|
Комплекс Александра Матросова* или героические грани суицидального поведенияАвтор статьи: Дмитрий Яким
Стоит признаться в том, что герои нужны всем. Государству - чтобы облагородить собственный цинизм и жестокость, обычным людям - чтобы кто-то самоотверженно брал на себя их тяготы, самим героям - чтобы продемонстрировать свою преданность и попытаться утолить свой голод по великой любви. В героизме огромна доля трагизма, ведь главное условие героизма состоит в том, что герой отдает значительно больше, чем получает. Героизм в некотором смысле -- социально приемлемое суицидальное поведение. Для того, чтобы быть героем не нужна война или масштабный кризис. Наша повседневность предоставляет множество возможностей для бытовой самоотверженности. Нам всем хорошо известны такие образцы героизма - мать отдающая последнее для нужд ребенка, отец работающий на двух работах для своей семьи (погибающий в конце концов от сердечного приступа), дети из последних сил выбивающие хорошие оценки ради скупой похвалы родителей. Героизм это утстоявшееся и укрепившееся в своей правоте утверждение, что любовь необходимо заслужить. В тени этого всегда остается тоска и печаль, т.к. жизнь всегда показывает, что такие старания обычно не приводят к желаемому результату. Память о герое, хвалебные тексты, памятники и называние чего-то в честь героя - не только выражение печали по безвременно ушедшему и выражение некоторой вины по отношению к нему. Это еще и легитимизация героизма. В некотором смысле это медвежья услуга тем, кто будет жертвовать собой в дальнейшем. Ибо вместо горевания и оплакивания несбывшейся любви, о важном и необходимом процессе о котором писал Лоуэн, потенциальному герою демонстрируется высшая награда - всенародная любовь и память. Та искаженная форма любви, которую герой скорее всего и не застанет, а застав - не сможет насладиться. Героическое суицидальное поведение в этом смысле - форма высшей преданности людям. Суицид нередко это не просто избавление от невыносимых страданий, это выбор между личным и социальным. Как японское сеппуку, в центре которого - мотив избегания позора и сохранения чести. К тому же героизм - это почти всегда упрек в адрес мира, который не может и не хочет по достоинству вознаграждать героя за свой поступок. Особенно это выражено в пост-советских странах, где, например, есть огромная пропасть между уровнем жизни ветеранов ВОВ и масштабами героизации самой войны. В каком--то смысле, самоотверженность это еще и агрессивное поведение, т.к. это некоторая форма обвинения в адрес других. Думаю, что в большинстве ситуаций в героизме нет необходимости. Если окружающие способны сказать потенциально самоотверженному человеку "ты для нас дороже живой и здоровый, ты важнее своего поступка", то чаще всего необходимость в героизме пропадает. Ибо, на мой взгляд, "ты есть и это хорошо" первоочередно перед "ты так много сделал для нас". * - Александр Матросов - образец суицидального советского героизма, персонаж военных легенд ВОВ, пожертвовавший собой ради сослуживцев. Само словосочетание "комплекс А.М." появилось у Сергея Курехина, известного советского и российского музыканта, если мне не изменяет память, в одной из его псевдонаучных мистификаций. Александр Моховиков, видный гештальт-терапевт и суицидолог Украины и СНГ, нередко в своих лекциях с сарказмом говорил о советской героике и о крайностях самоотверженности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|