заключающего в причинении вреда собственному телу, но без суицидальных намерений.

Наиболее распространенными формами самоповреждающего поведения среди подростков являются: самопорезы (до 60%), царапание или сжимание кулаков до кровотечения (около 50%), расчесывание кожи до крови (30%), сковыривание болячек (20%), отравления (10%), прижигание кожи (чаще у юношей) (5%).

Каковы же причины самоповреждающего поведения подростков?

Активное включение подростков во взрослую жизнь приводит к возникновению новых жизненных задач, которые нужно решить. Простое отвлечение от проблем не приводит к желаемому результату, поэтому на первый план выступает поиск способов сопротивления трудностям, устранение и разрешение причин, вызвавших их. В результате формируется индивидуальный стиль поведения, включающий набор стратегий, используемых для совладания с трудностями: подростки отдают предпочтение одним способам совладающего поведения, отвергая другие.

Самоповреждающее поведение является одним из способов адаптации к событиям внешнего мира, совладания с трудными внутренними переживаниями при отсутствии конструктивных способов поведения. Данную форму деструктивного поведения можно рассматривать как псевдокомпенсацию своей неполноценности.

Рассматривая в качестве причин цель самоповреждающего поведения, можно выделить семь групп его проявления:

  • релаксационное;
  • манипулятивное;
  • инфантильно-демонстративное;
  • призыв;
  • инфантильно-подражательное;
  • инфантильно-мазохистическое;
  • симулятивное.

В половине случаев встречается релаксационный тип самоповреждающего поведения, цель которого – снять психоэмоциональное напряжение и повысить настроение.

В 12,1% случаев наблюдается манипулятивный тип, его цель – манипуляции ближайшим окружением для достижения своих целей.

Мотивом инфантильно-демонстративного типа, встречающегося в 10,3% случаях, является желание «доказать свою любовь/волю».

Самоповреждающее поведение по типу призыв связано с необходимостью следовать правилам игры (т.е. причинение физического вреда собственному телу в результате проигрыша).

Целью инфантильно-мазохистического типа (5,2%) является получение удовольствия от нанесения себе физического вреда (самопорезы, ожоги кожных покровов и т.д.).

Симулятивный тип (5% случаев) совершается с целью уклонения от выполнения какой-либо деятельности, ответственности и др.

Зачастую самоповреждающее поведение вызвано непреодолимым желанием подростка почувствовать хоть что-нибудь или, напротив, избавиться от тревоги, сильного напряжения или страха. Другими словами, в основе самоповреждающего поведения в подростковом возрасте лежит желание избавиться от психологической боли, причиняя боль физическую.

Несмотря на всю привлекательность избавиться от душевной боли таким образом, данный метод носит кратковременный эффект, поскольку удаётся избавиться лишь от «симптомов». Сама же причина остаётся неискоренённой, что приводит к ещё большему психологическому дискомфорту, избавиться от которого имеющимися способами не удаётся. Это в свою очередь может привести к намеренному или непреднамеренному суициду.

Важное место в контексте данной проблемы следует уделить помощи, оказываемой при самоповреждающем поведении. Она должна быть комплексной и включать в себя как медикаментозную и психотерапевтическую терапию/коррекцию, так и психолого-педагогическую работу с семьёй подростка.

Лечение аутоагрессивного поведения разного рода строится с учётом индивидуально-психологических особенностей личности пациента. Оно может включать одно или несколько направлений психотерапии:

  • когнитивно-поведенческую терапию,
  • диалектическую поведенческую терапию,
  • техники, целью которых является развитие внутренней осознанности и др.

На сегодняшний день в психологии наиболее эффективным методом в работе с самоповреждающим поведением является когнитивно-поведенческая психотерапия.

Данный метод позволяет клиенту открыть простую истину: справиться с невыносимыми внутренними переживаниями и окружающей ситуацией можно не только путём причинения вреда своему физическому здоровью, но это лишь первый этап работы специалиста.

Следующим этапом является продолжение психотерапии с использованием необходимых методов и направлений, в соответствии с тяжестью ситуации, наличием или отсутствием расстройств личности и органической патологии.

Итак, самоповреждающее поведение в подростковом возрасте – это специфичный и неадаптивный способ борьбы со стрессом; способ, направленный на удовлетворение субъективно значимых потребностей. Алгоритм лечения разрабатывается индивидуально и может включать одно или несколько направлений психотерапии, а также медикаментозную терапию.

P.S. Если Вы столкнулись с данной проблемой, Вам или вашему ребёнку нужна профессиональная помощь, записывайтесь на консультацию или пишите в ЛС.

 

© Арина Доценко. Все права защищены



Просмотров: 247
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Взгляды на этиологию самоповреждающего поведения
  • Самопорезы. Несуицидальное самоповреждающее поведение.
  • Самоповреждающее поведение у подростков
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Самоповреждающее поведение подростков: мифы и реальность
  • Восстановление пищевого поведения - 6 направлений работы.
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Как избавиться от нежелательного поведения ребенка?
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • 4 типа непродуктивных целей поведения работников
  • Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
  • Применение метода нахождения смысла в психотерапии расстройств пищевого поведения
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь