Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ

Автор статьи: Есина Татьяна

Несомненно, обращение к ПАВ — это факт поведения, складывающийся под влиянием наследственной предрасположенности, психологии подростка, его взаимодействия с ближайшим окружением в семье, в школе, а также общественных условий, в которых он живет. Поэтому предупреждение аддиктивного поведения включает, с одной стороны, борьбу с распространителями ПАВ, с другой — противодействие факторам, стимулирующим аддикцию и развитие зависимости. Профилактика как система удобнее всего применяема в условиях образовательного учреждения. О, хотелось бы подчеркнуть, что  профилактические меры должны быть четко продуманы, подтверждена эффективность их использования!

Опыт применения программы «Я – свободен», разработанной нами и применяемой в течение 10 лет в условиях образовательного учреждения (средняя школа, лицей-интернат) свидетельствует о надежности принципов, на которых она основана. Данная программа удостоилась диплома победителя Всероссийской олимпиады научных работ в сфере профилактики подростковой наркомании и наркопреступности в 2005 году. С тех пор она ежегодно совершенствуется на основании анализа результатов диагностики ее эффективности. В связи с этим, мы считаем необходимым поделиться опытом с заинтересованными в этом направлении коллегами.

Программа профилактики аддиктивного поведения «Я – свободен!» учитывает все особенности и новообразования возраста детей и подростков и базируется на следующих принципах:

      конструктивно-позитивный характер, предполагающий не запрещение тех или иных форм поведения, а развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих  защищенность от вовлеченности в аддикции;

      охват всех формы деятельности педагога-психолога (просвещение, диагностика, коррекция),  а так же всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, сами учащиеся), что позволяет всесторонне воздействовать на субъекта профилактики – подростка;

      информации о ПАВ предоставляется: родителям – о причинах, признаках употребления ПАВ и коррекции зависимости; педагогам – о видах, действии,  и признаках опьянения ПАВ; учащимся – о том, какие вещества являются ПАВ, фазах зависимости, признаках наступления зависимости, но ни в коем случае – не о видах ПАВ, не о вызываемых ими ощущениях, способах получения;

      возможность для подростка сравнить понятия «зависимость» и «свобода», и сделать свой собственный выбор, без «давления».

Основная цель – предупредить возможное начало аддиктивного поведения, употребления ПАВ.  К цели мы идем, пошагово выполняя задачи:

1.      Сформировать представление о ПАВ, как о веществах, ограничивающих свободу человека;

2.      Предоставление информации о видах, признаках, вреде ПАВ и т.д.;

3.      Предоставление родителям информации о причинах употребления ПАВ подростками, связанных с недостатками воспитания, отношения к ребенку, личным примером;

4.      Научить подростков альтернативным вариантам, которые можно противопоставить ПАВ;

5.      Сформировать у подростков умение четко формулировать аргументы против ПАВ, противостоять групповому давлению;

6.      Показать подросткам реальные последствия зависимостей;

7.      Привлечь подростков к внешкольной профилактике употребления ПАВ, к участию в общем деле.

Ожидаемый результат: подросток осознает невыгодность зависимого положения и   преимущества жизненного выбора, которые дает свобода и независимость. Особенность подросткового возраста – стремление к независимости и желание почувствовать себя хозяином своей судьбы – используется в программе в полной мере – подросток,  ненавязчиво получая информацию, делает выбор в пользу независимости.

Такой подход к профилактике аддиктивного поведения имеет неоспоримые достоинства, такие как практичность, адаптированность к условиям наших учебных заведений, учет всех возможностей, которыми обладает психолог и социальный педагог в образовательном учреждении, опора на научные медицинские и психологические знания,. Однако, проявляются и некоторые трудности, среди которых в частности особенности личности специалиста, занимающегося профилактикой: необходимость поддерживать связь со специальными учреждениями, специалистами узкого профиля, иметь организаторские и ораторские способности, знать основы психиатрии и наркологии и т.п., а так же необходимая материальная база в виде как минимум – тренингового кабинета, оснащенного магнитофоном, мультимедийной аппаратурой, видеопроектором и .т.д.

Главное, на наш взгляд, в профилактике зависимости от ПАВ большую роль играет внимание к психическому состоянию подростка, к его душевному миру и здоровью, к его поведенческим навыкам и умениям. Приходится признать, что немногочисленные примеры наглядной антинаркотической информации отличаются однозначностью: формирование отвращения к потребителям и наркотическим аксессуарам, что соответствующим образом отражается в эстетике черно-мрачных тонов и форм. Гуманистическая направленность, ориентиры на укрепление и развитие всего положительного в ребенке и подростке, на пропаганду здорового образа жизни редко находят отражение в плакатах, рекламных клипах и т. п., которые демонстрировали бы общественное мнение, распространенные нормы поведения в противовес аддикции, хотя сейчас наблюдается выраженная тенденция к увеличению грамотно выстроенной социальной рекламе.

Еще раз хочется подчеркнуть – необходимость профилактики! Причем, правильной профилактики, которая направлена на сокращение числа подростков, попадающих ежегодно в зависимость от ПАВ, а не на плановую отчетность и иллюзию сопричастности к делу профилактики зависимости.

Профилактическими мероприятиями должны заниматься люди неравнодушные, ответственные, умеющие заинтересовать, эмоционально привлечь подростка, понимающие, что профилактические мероприятия – не «галочка» в общем отчете учебного заведения, а важная «капля», одна из многих, а может быть именно та, которая изменит форму камня!



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Программа профилактики асоциального поведения у воспитанников детских домов
  • Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Коррекция аддиктивного поведения в рамках психодинамических теорий
  • Арт-терапия с детьми как способ профилактики девиантного поведения.
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Пример программы модификации поведения для коррекции компьютерной зависимости.
  • Конспект лекции "Духовная безопасность или причины аддиктивного зависимого поведения"
  • Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Вторая часть
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 3. Морализаторы
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 4. Игнор
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Первая часть
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.
  • Возможности использования практик осознанности в профилактике и терапии зависимого поведения
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • О некоторых видах конфликтного поведения в семье
  • Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований
  • Особенности виртуальной зависимости у подростка с точки зрения психологии.
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь