Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция

Лекция

Тема: Профилактика суицидального поведения подростков.

Операциональные определения:

  • Суицид, самоубийство (от лат. sui caedere— убивать себя)- это осознанное преднамеренное лишение себя жизни, умышленное самоповреждение со смертельным исходом, как правило самостоятельное и добровольное.
  • Парасуицид - (parasuicide) – это причинение вреда собственному здоровью, акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти.
  • Суицидент – это человек, совершивший попытку суицида или проявляющий суицидальные тенденции, демонстрирующий суицидальное поведение.
  • Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности.
  • Суицидальные тенденции – это мысли о суициде, угрозы, высказывания и намерения , принятое решение о суициде, самоповреждения, суицидальные попытки, состояние после покушения на суицид.
  • Аутоагрессия - агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении телесных повреждений вплоть до суицида.
  • Демонстративное суицидальное поведение – это попытка демонстративного суицида.
  • Аффективное суицидальное поведение - это импульсивные действия под влиянием ярких эмоций, без четкого плана, ведущие к самоповреждению, травме или смерти.
  • Истинное суицидальное поведение – обычно заканчивается смертью. Характерно продуманным планом действий и тщательной подготовкой.
  • Постсуицидальный кризис - период от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций.
  • Психологический кризис – это эмоциональное состояние, которое возникает при столкновении человека с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению важнейших потребностей, а жизненного опыта преодоления таких препятствий нет.
  • Степень суицидального риска – оценка угрозы суицида по определенным критериям.
  • Признаки суицидального поведения – восемь характерных черт поведения, которые помогут распознать и предупредить суицидальное поведение на ранних этапах.
  • Депрессия - это психическое расстройство (от лат. deprimo— давить, подавить), характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления и двигательной заторможенностью.
  • Заигрывание со смертью – это рискованное поведение.

Цель:

информационное просвещение специалистов по работе с молодежью, педагогов, психологов, социальных работников, а также родителей учащихся.

Задачи:

  • осветить проблему суицидального поведения несовершеннолетних;
  • познакомить с основами суицидологии;
  • познакомить с признаками суицидального поведения несовершеннолетних;
  • показать способы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних;
  • показать роль детского телефона доверия в профилактике суицидов
  • Ожидаемый результат:

повышенное внимание слушателей к предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, популяризация детского телефона доверия.

  • Используемые техники:

интерактивная проблемная лекция: система познавательных задач, отражающих основное содержание темы.

Содержание лекции:

  • Основы суицидологи.
  • Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков.
  • Признаки суицидального поведения несовершеннолетних.
  • Оценка суицидального риска.
  • Способы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
  • Роль детского телефона доверия в профилактике суицидов.

Продолжительность – 60 минут

Предполагаемое количество участников – 20 – 30

Необходимое оборудование, оснащение:

тетради, ручки, компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.

Библиография:

  • Андреев И.Л. "Заказное" самоубийство: Ритуальный уход из жизни как социально-психологический феномен // Вопросы философии. - 2000. - № 12. - С.14-34.
  • Бебчук М.А., Салихова А.Р., статья ИИСТ ( сайт http://www.familyland.ru/) Роль семьи в формировании и динамике суицидального поведения у детей и подростков, 2015.
  • Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С.182-200.
  • Бебчук М.А., Салихова А.Р., статья ИИСТ ( сайт http://www.familyland.ru/) Роль семьи в формировании и динамике суицидального поведения у детей и подростков, 2015.
  • Вроно Елена (психолог, психотерапевт и главный в нашей стране специалист по проблематике детских суицидов). Лекция для родителей в «Новой газете» по публикациям «Группы смерти». Теги:  вконтакте, дети, лекция, суицид
  • Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.
  • Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №.?. - С. 32-39.
  • Суицидология. Прошлое и настоящее / Под ред. А.Н. Моховикова. - М., 2001.
  • Мурсалиева Галина, публикации  «Группы смерти» о сетевых сообществах, участники которых подталкивают детей и подростков к суициду.
  • Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь – это жизнь, борись за неѐ!»
  • Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.
  • Хендин Г. Психотерапия и самоубийство // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.
  • Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М.: Когито-Центр, 2005. - 214 с.

 

Лекционный блок

Суицид, самоубийство (от лат. sui caedere— убивать себя)- это осознанное преднамеренное лишение себя жизни, умышленное самоповреждение со смертельным исходом, как правило самостоятельное и добровольное.

Парасуицид - (parasuicide) – акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти, это причинение вреда собственному здоровью (например, благодаря передозировке снотворных препаратов), которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека.  

Суицидент – это человек, совершивший попытку суицида или проявляющий суицидальные тенденции, демонстрирующий суицидальное поведение.  

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Суицидальные тенденции – это мысли о суициде, угрозы, высказывания и намерения , принятое решение о суициде, самоповреждения, суицидальные попытки, состояние после покушения на суицид.

Аутоагрессия - агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида. Суицид – это максимальное проявление аутоагрессии.  

Демонстративное суицидальное поведение – это попытка демонстративного суицида (чтобы успели спасти), основанная на стремление обратить внимание на себя, на свои проблемы и страдания, это всегда просьба о помощи.

Аффективное суицидальное поведение - это импульсивные действия под влиянием ярких эмоций, без четкого плана, когда сильные негативные эмоции (обида, гнев) затмевают реальное  восприятие действительности и провоцируют на аффективные суицидальные действия. Заканчиваются самоповреждениями, травмой или смертью.

Истинное суицидальное поведение – обычно заканчивается смертью. Характерно продуманным планом действий и тщательной подготовкой. Человек старается привести в порядок свои дела, пишет записки и завещания, раздаривает личные вещи.

Постсуицидальный кризис - период от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций. Проявляется в психологическом кризисе, проявляющемся в соматическом, психическом  или психопатологическом состоянии. Требует особого внимания, потому что суицидальная попытка может повториться после того, как все успокоились - 30% суицидентов через 2-3 месяца после попытки суицида  повторяют его до летального исхода.

Психологический кризис – это эмоциональное состояние, которое возникает при столкновении человека с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению важнейших потребностей, а жизненного опыта преодоления таких препятствий нет.  

Степень суицидального риска – это оценка угрозы суицида по определенным критериям. Признаки суицидального поведения – восемь характерных черт поведения, которые помогут распознать и предупредить суицидальное поведение на ранних этапах.

Депрессия - это психическое расстройство (от лат. deprimo— давить, подавить), характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления в сторону пессимизма и двигательной заторможенностью. Депрессия - спутник суицидального поведения.

Заигрывание со смертью - это романтика риска, безудержная погоня за острыми ощущениями и неоправданный риск, например - экстремальное времяпровождение,  экстремальные виды спорта, рискованное сексуальное поведение.

Критерии оценки степени суицидального риска

  1. Предшествующая попытка суицида.
  2. Суицидальная угроза.
  3. Оценка реакций на стресс в прошлом.
  4. Оценка уязвимости к угрожающим жизни аффектам.
  5. Оценка внутренних и внешних ресурсов поддержки.
  6. Оценка фантазий о смерти.
  7. Оценка способности суицидента к проверке своих суждений реальностью.

Мотивы суицидального поведения у детей и подростков

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей
  3. Неразделенное чувство и ревность.
  4. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  5. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  6. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  7. Страх наказания, нежелание извиниться.
  8. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  9. Чувства мести, злобы, протеста; угроза или вымогательства.
  10. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  11. Сочувствие или подражание кому-либо, «эффект Вертера»

 Подростковый суицид

 Психологический смысл подросткового суицида – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

  1. Безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;
  2. Беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;
  3. Чувство неполноценности, никчемности, незначимости;
  4. Чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает меня.

Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:

  1. Быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки;
  2. Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении характерно оцепенение и сонливость;
  3. Неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог; уход в мир фантазий, признаки бегства от реальности;
  4. Низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности, высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;
  5. Выраженное чувство вины, стыд за себя и отчетливая неудовлетворенность собой;
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
  7. Противоречивость, двойственность намерений:
  8. высказывается желание умереть, но это – зов о помощи.

Вредные привычки подростков ведут к аутоагрессии

Вредные привычки – пагубные пристрастия - могут рассматриваться как причина и как следствие социальной дезадаптации подростков. Вредные привычки ведут к различным формам аутоагрессивного поведения. К числу вредных привычек принято в первую очередь относить употребление наркотических веществ, алкогольных напитков и табакокурение. 

Аутоагрессия – это агрессия, обращенная на самого себя, это стремление причинить себе вред, боль, осознанное или бесознательноеАутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность.

Аутоагрессия проявляется в различных формах: 1) в форме самоуничтожающего поведения, а именно: алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение; 2) в форме самоповреждения; 3) в суицидальном поведении –крайней форме аутоагрессии.

Правила проведения беседы с подростком с суицидальными мыслями:

  1. Выслушивание. Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.
  2. Банализация. Снятие представлений об исключительности страдания. Подростку его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею, не имеет достаточно жизненного опыта и не способен критически посмотреть не нее.
  3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.
  4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
  5. Взвешивание плохого и хорошего. Помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах ситуации, но и «оживить» представление о том хорошем, что есть у него в жизни.
  6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.
  7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.
  8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпении
  9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.
  10. Структурирование действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
  11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры
  12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

 



Просмотров: 742
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Попытки суицида и суицидальное поведение
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • На тему суицидального поведения подростка
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Комплекс Александра Матросова* или героические грани суицидального поведения
  • Мотивы суицидального поведения
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Суицидальное поведение детей и подростков
  • Оценка суицидального риска. Сокращенный перевод статьи
  • Интернет-зависимость и суицидальное поведение подростков
  • Суицидальное поведение и его профилактика
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Асоциальное поведение подростков. Из-за чего это происходит.
  • Осознанное пищевое поведение, это как?
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Выбираем ли мы свое поведение? Или это сценарий?
  • Подростковые характерологические реакции и суицидальное поведение
  • Суицидальное поведение
  • Суицидальное поведение.
  • Подростковое суицидальное поведение: делай, что хочешь!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь