|
Self-harm - одна из ключевых проблем современных подростковАвтор статьи: Доценко Арина Евгеньевна
В данной статье речь пойдёт о самоповреждающем поведении или self-harm.
Данный феномен относится к неконтролируемым, разрушительным и непредсказуемым типам поведения. На сегодняшний день он рассматривается в контексте аутодеструктивного поведения заключающего в причинении вреда собственному телу, но без суицидальных намерений. Наиболее распространенными формами самоповреждающего поведения среди подростков являются: самопорезы (до 60%), царапание или сжимание кулаков до кровотечения (около 50%), расчесывание кожи до крови (30%), сковыривание болячек (20%), отравления (10%), прижигание кожи (чаще у юношей) (5%). Каковы же причины самоповреждающего поведения подростков? Активное включение подростков во взрослую жизнь приводит к возникновению новых жизненных задач, которые нужно решить. Простое отвлечение от проблем не приводит к желаемому результату, поэтому на первый план выступает поиск способов сопротивления трудностям, устранение и разрешение причин, вызвавших их. В результате формируется индивидуальный стиль поведения, включающий набор стратегий, используемых для совладания с трудностями: подростки отдают предпочтение одним способам совладающего поведения, отвергая другие. Самоповреждающее поведение является одним из способов адаптации к событиям внешнего мира, совладания с трудными внутренними переживаниями при отсутствии конструктивных способов поведения. Данную форму деструктивного поведения можно рассматривать как псевдокомпенсацию своей неполноценности. Рассматривая в качестве причин цель самоповреждающего поведения, можно выделить семь групп его проявления:
В половине случаев встречается релаксационный тип самоповреждающего поведения, цель которого – снять психоэмоциональное напряжение и повысить настроение. В 12,1% случаев наблюдается манипулятивный тип, его цель – манипуляции ближайшим окружением для достижения своих целей. Мотивом инфантильно-демонстративного типа, встречающегося в 10,3% случаях, является желание «доказать свою любовь/волю». Самоповреждающее поведение по типу призыв связано с необходимостью следовать правилам игры (т.е. причинение физического вреда собственному телу в результате проигрыша). Целью инфантильно-мазохистического типа (5,2%) является получение удовольствия от нанесения себе физического вреда (самопорезы, ожоги кожных покровов и т.д.). Симулятивный тип (5% случаев) совершается с целью уклонения от выполнения какой-либо деятельности, ответственности и др. Зачастую самоповреждающее поведение вызвано непреодолимым желанием подростка почувствовать хоть что-нибудь или, напротив, избавиться от тревоги, сильного напряжения или страха. Другими словами, в основе самоповреждающего поведения в подростковом возрасте лежит желание избавиться от психологической боли, причиняя боль физическую. Несмотря на всю привлекательность избавиться от душевной боли таким образом, данный метод носит кратковременный эффект, поскольку удаётся избавиться лишь от «симптомов». Сама же причина остаётся неискоренённой, что приводит к ещё большему психологическому дискомфорту, избавиться от которого имеющимися способами не удаётся. Это в свою очередь может привести к намеренному или непреднамеренному суициду. Важное место в контексте данной проблемы следует уделить помощи, оказываемой при самоповреждающем поведении. Она должна быть комплексной и включать в себя как медикаментозную и психотерапевтическую терапию/коррекцию, так и психолого-педагогическую работу с семьёй подростка. Лечение аутоагрессивного поведения разного рода строится с учётом индивидуально-психологических особенностей личности пациента. Оно может включать одно или несколько направлений психотерапии:
На сегодняшний день в психологии наиболее эффективным методом в работе с самоповреждающим поведением является когнитивно-поведенческая психотерапия. Данный метод позволяет клиенту открыть простую истину: справиться с невыносимыми внутренними переживаниями и окружающей ситуацией можно не только путём причинения вреда своему физическому здоровью, но это лишь первый этап работы специалиста. Следующим этапом является продолжение психотерапии с использованием необходимых методов и направлений, в соответствии с тяжестью ситуации, наличием или отсутствием расстройств личности и органической патологии. Итак, самоповреждающее поведение в подростковом возрасте – это специфичный и неадаптивный способ борьбы со стрессом; способ, направленный на удовлетворение субъективно значимых потребностей. Алгоритм лечения разрабатывается индивидуально и может включать одно или несколько направлений психотерапии, а также медикаментозную терапию. P.S. Если Вы столкнулись с данной проблемой, Вам или вашему ребёнку нужна профессиональная помощь, записывайтесь на консультацию или пишите в ЛС.
© Арина Доценко. Все права защищены Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|